СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие "Литература или нет?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

1. дать ученикам понятие о массовой литературе, фанфикшене, комиксах, книгах по фильмам, стилизациях и т.д.

2. Привлечь внимание учащихся к вопросам эстетической ценности современных видов литературного творчества по сравнению с классической литературой.

3. Сформировать у учащихся понятие о необходимости чтения, изучения литературы для дальнейшего умственного и духовного развития.

Предупредить учеников о вреде чтения произведений современного литературного творчества вместо классических произведений.

Оборудование: цитаты известных писателей о литературе массовой и классической, смешные перлы из текстов фикрайтеров, иллюстрации к этим перлам, обложки книг по фильмам, комиксы.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Основная часть.
  1. Массовая литература

Сегодня на уроке мы с вами погрузимся в мир «как бы литературы».

Наш с вами предмет – русская литература – предполагает изучение лучшего, что было создано русскими писателями на протяжении многих лет. Мы уже знаем достаточно много имен и произведений тех, кого называют классиками. Давайте подумаем: чем же так выделяются эти произведения и эти писатели? Что отличает классическую литературу?

Ученики под руководством педагога пытаются вычленить признаки классической литературы: актуальность, мастерство автора, внимание к «вечным темам», внимание к острым социальным темам своего времени и т.д.

Но литература – это живой процесс. Все новые и новые произведения создаются не просто каждый год, а каждый день. И если вы придете в книжные магазины – вам первым делом бросятся в глаза совсем не книги авторства классиков. Давайте припомним, что вы можете увидеть на книжных полках?

Ученики дают ответы: детективы, боевики, фэнтези, фантастика и т.д.  Под руководством учителя формулируют понятие массовой литературы, бестселлеров.

А как вы думаете, в чем плюсы и минусы массовой литературы по отношению к литературе классической?

Ученики под руководством учителя заполняют таблицу плюсами и минусами (по желанию можно добавлять или изменять критерии).

  •  

Классическая литература

Массовая литература

Интересно чтения

 

 

Мастерство автора

 

 

  •  

 

 

Обращение к вечным темам

 

 

Возможность духовного развития для читателя

 

 

Возможность интеллектуального развития для читателя

 

 

  •  

 

 

 

Прослушайте следующие цитаты писателей России и зарубежья. С какими из них вы согласны? С какими и почему могли бы поспорить?

(цитаты зачитывает один из учеников. Желательно дать это в качестве индивидуального задания на дом). Образцы:

  •  

«Литература – лишь роскошь, беллетристика – необходимость». ЧЕСТЕРТОН

 

Бестселлер – это позолоченная гробница посредственного дарования.

 

Лучше писать для себя и потерять читателя, чем писать для читателя и потерять себя.

С. КОННОЛИ.

 

«Мне неинтересно быть интересным».

УИЛЬЯМ БЕРРОУЗ

 

«Оценивать художника надо не по силе успеха, а по мощи поражения». ФОЛКНЕР

 

«Писатель должен быть не злободневным, а добродневным». ИННА ЛИСНЯНСКАЯ

 

Писать надо по возможности плохо. Писать надо так, чтобы читать было противно.

ВЕНЕДИКТ ЕРОФЕЕВ

 

Вся великая литература пишется, чтобы Богу было что почитать. ДМИТРИЙ БЫКОВ

  •  

 

  1. Современное литературное творчество. (на данном этапе рассказ учителя может сопровождаться наглядной демонстрацией обложек книг по фильмам, элементов комиксов (см. в Приложении)

 

Кроме массовой литературы, сейчас набирают популярность явления, связанные с литературой. Вы наверняка их знаете: это комиксы, фанфики, книжки, написанные специально по фильмам…

Давайте подумаем, можно ли, например, комиксы или написанные по фильмам книги считать заменителем литературы? А заменителем массовой литературы?

Ученики под руководством учителя составляют «лестницу жанров» в зависимости от художественной ценности явления, влияния на интеллект и духовные качества читателя:

Классическая литература

 

бестселлеры, массовая литература

 

книги, созданные по фильмам

 

комиксы

 

 

 

 

 

 

 

 

            Комиксы и созданные по фильмам книги все же часто создаются профессиональными или полупрофессиональными авторами. Но ведь есть еще и такое набирающее популярность явление, как фанфикшен или фанфики…

Звучит пятиминутный рассказ одного из учеников о том, что такое фанфики. В том случае, если в классе нет ни одного ученика, который читает или пишет фанфикшн (крайне маловероятно) – задание легко дать на дом, есть огромное количество информации в Интернете. (В старших классах ученикам желательно обратить внимание на феномен литературного фанфикшна: когда он возник? какие изданные книги сейчас можно считать не авторскими идеями, а фанфиками? В качестве самых ярких примеров можно рассказать о саге «Звездные войны», по мотивам которой различными авторами было создано (и издано) более сотни произведений).

            Итак, несмотря на то, что и среди творчества фанатов встречаются безусловно талантливые произведения – какие минусы фанфикшна по сравнению с литературой мы можем выделить?

            Ученики называют: заданность сюжета, безграмотность большинства авторов, то, что фанфикшн изначально основан на чужом произведении, а значит, новизна информации сведена к минимуму. Делается вывод о низкой культурной ценности явления.

            Если вы еще не убеждены, то давайте послушаем цитаты из таких вот «фанфиков»!

            Отбор цитат может быть поручен самим ученикам (эта работа увлекательна и может прийтись по вкусу). Прочтение цитат может осуществляться с попутным разбором ошибок и опечаток, которые допустили авторы (или на фоне попыток, что именно авторы хотели сказать). При необходимости чтение может сопровождаться иллюстрациями (см. в Приложении).

Примеры цитат:

А жрец стал молится. И с каждым словом его молитвы твоя бровь поднималась еще выше. Он молился около часа а потом убежал.

Дева Илиана фон Геркинсерд де ля Ви молча впыжылась в дракона. Зверь мохал хвастом и поскуливался.

Мы убили кабана, лося и оленя, попутно уничтожили мертвецов. А потом все это зажарили и съели.

Очень привлекательная женщина, с идеально расчесанным лицом.

 В комнате Джон застал картину с маслом.

Сзади к ним осторожно подкралась дверь ...

Книга была толщиной в четыре пальца, сложенных пополам.

 — Сидеть тут! Кто рискнет высунуться отсюда — пинайте на себя.

Она видела, что вокруг него растеклось очень много крови, уже около 10 литров.

«Сидя на куче мусора и жуя яблоко, ворона смотрела на пейзаж городской свалки».

 Сегодня пятница. Завтра вторник.

Глухая безлунная ночь, где единственным звуком было сопение совы.

V. Подведение итогов урока. Рефлексия

                Какие выводы вы можете сделать из того, что услышали? Всегда ли хорошая литература – это интересная литература? Что еще нужно для того, чтобы литература могла считаться настоящей? Какими качествами должен обладать автор, чтобы создать настоящее литературное произведение? Нужно ли читать массовую литературу, комиксы, фанфики? Можно ли заместить классическую литературу бестселлерами, комиксами, фанфиками?

Категория: Литература
23.12.2014 19:06


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!