СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Внеклассное мероприятие по математике
«Математика и живопись»
Цель : Развитие интереса к математике через различные связи математики с другими науками.
Задачи:
-развивающие: развитие внимания, математического мышления, самостоятельности,памяти.
-воспитательные: воспитание заинтересованности к математике, привитие интереса к науке.
Наглядность : картина «Устный счет»,цветные мелки, условия различных заданий на доске.
Этапы проведения:
1.Рассказ о картине «Устный счет» известного художника Николая Петровича Богданова-Бельского.
2.Рассказ о его школьном наставнике- известном педагоге и просветителе С.А. Рачинском, изображенном на картине среди крестьянских детей.
3.Автор картины обращается к задаче, условие которой написано на классной доске.Сама задача приходит к ребятам с картины.
4.Учитель рассказывает как в сельской школе ребята совершали открытия при устном счет
5.Рассматриваются несколько способов быстрого устного счета.
Сценарий.
1.Картина «Устный счет» » известного художника Николая Петровича Богданова-Бельского написана в 1895 году. На ней изображен эпизод из детства самого художника.
…Класс сельской школы. Идет урок арифметики. Учитель написал задачу на доске, и ребятишки решают ее в уме. Всех их роднит увлеченность задачей, усердие, стремление к знаниям, пытливый ум, а главное – детская непосредственность.
Но в тоже время- какие они разные! И по облику, и по возрасту,и по характеру. Одиннадцать детей- одиннадцать характеров!
На переднем плане картины – мальчик в длинной холщевой рубахе, подпоясанный бечевкой. Из рванного рукава виден голый локоть.(Сирота,наверное, некому присмотреть.)Единственное, что на нем целое и ладное,- это новенькие лапти. Сплетенные,должно быть, собственными руками.
Взглядитесь в лицо его. Высокий лоб. Большие умные глаза,недетский сосретоточенный взгляд. Во всем облике этого мальчика угадывается большое упорство и внутренняя сила. Он, может быть, не всегда быстро, но всегда самостоятельно доходит до сути вещей. И хотя задача для него не легка. Но он ее обязательно решит.
Наши симпатии – на стороне этого мыслителя, потому что на его стороне симпатии самого художника. Художник как бы говорит: «Вот, мол, смотрите: самый бедный, а сколько сил, сколько ума!»
Может быть, в этом маленьком оборвыше художник изобразил себя, свое безродное детство…
Совсем другой характер у подростка, стоящего чуть справа. поодаль. в белой вышитой рубашке и в синих портках. Одну руку он заложил за голову, а другую держит у груди. Он думает. Широко раскрыты голубые глаза. Как будто они стараются разглядеть где –то вдали ответ задачи. Он увлечен задачей и от усердия даже приоткрыл рот и высунул кончик языка.
Один из мальчиков наклонился к уху учителя и, прикрыв рот ладошкой, шепчет с видом заговорщика ответ задачи.
Справа от него другой мальчик скосил глаза: ему хочется подслушать ответ.
Слева от учителя- мальчик. Стоящий в сиреневой рубашке и добротных сапогах, видно, из зажиточных, старательно считает на пальцах и губы его что шепчут.
А каков мальчик, стоящий слева от доски! Кажется вот-вот решит задачу.Еще только одно последнее усилие…
Два маленьких мальчика –один в розовой рубашке, второй – в белой, справа от доски, решают задачу совместно. Вместе –легче. Они ведь еще маленькие.
Все увлечены, все думают.застыв в самых различных позах. У каждого из них только одно желание- скорее решить задачу и сообщить обожаемому учителю ответ.
Как надо любить и знать детей, чтобы так правдиво раскрыть их внутренний мир!
А учитель? Он сидит в очень спокой ной позе.Внимательно, с интересом наблюдает за своими учениками. От его облика так и веет сердечностью и доброжелательностью. Чувствуется, что этот спокойный интеллигентный человек- любимый наставник крестьянских детей.
Картина «Устный счет» очень поэтична. Она воспитывает благородный труд народного учителя. Смотришь на нее и как будто слышишь слова поэта:
Сейте разумное. Доброе,вечное.
Сейте ! Спасибо вам скажет сердечное
Русский народ…
Теперь обратите внимание еще на одну деталь: что за задачу решают мальчики? Взлядитесь – и вы увидите на школьной доске довольно необычный для учеников трехклассной сельской школы пример:
Над ним и задумались ученики.
Поставить эту проблему и решить ее в общем виде –одна из целей этой книги
1. Способ нахождения произведения двух многозначных чисел, из которых одно написано только одними девятками.
Для того чтобы найти произведение числа,написанного одними девятками на число, имеющее с ним одинаковое количество цифр,надо от множителя отнять единицу и к получившемуся числу приписать другое число, все цифры которого дополняют цифры числа до 9.
2.Способ возведения в квадрат любого двузначного числа.
Если запомнить квадраты всех чисел от 1 до 25, то легко найти и квадрат любого двузначного числа,превышающего 25.
Для того чтобы найти квадрат любого двузначного числа,надо разность между этим числом и 25,умножить на 100 и к получившемуся произведению прибавить квадрат дополнения данного числа до 50 или квадрат избытка его над 50.
37*37=(37-25)*100+(50-37)(58-37)=12*100+13*13=1200+169=1369
58*58=(58-25)*100+(58-50)(58-50)=33*100+8*8=3364
3.Способ умножения двузначных чисел.
М*к = (10м+п )(10 а+10-п ) = м (а+1)*100 + п ( к - 10 п )
27 * 63 = 2 ( 6+1 )*100+7 ( 63- 20)=1400+301=1701
2-М 7- п 63-к 6-а
52*38=5(3+1)*100+2(38-50)=2000-24=1976
76*24=7*(2+1)*100+6(24-70)=2100-276=1824
© 2016, Миннибаева Гульгена Шагитовна 296