© 2015, Кутепова Вероника Валерьевна 3389
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Тема урока
|
Тип урока |
Основные элементы |
понятия |
Планируемые результаты в соответствии с ФГОС |
Дом. задание |
||||
|
Метапредметные |
||||||||
Предметные |
Регулятивные |
Коммуникативные |
Познавательные |
Личностные |
|||||
Войны Рима с Карфаге-ном. |
Урок усвоения новых знаний |
Рим и Карфаген – установление господства Рима в Западном Средиземноморье. |
Пунические войны, контрибуция, Ганнибал, битва при Каннах, Заме, провинция. |
Показывать по карте Карфаген, определять причины и последствия Пунических войн, оценивать силы сторон. |
Определять цель, проблему в учебной деятельности, выдвигать версии, оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.
|
Излагать своё мнение, аргументируя его, использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения, вести диалог, учитывая позиции и мнения других.
|
Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовать ее в виде схемы, таблицы. |
Понимать важность учебы и познания нового, принимать ценности других народов. |
Состав. рассказ от имени участника битвы при Каннах или рисунок по иллюстрации. |
Цели урока: 1. Образовательные: 1) познакомить обучающихся с историей Пунических войн; 2) раскрыть характер и причины войн между Римом и Карфагеном;
3) выяснить значение этих войн.
2. Развивающие: 1) продолжить формирование умений работать с исторической картой: определять направления военных походов; 2) продолжить формирование умения устанавливать причинно-следственные связи. 3. Воспитательные: 1) формировать активную гражданскую позицию;
2) воспитывать нравственность, патриотизм.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы урока: объяснительно- иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично - поисковый.
Оборудование:
1) учебник по истории Древнего мира;
2) историческая карта «Вторая Пуническая война», схема «Битва при Каннах»;
3) компьютер, экран, мутьтимедийный проектор;
4) презентация «Пунические войны»
Оформление доски:
1) тема и план урока;
2) исторические термины: Пунические войны, контрибуция.
3) даты: 218-201 гг до н. э.- Вторая Пуническая война, 216 г до н. э.- битва при Каннах.
План урока:
I. Проблема урока: почему Рим победил Карфаген?
II. Поиск решения проблемы:
1. Карфаген и его владения.
Предполагаемый вывод по проблеме: Карфаген, являясь городом морских купцов, большую часть доходов тратил на содержание наёмной армии, что не очень хорошо, так как наёмники сражались за деньги, а не за независимость карфагенян.
2. 1?я Пуническая война.
Предполагаемый вывод по проблеме: союз римлян с греками, обученные за короткое время морскому делу простые граждане, строительство новых больших кораблей – всё это позволило Риму победить Карфаген.
3. 2?я Пуническая война.
Предполагаемый вывод по проблеме: мятежи карфагенских наёмников, умелая стратегия и выжидательная тактика римских полководцев, поддержка римлян африканским населением, обогащение Рима за счёт налогов из завоёванных провинций – всё это являлось причинами победы римлян над карфагенянами.
4. 3?я Пуническая война.
Предполагаемый вывод по проблеме: несмотря на то, что победа римлянам далась нелегко, Карфаген был разрушен, и Римская республика стала сильнейшей державой Западного Средиземноморья.
III. Применение нового знания.
IV. Подведение итогов (рефлексия).
V. Домашнее задание.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
1. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы. |
– Сегодня мы с вами продолжаем разговор о завоевательных походах древних римлян. – Следующим, кого завоевал Рим, был Карфаген. Найдите на карте земли Карфагенской державы (слайд 2). – Давайте с вами узнаем, какое мнение высказывается об этом историческом событии (слайд 3). «Рим вступил в период непрерывных завоевательных войн, которые с течением времени сделали его наиболее грозной военной силой. Самой жестокой, долгой и кровопролитной была война Рима против Карфагена, на тот момент мощной морской державы и главного торгового центра всего средиземноморского бассейна». Фиксируем на доске: 1-й факт: Рим – сильная армия, но большинство граждан – простые земледельцы. – Что можете сказать об уровне подготовленности Карфагена? Фиксируем на доске: 2-й факт: Карфаген – это богатая сильная держава. – Сравните два факта. В чём противоречие, какой возникает вопрос? Фиксирует на доске проблему: Почему Рим победил Карфаген? Версии: – Есть у вас версии, предположения? – Выразите их кратко одной фразой. |
Ученики должны на карте найти Карфаген (описать расположение города). – Римляне победили Карфаген благодаря своей сильной армии. – Карфаген – это богатая сильная держава с хорошо обученной и подготовленной армией. По-разному формулируют главный вопрос урока. Выдвигают разные версии, принимается любая. |
I.2. Актуализация знаний. |
– Что нам надо вспомнить, чтобы проверить версии? – Объясните с помощью словаря, что означают слова: республика (слайд 4) и легион (слайд 5). – Перечислите главные причины римских побед V–IV вв. до н.э. (слайд 6.) |
– Надо вспомнить особенности римской армии и причины римских побед. Вспоминают ранее изученный материал. |
1.3. Планирование деятельности. |
– Чтобы ответить на главный вопрос урока, что нам надо сделать? (Слайд 7.) |
– В тексте параграфа найти причины, позволившие римлянам победить карфагенян. |
2. Поиск решения проблемы. Открытие нового знания. |
1. Карфаген и его владения. (Слайд 8.) – Почему римляне после завоевания Италии обратили свои взоры на остров Сицилию? – Почему римлянам было так важно завоевать Сицилию? – Какие выгоды они приобретали в случае победы? – Вспомните, чем и когда прославился народ финикийцев? – Карфагеняне – потомки финикийских мореплавателей. Можно ли сказать, что Карфаген продолжил историю финикийцев? – Большая часть доходов шла на содержание наёмной армии. Как вы думаете, в чём преимущества и слабые стороны наёмной армии? За что будут сражаться наёмники? – Предположите, что могло быть одной из причин, позволившей римлянам победить карфагенян. (Слайд 9) 2. 1-я Пуническая война. – В 264 году римские легионы высадились на Сицилии, чтобы поддержать греческие города в борьбе с Карфагеном. Фиксирует на доске: 1-я Пуническая война. – Эти войны назвали Пуническими. Почему? – Прочитайте п. 1 (с. 204) и сформулируйте письменно причины побед римлян в 1-й Пунической войне: «потому что …». Кто будет готов раньше, поднимите руку. – Каковы итоги первой войны? – Узнайте с помощью словаря, что означает слово контрибуция, и на основе объяснения сделайте вывод о том, что способствовало усилению римлян. (Слайд 10) 3. 2-я Пуническая война. (Слайд 11) Фиксирует на доске: 2-я Пуническая война. – Итак, римляне одержали победу, но такой результат не устраивал обе стороны. – Прочитайте первое предложение из п. 2 на с. 205. Сформулируйте начальные события 2-ой Пунической войны … – Прочитайте пункт 2 целиком. Сформулируйте письменно причины побед римлян во 2-й Пунической войне и каждую подтвердите фактами: «потому что.». – У вас три минуты. Кто будет готов раньше, поднимайте руку. – Проверим. Читайте целиком обо всех причинах. Для уточнения детализации событий во 2-й Пунической войне можно задать следующие вопросы: – Каким образом Ганнибал решил перехитрить римлян? – Зачем он рисковал своим войском, переходя через Альпы? – Почему тактику римлян можно назвать противоречивой? – Каким образом новая тактика повлияла на дальнейший ход войны? – Как случилось, что римляне, обладая численным превосходством, проиграли битву при Каннах? – Как вы думаете, почему Ганнибал не сумел воспользоваться результатами битвы при Каннах? – Как удалось римлянам вести войну на истощение? – Какие качества римского характера представляются вам достойными подражания, а какие – нет? – Чем закончилась 2-я Пуническая война? – Как это сказалось на положении Римской республики? 4. 3-я Пуническая война. Фиксирует на доске: 3-я Пуническая война. Если мы обратимся к 4 пункту параграфа, то выясним, что римляне на этом не закончили свои завоевания в отношении Карфагена. – Каковы итоги этой войны? Выражение решения проблемы. –Так как же мы решили проблему, поставленную в начале урока: почему Рим победил Карфаген? (Слайд 13) Союз с греками и поддержка африканских племён, умелая стратегия и осторожная тактика военных действий римлян, новые боевые корабли, а также пополнение армии за счёт обученных молодых юношей и рабов, последние готовы были сражаться, лишь бы им дали свободу, – всё это позволило Риму победить Карфаген. |
– Хотели расширить свои владения. Остров Сицилия – это земли с богатыми греческими городами и плодородными землями. – Выход в Средиземное море на север Африки. – Они занимались морской торговлей по всему Средиземноморью, создали алфавит с согласными звуками. – Да, этот город основали финикийские морские купцы, чьи корабли перевозили товары по всему Средиземноморью. – Преимущества наёмной армии заключаются в том, что наёмники за деньги готовы были сражаться с любым врагом, но как только прекращалась оплата, наёмные воины могли в любую минуту предать и покинуть поле боя. – Наёмная армия. – Так называли римляне карфагенян и финикийцев. Дети в течение двух минут самостоятельно работают с текстом. – Римляне победили карфагенян, потому что они создали новый сильный флот. – Римские воины были непобедимы в рукопашном бою. Карфагеняне выплачивали контрибуцию. – Карфаген нарушил мирный договор с Римом и захватил в Испании союзный с Римом город. Дети в течение трёх минут работают индивидуально с текстом. – Особая военная стратегия диктатора (частые мелкие сражения изматывали противника). – Пополнение армии за счёт юношей, бывших преступников и рабов (они были заинтересованы в получении гражданских прав и свободы). – Ганнибал вынужден был покинуть Италию для защиты родного города. Работа со схемой на стр.207 «Битва при Каннах» по предложенным вопросам. – Карфаген был разбит, войско и флот были уничтожены. Рим получил ещё одну провинцию – Испанию. – Римская республика стала сильнейшей державой Западного Средиземноморья. Запись в тетрадке. Примерный вывод по проблеме в виде схемы: |
3. Применение нового знания. |
Задание по карте (слайд 14). – Последовательно перечислите события 1 и 2-й Пунических войн, разделите на этапы и дайте им названия. Задание (слайд 15) выполняется на усмотрение учителя и при наличии времени. – О ком в римской истории было сказано, что он «промедлением спас Рим»? – Итак, мы с вами выяснили, что Рим, победив Карфаген, стал сильнейшей державой Западного Средиземноморья. Итак, давайте еще раз, чтобы окончательно разобраться в данных вопросах, ответим на тестовые задания. |
Отвечают на вопросы теста, проверяется методом взаимопроверки. Тестовые задания. 1. Назовите, с каким государством воевал Рим в Западном Средиземноморье А) Египет Б) Индия В) Карфаген 2. Укажите, в каком году произошла битва при Каннах А) в 201 году до н.э. Б) в216 году до н.э. В) в 218 году до н.э. 3.Чем закончилась вторая война Рима с Карфагеном А) Рим лишился владений в Сицилии и Южной Италии Б) Карфаген лишился всех владений за пределами Африки. В) Рим стал хозяином в Восточном Средиземноморье. 4.Войны между Римом и Карфагеном назывались Пуническими, потому что А) Карфагеняне называли римлян пунами Б) Войско римлян возглавил полководец из рода Пунов В) Римляне и Карфагеняне называли жителей Сицилии пунами Г) Римляне называли карфагенян пунами. 5. Римский полководец, разбивший Ганнибала в битве близ города Зама (202 год до н.э.) А) Сципион Б) Тит Ливий В) Красс |
4. Подведение итогов. |
Давайте попробуем оценить свою работу на уроке каждого из вас, какую отметку вы себе поставите и почему? Как вы усвоили материал? |
Высказывают свое мнение по поводу работу отдельных учащихся, оценивают свою работу, определяют что получилось на уроке, а что нет. Каких знаний не хватает, чтобы сформировать целостную картину взаимоотношения двух стран. |
5. Домашнее задание. |
Составить рассказ от имени участника битвы при Каннах или рисунок по иллюстрации. |
© 2015, Кутепова Вероника Валерьевна 3389