СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Войны Рима с Карфагеном.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока

Тип урока

Основные элементы

понятия

Планируемые результаты в соответствии с ФГОС

Дом.

задание

Метапредметные

Предметные

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

Личностные

Войны

Рима с Карфаге-ном.

Урок усвоения новых знаний

Рим и Карфаген – установление господства Рима в Западном Средиземноморье.

Пунические войны, контрибуция, Ганнибал, битва при Каннах, Заме, провинция.

Показывать по карте Карфаген, определять причины и последствия Пунических войн, оценивать силы сторон.

Определять цель, проблему в учебной деятельности, выдвигать версии, оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

Излагать своё мнение, аргументируя его, использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения, вести диалог, учитывая позиции и мнения других.

Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовать ее в виде схемы, таблицы.

Понимать важность учебы и познания нового, принимать ценности других народов.

Состав. рассказ от имени участника битвы при Каннах или рисунок по иллюстрации.

Цели урока: 1. Образовательные: 1) познакомить обучающихся с историей Пунических войн; 2) раскрыть характер и причины войн между Римом и Карфагеном;

3) выяснить значение этих войн.

2. Развивающие: 1) продолжить формирование умений работать с исторической картой: определять направления военных походов; 2) продолжить формирование умения устанавливать причинно-следственные связи. 3. Воспитательные: 1) формировать активную гражданскую позицию;

2) воспитывать нравственность, патриотизм.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы урока: объяснительно- иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично - поисковый.

Оборудование:

1) учебник по истории Древнего мира;

2) историческая карта «Вторая Пуническая война», схема «Битва при Каннах»;

3) компьютер, экран, мутьтимедийный проектор;

4) презентация «Пунические войны»

Оформление доски:

1) тема и план урока;

2) исторические термины: Пунические войны, контрибуция.

3) даты: 218-201 гг до н. э.- Вторая Пуническая война, 216 г до н. э.- битва при Каннах.

План урока:

I. Проблема урока: почему Рим победил Карфаген?

II. Поиск решения проблемы:

1. Карфаген и его владения.

Предполагаемый вывод по проблеме: Карфаген, являясь городом морских купцов, большую часть доходов тратил на содержание наёмной армии, что не очень хорошо, так как наёмники сражались за деньги, а не за независимость карфагенян.

2. 1?я Пуническая война.

Предполагаемый вывод по проблеме: союз римлян с греками, обученные за короткое время морскому делу простые граждане, строительство новых больших кораблей – всё это позволило Риму победить Карфаген.

3. 2?я Пуническая война.

Предполагаемый вывод по проблеме: мятежи карфагенских наёмников, умелая стратегия и выжидательная тактика римских полководцев, поддержка римлян африканским населением, обогащение Рима за счёт налогов из завоёванных провинций – всё это являлось причинами победы римлян над карфагенянами.

4. 3?я Пуническая война.

Предполагаемый вывод по проблеме: несмотря на то, что победа римлянам далась нелегко, Карфаген был разрушен, и Римская республика стала сильнейшей державой Западного Средиземноморья.

III. Применение нового знания.

IV. Подведение итогов (рефлексия).

V. Домашнее задание.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.

– Сегодня мы с вами продолжаем

разговор о завоевательных походах

древних римлян.

– Следующим, кого завоевал Рим, был Карфаген. Найдите на карте земли Карфагенской державы (слайд 2).

– Давайте с вами узнаем, какое мнение высказывается об этом историческом событии (слайд 3).

«Рим вступил в период непрерывных завоевательных войн, которые с течением времени сделали его наиболее грозной военной силой. Самой жестокой, долгой и кровопролитной была война Рима против Карфагена, на тот момент мощной морской державы и главного торгового центра всего средиземноморского бассейна».

Фиксируем на доске:

1-й факт:

Рим – сильная армия, но большинство граждан – простые земледельцы.

– Что можете сказать об уровне подготовленности Карфагена?

Фиксируем на доске:

2-й факт:

Карфаген – это богатая сильная держава.

– Сравните два факта. В чём противоречие, какой возникает вопрос?

Фиксирует на доске проблему: Почему Рим победил Карфаген?

Версии:

– Есть у вас версии, предположения?

– Выразите их кратко одной фразой.

Ученики должны на карте найти Карфаген (описать расположение города).

– Римляне победили Карфаген благодаря своей сильной армии.

– Карфаген – это богатая сильная держава с хорошо обученной и подготовленной армией.

По-разному формулируют главный вопрос урока.

Выдвигают разные версии, принимается любая.

I.2. Актуализация знаний.

– Что нам надо вспомнить, чтобы проверить версии?

– Объясните с помощью словаря, что

означают слова: республика (слайд 4) и легион (слайд 5).

– Перечислите главные причины римских побед V–IV вв. до н.э. (слайд 6.)

– Надо вспомнить особенности римской армии и причины римских побед.

Вспоминают ранее изученный материал.

1.3. Планирование деятельности.

– Чтобы ответить на главный вопрос урока, что нам надо сделать? (Слайд 7.)

– В тексте параграфа найти причины, позволившие римлянам победить карфагенян.

2. Поиск решения проблемы. Открытие нового знания.

1. Карфаген и его владения.

(Слайд 8.)

– Почему римляне после завоевания Италии обратили свои взоры на остров Сицилию?

– Почему римлянам было так важно завоевать Сицилию?

– Какие выгоды они приобретали в случае победы?

– Вспомните, чем и когда прославился народ финикийцев?

– Карфагеняне – потомки финикийских мореплавателей. Можно ли сказать, что Карфаген продолжил историю финикийцев?

– Большая часть доходов шла на содержание наёмной армии. Как вы думаете, в чём преимущества и слабые стороны наёмной армии? За что будут сражаться наёмники?

– Предположите, что могло быть одной из причин, позволившей римлянам победить карфагенян. (Слайд 9)

2. 1-я Пуническая война.

– В 264 году римские легионы высадились на Сицилии, чтобы поддержать греческие города в борьбе с Карфагеном.

Фиксирует на доске:

1-я Пуническая война.

– Эти войны назвали Пуническими. Почему?

– Прочитайте п. 1 (с. 204) и сформулируйте письменно причины побед римлян в 1-й Пунической войне: «потому что …». Кто будет готов раньше, поднимите руку.

– Каковы итоги первой войны?

– Узнайте с помощью словаря, что означает слово контрибуция, и на основе объяснения сделайте вывод о том, что способствовало усилению римлян. (Слайд 10)

3. 2-я Пуническая война. (Слайд 11)

Фиксирует на доске:

2-я Пуническая война.

– Итак, римляне одержали победу, но такой результат не устраивал обе стороны.

– Прочитайте первое предложение из п. 2 на с. 205. Сформулируйте начальные события 2-ой Пунической войны …

– Прочитайте пункт 2 целиком.

Сформулируйте письменно причины побед римлян во 2-й Пунической войне и каждую подтвердите фактами: «потому что.».

– У вас три минуты. Кто будет готов раньше, поднимайте руку.

– Проверим. Читайте целиком обо всех причинах.

Для уточнения детализации событий во 2-й Пунической войне можно задать следующие вопросы:

– Каким образом Ганнибал решил перехитрить римлян?

– Зачем он рисковал своим войском, переходя через Альпы?

– Почему тактику римлян можно назвать противоречивой?

– Каким образом новая тактика повлияла на дальнейший ход войны?

– Как случилось, что римляне, обладая численным превосходством, проиграли битву при Каннах?

– Как вы думаете, почему Ганнибал не сумел воспользоваться результатами битвы при Каннах?

– Как удалось римлянам вести войну на истощение?

– Какие качества римского характера представляются вам достойными подражания, а какие – нет?

– Чем закончилась 2-я Пуническая война?

– Как это сказалось на положении Римской республики?

4. 3-я Пуническая война.

Фиксирует на доске:

3-я Пуническая война.

Если мы обратимся к 4 пункту параграфа, то выясним, что римляне на этом не закончили свои завоевания в отношении Карфагена.

– Каковы итоги этой войны?

Выражение решения проблемы.

–Так как же мы решили проблему, поставленную в начале урока: почему Рим победил Карфаген? (Слайд 13)

Союз с греками и поддержка африканских племён, умелая стратегия и

осторожная тактика военных действий римлян, новые боевые корабли, а также пополнение армии за счёт обученных молодых юношей и рабов, последние готовы были сражаться, лишь бы им дали свободу, – всё это позволило Риму победить Карфаген.

– Хотели расширить свои владения.

Остров Сицилия – это земли с богатыми греческими городами и плодородными землями.

– Выход в Средиземное море на север Африки.

– Они занимались морской торговлей по всему Средиземноморью, создали алфавит с согласными звуками.

– Да, этот город основали финикийские морские купцы, чьи корабли перевозили товары по всему Средиземноморью.

– Преимущества наёмной армии

заключаются в том, что наёмники за

деньги готовы были сражаться с любым врагом, но как только прекращалась оплата, наёмные воины

могли в любую минуту предать и покинуть поле боя.

– Наёмная армия.

– Так называли римляне карфагенян и финикийцев.

Дети в течение двух минут самостоятельно работают с текстом.

– Римляне победили карфагенян, потому что они создали новый сильный флот.

– Римские воины были непобедимы в рукопашном бою.

Карфагеняне выплачивали контрибуцию.

– Карфаген нарушил мирный договор с Римом и захватил в Испании союзный с Римом город.

Дети в течение трёх минут работают индивидуально с текстом.

– Особая военная стратегия диктатора (частые мелкие сражения изматывали противника).

– Пополнение армии за счёт юношей, бывших преступников и рабов (они были заинтересованы в получении гражданских прав и свободы).

– Ганнибал вынужден был покинуть Италию для защиты родного города.

Работа со схемой на стр.207 «Битва при Каннах» по предложенным вопросам.

– Карфаген был разбит, войско и

флот были уничтожены. Рим получил ещё одну провинцию – Испанию.

– Римская республика стала сильнейшей державой Западного Средиземноморья.

Запись в тетрадке.

Примерный вывод по проблеме в виде схемы:

3. Применение нового знания.

Задание по карте (слайд 14).

– Последовательно перечислите события 1 и 2-й Пунических войн, разделите на этапы и дайте им названия.

Задание (слайд 15) выполняется на усмотрение учителя и при наличии времени.

– О ком в римской истории было сказано, что он «промедлением спас Рим»?

– Итак, мы с вами выяснили, что Рим, победив Карфаген, стал сильнейшей державой Западного Средиземноморья.

Итак, давайте еще раз, чтобы окончательно разобраться в данных вопросах, ответим на тестовые задания.

Отвечают на вопросы теста, проверяется методом взаимопроверки.

Тестовые задания.

1. Назовите, с каким государством воевал Рим в Западном Средиземноморье

А) Египет

Б) Индия

В) Карфаген

2. Укажите, в каком году произошла битва при Каннах

А) в 201 году до н.э.

Б) в216 году до н.э.

В) в 218 году до н.э.

3.Чем закончилась вторая война Рима с Карфагеном

А) Рим лишился владений в Сицилии и Южной Италии

Б) Карфаген лишился всех владений за пределами Африки.

В) Рим стал хозяином в Восточном Средиземноморье.

4.Войны между Римом и Карфагеном назывались Пуническими, потому что

А) Карфагеняне называли римлян пунами

Б) Войско римлян возглавил полководец из рода Пунов

В) Римляне и Карфагеняне называли жителей Сицилии пунами

Г) Римляне называли карфагенян пунами.

5. Римский полководец, разбивший Ганнибала в битве близ города Зама (202 год до н.э.)

А) Сципион

Б) Тит Ливий

В) Красс

4. Подведение итогов.

Давайте попробуем оценить свою работу на уроке каждого из вас, какую отметку вы себе поставите и почему? Как вы усвоили материал?

Высказывают свое мнение по поводу работу отдельных учащихся, оценивают свою работу, определяют что получилось на уроке, а что нет. Каких знаний не хватает, чтобы сформировать целостную картину взаимоотношения двух стран.

5. Домашнее задание.

Составить рассказ от имени участника битвы при Каннах или рисунок по иллюстрации.

Категория: История
14.10.2015 22:13


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!