СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вопросно-ответная структура текста в лирике И. А. Бунина

Нажмите, чтобы узнать подробности

И. А. Бунин, по свидетельству Г. Адамови­ча, «не считал себя прозаиком, который тоже пишет и стихи, как, например, Тургенев, нет, он придавал своим стихам очень большое значение и с горечью должен был сознавать, что как поэт остался в тени». Вместе с тем, например, Владимир Владимирович Набоков, давая характеристику творчества Бунина, отдавал предпочтение его поэзии: «Книги Бунина я любил в отрочестве, а позже предпочитал его удивительные струя­щиеся стихи той парчовой прозе, которой он был знаменит».

Функции таких категорий, как по­буждение, обращение, вопрос и др., в поэзии усложняются и несколь­ко модифицируются по сравнению с их первичной функцией в обыч­ной речи. Своеобразие категории вопроса в лирике связано во мно­гом с тем, что собеседник в момент речи отсутствует, «а также с чрезвычайным усложнением отношений между субъектом речи и её адресатом» (И. И. Ковтунова).

Ср., например, в стихотворении Бунина «Гаданье»:

Гадать? Ну что же, я послушна,

Давай очки, подвинь огонь…

– Ах, как нежна и простодушна

Твоя открытая ладонь!

Но ты потупилась, смущаясь?

В лице румянца ни следа,

В ресницах слёзы? – Не беда:

Бледнеют розы, раскрываясь.

Здесь обе строфы имеют вопросно-ответную структуру, создаю­щую выразительную лирическую миниатюру гаданья по руке. Участ­ницы диалога – две женщины (пожилая и молодая), на что указывает контекст (я послушна, Давай очки…), в том числе и вопрос (Но ты потупилась, смущаясь?). Вопросительные конструкции, наряду с во­просительным значением, выражают и значение сообщения, так как они представляют читателю речевую ситуацию, конкретное событие как непосредственно воспринимаемое, находящееся перед глазами.

Вопросно-ответная композиция в лирике Бунина может быть осно­вой не только реального, но и образного диалога необычных «собесед­ников», например моря и степи («Укоры»):

Море с голой степью говорило:

«Это ты меня солончаками

И полынью горькой отравила,

Жарко дуя жёсткими песками!

Я ли не господняя криница?

Да не пьёт ни дикий зверь, ни птица

Из волны моей солёно-жгучей,

Где остался твой песок летучий!»

Отвечает степь морской пустыне:

«Не по мне ли, море, ты ходило,

Не по мне ли, в кипени и сини,

За волной волну свою катило?

Я ли виновата, что осталась,

В час, когда со мной ты расставалось,

Белой солью кипень снеговая,

Голубой полынью синь живая?»

В этом стихотворении с помощью вопросно-ответного построения текста создаётся смысловое противопоставление, имеющее метафори­ческий, антропоцентрический характер. Вопросительные предложе­ния не только содержат вопрос, но и одновременно изображают, рисуют целую серию картин. В результате вопросительное значение модифицируется (не случаен и глагол отвечает, предваряющий во­прос): в семантике предложения усиливается констатирующая состав­ляющая, в результате чего вопрос сближается с повествованием. Семантика вопросов-сообщений в этом тексте осложнена субъективно-модальным значением уверенности, выраженной не прямо (Я ли не господняя криница?), которое становится ясным в синонимических трансформациях (Конечно, я господняя криница…). Кроме того, в во­просах содержится и субъективно-эмоциональное негативно-оценоч­ное значение сожаления, несогласия, укоризны, которое семантиче­ски соотносится с названием стихотворения.

Подобные вопросы встречаются и в стихотворениях, представляю­щих собой описания событий, относящихся к прошлому. Персонажами в этих случаях могут выступать реальные исторические деятели. Зада­вая вопрос и отвечая на него, автор использует конкретный приём ораторской речи. Так построено стихотворение «Князь Всеслав» – первая строфа заканчивается вопросами, а вторая строфа начинается с ответов:

Что ж теперь, дорогами глухими,

Воровскими в Полоцк убежав,

Что теперь, вдали от мира, в схиме,

Вспоминает тёмный князь Всеслав?

Только звон твой утренний, София,

Только голос Киева! – Долга

Ночь зимою в Полоцке… Другие

Избы в нём, и церкви, и снега…

Вопросно-ответная структура оказывается смысловым и компози­ционным центром произведения, в котором рассказана история «го­рестей изгнанья» одного из князей Киевской Руси и создан образ не властителя, а человека, сохранившего в сердце «ангельский», «незем­ной» звон колоколов Софийского собора.

Есть в поэзии Бунина произведения, в которых автор задаёт вопрос самому себе, а ответ (его поиски) совпадает с моментом речи. Такая структура соответствует семантической модели внутренней речи, в которой воспроизводится динамика мыслительного или эмоциональ­ного процессов: вопросы, предположения, сомнения, ответы, снова вопросы и т.д. В этом случае текст представляет собой лирический монолог. Ср. стихотворение «Щеглы, их звон, стеклянный, неживой…»:

Щеглы, их звон, стеклянный, неживой,

И клён над облетевшею листвой,

На пустоте лазоревой и чистой,

Уже весь голый, лёгкий и ветвистый…

О мука мук! Что надо мне, ему,

Щеглам, листве? И разве я пойму,

Зачем я должен радость этой муки,

Вот этот небосклон, и этот звон,

И тёмный смысл, которым полон он,

Вместить в созвучия и звуки?

Я должен взять – и, разгадав, отдать,

Мне кто-то должен сострадать,

Что пригревает солнце низким светом

Меня в саду, просторном и раздетом,

Что озаряет жёлтая листва

Ветвистый клён, что я едва-едва,

Бродя в восторге по саду пустому,

Мою тоску даю понять другому…

В содержании стихотворения переплетаются два смысловых плана: пейзаж, представляющий собой объективное описание природы, и внутренняя речь, наполненная экспрессией. Вопросно-ответная струк­тура передаёт ход размышлений поэта о сути и цели творчества. В ответах отражено авторское представление о поэзии как процессе познания, «разгадывания» мира, для чего необходимо участие не толь­ко поэта (я должен…), но и читателя (Мне кто-то должен состра­дать…). Заметим, что это стихотворение является относительно редким примером того, как автор даёт развёрнутый ответ на вопрос, казалось бы, не имеющий ответа, или уже заключающий в себе отри­цательный ответ. На это косвенно указывает форма риторического вопроса И разве я пойму? (Ср.: Я не поймуЯ не могу понять…).

В исследованиях по синтаксису поэтической речи отмечается, что в лирическом монологе вопросы, обращённые к самому автору, чаще всего остаются без однозначного ответа. Это может быть обусловлено использованием «несобственно-вопросов», которые и являются отве­тами. Например:

Отчего ты печально, вечернее небо?

Оттого ли, что жаль мне земли,

Что туманно синеет безбрежное море

И скрывается солнце вдали?

Отчего ты прекрасно, вечернее небо?

Оттого ль, что далёко земля,

Что с прощальною грустью закат угасает

На косых парусах корабля

И шумят тихим шумом вечерние волны

И баюкают песней своей

Одинокое сердце и грустные думы

В беспредельном просторе морей?

Текст этого стихотворения в целом имеет вопросно-ответную ком­позицию: обращаясь к «вечернему небу», автор сам ему и отвечает, но опять в форме вопросов, которые остаются открытыми. Вопросы такого плана, свойственные философской лирике, обладают медита­тивной семантикой, – это вопросы о сути вещей, «об отношениях человека и мира, о природе явлений, об их скрытом смысле» (И. И. Ковтунова).

Основу вопросно-ответной структуры лирического монолога со­ставляют построения с семантически развёрнутыми вопросами-пред­положениями, содержащими описания, картины, образы, характерис­тики и т.п. Лирический вопрос-предположение часто бывает оформ­лен конструкциями с частицами ли (ль), или (иль). В монологе подоб­ные вопросы представляют собой альтернативные ряды, которые, в отличие от разговорной речи, не предполагают ни ответа, ни выбора:

Что шумит-звенит перед зарёю?

Что колышет ветер в тёмном поле?

Холодеет ночь перед зарёю…

Серой мглой подёрнулися балки…

Или это ратный стан белеет?

Или снова веет вольный ветер

Над глубоко спящими полками?

Не ковыль ли, старый и сонливый,

Он качает, клонит и качает,

Вежи половецкие колышет

И бежит-звенит старинной былью?

(«Ковыль»),

Изображаемое с помощью вопросительных конструкций граммати­чески относится к плану настоящего времени (белеет, веет, клонит и качает), но в альтернативном ряду, выражающем противопоставление реального и воображаемого, представляются картины из прошлого, хранящегося в памяти (ратный стан, спящие полки, вежи половецкие). Ли­рические вопросы, формально остающиеся без ответа, а по существу сами содержащие ответ, выражают значение предположения. Безот­ветность вопросов вызывает их преобразование: ослабление вопросительного значения и усиление повествовательности, так как вопросы не направлены на поиск информации – они сами её передают.

Таким образом, в лирике И. А. Бунина нашла отражение особая син­таксическая организация поэтического текста, вопросно-ответная струк­тура которого существенно отличается от устной разговорной речи.

Источник: Чумакова Т. В. Вопросно-ответная структура текста в лирике И. А. Бунина // Русский язык в школе и дома. – 2010. – № 9. – С. 15–18.

См.:

Бунин И. А.

https://multiurok.ru/blog/bunin-i-a.html

Категория: Литература
28.07.2017 20:02


© 2017 1711

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!