СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Вопросам воспитания сегодня уделяется особое внимание. Это находит отражение в федеральных государственных образовательных стандартах, федеральных и региональных программах. Внесены значимые изменения в Закон об образовании в Российской Федерации. Во всех образовательных учреждениях функционируют воспитательные отделах, проводятся различные конкурсы, соревнования, секции, но ситуация не меняется - незначительная часть студентов вовлечена в воспитательную работу.
Низкая мотивация студентов, на наш взгляд, является одной из ключевых проблем, следствием которой становится отсутствие желания у обучающихся посещать секции и мероприятия. Как нам видится, причина этой ситуации заключается во времени проведения данных мероприятий. Как секции, так и воспитательные мероприятия проводятся во внеурочное время, после занятий. Многие обучающиеся и так не понимают значения образования как такового, а когда необходимо дополнительно оставаться в техникуме, стараются всеми силами избежать этого и не участвовать в предлагаемых учреждением мероприятиях.
Эта проблема возникла не за один день - она системна. Вместе с тем можно попробовать ее решить. Следует отметить, что мотивацию студентов поменять сложно. Как бы мы не хотели, подростки всегда будут протестовать против «чего угодно», зачастую заинтересовать их удается лишь на небольшой промежуток времени.
Остается только организовать учебный процесс так, чтобы воспитательные мероприятия оказались «внутри». Например, определить один день
в неделю, когда после второго занятия (или второй «пары») в оставшееся время проводить секции, конференции или воспитательные мероприятия тематического характера. Таким образом, посещение мероприятий становится обязательным. Постепенно «сработает» привыкание, что будет способствовать организации системы воспитательных мероприятий. Как следствие, возникнет и эффект от ее применения. Сложным при внедрении такой системы, на наш взгляд, является то, что необходима организация секций и кружков одновременно для всех обучающихся. В таком случае можно организовать «круговое» посещение. Например, в первую неделю месяца группа сварщиков первого курса идет на секцию волейбола, студенты второго курса - в волонтерский клуб, а третьего - в военнопатриотический. На следующей неделе очередность групп меняется. Как вариант можно вести занятия в секциях и кружках между учебными занятиями, внести их в расписание, как вводится в расписание классный час. Еще один из вариантов - организовать подписание поступающими обязательства: «Посещения какой-либо секции по выбору».
Для более тесной связи воспитательных мероприятий с учебным процессом, предлагается расширить направленность мероприятий, которые могут быть ориентированы не только на волонтерское движение, спортивное развитие или военно-патриотическое воспитание. Тем более что это предусмотрено современными образовательными концепциями. Мы видим это в проведении углубленных занятий по общеобразовательным дисциплинам, или в процессе подготовки к ЕГЭ; вариантов исполнения - множество.
Успешная мировая практика - это организация учебного заведения «полного дня», когда до обеда проводятся учебные занятия, а после - внеурочные. Учебное заведение при этом может работать как профильное, например, готовить по какой-то профессии, техническому или гуманитарному направлению, либо сразу по нескольким направлениям. Для предоставления выбора обучающимся следует предусмотреть смену секций один раз в год. Однако круговая модель, когда в течение года все группы проходят через все имеющиеся секции, представляется нам более эффективной. Во-первых, достигается всесторонняя подготовка, так как обучающиеся пройдут через все возможные направления воспитания, во- вторых - стопроцентный охват обучающихся, в-третьих - полноценная работа секций, кружков и дополнительных занятий.
Для внесения разнообразия в формы воспитательных мероприятий предлагаем каждый день отмечать праздник по календарю, не масштабно, а утром, в течение получаса в вестибюле. При этом, каждая группа может подготавливать и проводить тематическое приветствие в духе праздника, но с направленностью на свою профессию или специальность.
С целью повышения эффективности воспитательной деятельности необходимо пересмотреть систему работы классных руководителей (кураторов). Желательной является ситуации, при которой финансовые средства, выделяемые на классное руководство, направляются на заработную плату педагогам-тьюторам, которые целенаправленно занимались бы контролем успеваемости и посещаемости студентов. При этом «классный руководитель» назначается не на одну группу, а на параллель (например, все первые курсы) или на профессию. Только закреплять «классных руководителей» нужно не за воспитательным отделом, а за учебными отделами. Либо эти же классные являются руководителями кружков и секций, т. е. педагогами дополнительного образования.
Думается, что выбор модели, подходящей учебному заведению, сейчас традиционно остается за руководством. Таких моделей много, гораздо больше обозначенных в статье. Какая из них сработает в каждом конкретном заведении, будет зависеть не только от выбора самой модели, но и от профессионализма тех, кто будет ее внедрять.
© 2021, Суржик Татьяна Витальевна 113