СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вопросы воспитания (совместные размышления с Сергеем Алексеевичем Атамановым)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вопросам воспитания сегодня уделяется особое внимание. Это нахо­дит отражение в федеральных государственных образовательных стандар­тах, федеральных и региональных программах. Внесены значимые изме­нения в Закон об образовании в Российской Федерации. Во всех образова­тельных учреждениях функционируют воспитательные отделах, проводят­ся различные конкурсы, соревнования, секции, но ситуация не меняется - незначительная часть студентов вовлечена в воспитательную работу.

Низкая мотивация студентов, на наш взгляд, является одной из клю­чевых проблем, следствием которой становится отсутствие желания у обу­чающихся посещать секции и мероприятия. Как нам видится, причина этой ситуации заключается во времени проведения данных мероприятий. Как секции, так и воспитательные мероприятия проводятся во внеурочное время, после занятий. Многие обучающиеся и так не понимают значения образования как такового, а когда необходимо дополнительно оставаться в техникуме, стараются всеми силами избежать этого и не участвовать в предлагаемых учреждением мероприятиях.

Эта проблема возникла не за один день - она системна. Вместе с тем можно попробовать ее решить. Следует отметить, что мотивацию студен­тов поменять сложно. Как бы мы не хотели, подростки всегда будут проте­стовать против «чего угодно», зачастую заинтересовать их удается лишь на небольшой промежуток времени.

Остается только организовать учебный процесс так, чтобы воспита­тельные мероприятия оказались «внутри». Например, определить один день

в неделю, когда после второго занятия (или второй «пары») в оставшееся время проводить секции, конференции или воспитательные мероприятия тематического характера. Таким образом, посещение мероприятий стано­вится обязательным. Постепенно «сработает» привыкание, что будет спо­собствовать организации системы воспитательных мероприятий. Как след­ствие, возникнет и эффект от ее применения. Сложным при внедрении такой системы, на наш взгляд, является то, что необходима организация секций и кружков одновременно для всех обучающихся. В таком случае можно организовать «круговое» посещение. Например, в первую неделю месяца группа сварщиков первого курса идет на секцию волейбола, сту­денты второго курса - в волонтерский клуб, а третьего - в военно­патриотический. На следующей неделе очередность групп меняется. Как вариант можно вести занятия в секциях и кружках между учебными заня­тиями, внести их в расписание, как вводится в расписание классный час. Еще один из вариантов - организовать подписание поступающими обяза­тельства: «Посещения какой-либо секции по выбору».

Для более тесной связи воспитательных мероприятий с учебным про­цессом, предлагается расширить направленность мероприятий, которые могут быть ориентированы не только на волонтерское движение, спортив­ное развитие или военно-патриотическое воспитание. Тем более что это предусмотрено современными образовательными концепциями. Мы видим это в проведении углубленных занятий по общеобразовательным дисциплинам, или в процессе подготовки к ЕГЭ; вариантов исполнения - множество.

Успешная мировая практика - это организация учебного заведения «полного дня», когда до обеда проводятся учебные занятия, а после - вне­урочные. Учебное заведение при этом может работать как профильное, например, готовить по какой-то профессии, техническому или гуманитар­ному направлению, либо сразу по нескольким направлениям. Для предо­ставления выбора обучающимся следует предусмотреть смену секций один раз в год. Однако круговая модель, когда в течение года все группы проходят через все имеющиеся секции, представляется нам более эффек­тивной. Во-первых, достигается всесторонняя подготовка, так как обуча­ющиеся пройдут через все возможные направления воспитания, во- вторых - стопроцентный охват обучающихся, в-третьих - полноценная работа секций, кружков и дополнительных занятий.

Для внесения разнообразия в формы воспитательных мероприятий предлагаем каждый день отмечать праздник по календарю, не масштабно, а утром, в течение получаса в вестибюле. При этом, каждая группа может подготавливать и проводить тематическое приветствие в духе праздника, но с направленностью на свою профессию или специальность.

С целью повышения эффективности воспитательной деятельности необходимо пересмотреть систему работы классных руководителей (кураторов). Желательной является ситуации, при которой финансовые сред­ства, выделяемые на классное руководство, направляются на заработную плату педагогам-тьюторам, которые целенаправленно занимались бы кон­тролем успеваемости и посещаемости студентов. При этом «классный ру­ководитель» назначается не на одну группу, а на параллель (например, все первые курсы) или на профессию. Только закреплять «классных руководи­телей» нужно не за воспитательным отделом, а за учебными отделами. Либо эти же классные являются руководителями кружков и секций, т. е. педагогами дополнительного образования.

Думается, что выбор модели, подходящей учебному заведению, сей­час традиционно остается за руководством. Таких моделей много, гораздо больше обозначенных в статье. Какая из них сработает в каждом конкрет­ном заведении, будет зависеть не только от выбора самой модели, но и от профессионализма тех, кто будет ее внедрять.

23.11.2021 07:13


Рекомендуем курсы ПК и ПП