СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В последнее время в России активизировалась работа по патриотическому и гражданскому воспитанию молодежи. Это направление деятельности педагогов школ всегда было актуальным и важным, занимало ведущее положение, но еще недавно оно недостаточно было востребовано обществом, обделено должным вниманием со стороны государства.
Положение позитивно изменилось с принятием Правительством РФ государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 годы», затем и ее продолжение «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы" (с изменениями и дополнениями). "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы" (с изменениями и дополнениями), а с 1 января 2021 года в России стартовала реализация федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» в рамках национального проекта «Образование». Кроме этого, возможность патриотического воспитания подчеркнута и в других законодательных документах РФ: Конституции, Законе «Об образовании», «Концепции модернизации российского образования». Основной целью реформ происходящих в школе- это формирование сознательного гражданина В рамках проекта ведется работа по развитию воспитательной работы в образовательных организациях общего и профессионального образования, проведению мероприятий патриотической направленности.
Для воспитания не «подданного», а подлинно свободного гражданина требуется время и долгая кропотливая работа. Воспитательная система, как показывает практика, разрушается, если входит в противоречие со средой. Личностный, индивидуальный подходы утрачивают свою силу, если не берутся в расчет социокультурный и природный контексты развития учащихся. Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к образованию.
Можно выделить несколько факторов, которые расшатывают только что зародившиеся чувства патриотизма и гражданственности:
в обществе наблюдается очень низкий уровень нравственности.
Основными направлениями в системе патриотического воспитания можно определить следующие:
Краеведение – это изучение природы, населения, хозяйства, истории родного края. Краеведческий материал очень близок детям, он наглядный и конкретный, что способствует психологическим особенностям школьника. Актуальность поставленной проблемы определяет формулировку темы исследования: «Воспитание гражданственности через содержание учебного материала на уроках математики в музейно-образовательной среде школы.»
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально апробировать модель формирования гражданственности школьников в музейно-образовательной среде школы;
-выявить, теоретически обосновать комплекс педагогических условий, способствующих эффективности процесса развития гражданственности у школьников в музейно- образовательной среде школы».
Объект исследования процесс воспитания школьников в условиях
музейно-образовательной среды.
Предмет исследования - формирование гражданственности школьников в музейно-образовательной среде школы.
Исходя из актуальности темы, целей исследования, анализа состояния проблемы развивающей среды школы, способствующей развития гражданственности школьников в теории и практике современного развития, мы выдвинули следующую гипотезу формирования гражданственности школьников будет эффективным, если:
– этот процесс осуществляется на основе разработанной модели процесс формирования гражданственности школьников состоящей из трех взаимосвязанных и взаимообусловленных блоков:
-целевого, включающего цель и задачи по развитию гражданственности школьников;
-содержательно-операционного, отражающего основные направления развития, формы и методы работы учителей с учащимися и родителями по развитию гражданственности школьников;
-оценочно-результативного блока, включающего в себя критерии и уровни формирования гражданственности школьников;
-реализован следующих комплекс педагогических условий:
-создание школьных музеев и готовность учителя к внутренним и внешним изменениям в работе с учащимися: (к внешним изменениям отнесены теоретическая и методическая подготовка учителя, его педагогическое мастерство; к внутренним изменениям относится психологическая подготовка учителя, т.е. взаимосвязь интеллектуальной, действенно-практической, эмоциональной и волевой сфер его личности);
- формирование социально-значимых ценностных ориентации учащися; сотрудничество школы с родителями, реализация дополнительных образовательных программ учащихся.
В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой нами были определены
следующие задачи исследования:
– выявить состояние исследуемой проблемы в педагогической теории и практике;
– определить предполагаемые педагогические подходы к ее решению;
– на основе выполненного исследования разработать научно-методическое обеспечение по формированию гражданственности школьников.
Содержание патриотического воспитания реализуется на всех ступенях общеобразовательной школы. Нельзя занижать заслуги каждой ступени образования, но именно на первой ступени закладываются
основные моральные ценности, нормы поведения, начинает формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего
Отечества.
Многоплановость и многоаспектность содержания понятия «гражданственность» отражается в многообразии подходов и толкований сущности данного явления в философских, социально-политических и психолого-педагогических учениях. Что же такое гражданственность?
В «Толковом словаре» приводятся два значения понятия «гражданин»: «городской житель, горожанин, посадский» и «член общины или народа, состоящего под одним общим управлением; каждое лицо или человек из составляющих народ, землю, государство». А «гражданственность» раскрывается как «состояние гражданской общины; понятие и степень образования, необходимые для составления гражданского общества».
В характеристике «гражданских доблестей», которые Даль определил как «мирные и миротворные; честь, любовь и правда» прослеживается специфика понимания гражданственности в России, состоявшая в акценте на духовно-нравственных объединяющих началах, приоритете морали над правом, что соотносилось со сложившейся в российской общине традицией решать все вопросы с позиции не столько правовых, сколько нравственных начал.
Сущность понятия «гражданственность» в его высоком личностном смысле, сводится в основном к способности убежденно и ответственно сознавать свои права и обязанности и, руководствуясь ими, действовать на пользу родине, народу. Гражданственность - это высшая ступень развития нравственного сознания личности. Педагоги выражают по этому поводу беспокойство: нельзя растить детей «отчужденных» от жизни и интересов своего государства, людей без Отечества. Рассматривая проблему воспитания основ гражданственности у школьников, мы ограничились четырьмя элементами гражданственности: патриотизм, права, обязанности, экология.
Основным пространством любого воспитательного процесса в школе является урок. Каждый урок должен обогащать учащихся новыми знаниями, расширять их кругозор. От урока к уроку, учащиеся продвигаются вперед по бесконечной лестнице познаний. Учебное занятие должно иметь большую воспитательную ценность, формируя у учащихся нравственные качества личности. Наиболее общий путь нравственного воспитания - целенаправленное создание возможного максимума благоприятных для нравственного развития личности условий. Создание такого рода условий в конкретных жизненных обстоятельствах – это уже творчество учителя.
Опыт показывает, что многие ученики с большим интересом решают задачи, в которых говорится об их родном крае, стране, ее законах.
Цель – формирование гражданских качеств личности посредством решения задач, содержащих историко-краеведческую и экологическую информацию.
Для реализации цели выдвигаю следующие задачи:
- разработать математические задачи с использованием краеведческого материала;
- реализовать данный материал в системе уроков;
- систематизировать данный опыт.
Экологические проблемы возникли не сегодня. Математика создаёт условия для развития умения давать количественную оценку состояния природных объектов и явлений, положительных и отрицательных последствий деятельности человека в природном и социальном окружении.
Для примера можно рассмотреть такую задачу: «Один гектар зеленых насаждений способен отфильтровать за год из воздуха 70 т пыли. Сколько тонн пыли отфильтруется за год на площади в 10 га? 100 га? n га? Узнайте:
а) площадь зелёных насаждений вашего города?
б) сколько тонн пыли они могут очистить из воздуха вокруг вас?»
Задачи экологического содержания позволяют формировать бережное отношение ко всему живому, личную ответственность за то, что происходит вокруг.
На своих уроках я использую такие задачи:
№1. На доске даны задания, каждый ученик должен выполнить по одному примеру, следующий участник команды, используя ответ предыдущего, решает свой пример,в конце вы должны получить ответ, который и будет площадью республики Коми.
41,6*0,0001+102*8,5-310*0,3. (416774г.кв.м.)
№2. Кто скажет, сколько районов в нашей республике? А сколько городов? Давайте проверим правильность ваших ответов. Сосчитайте сколько треугольников в данной фигуре. Значит городов у нас-10 среди которых выделяются: 8 городов республиканского значения с подчинёнными им территориями и 2 города районного значения
№3. Посмотрим на Коми с высоты. Самые высокие горные вершины Уральского хребта, имеющие высоту более 1600 метров. Это гора Народная наивысшая точка Урала которая является символом Приполярного Урала и красивейшая гора всего горного Урала Манарага (Медвежья лапа), гора и в самом деле напоминает поднятую медвежью лапу или стену крепости с башнями
Давайте определим высоту над уровнем моря этих гор.
Каждый ученик решает уравнение, а капитан должен ответы сложить и ответить на вопрос, (на карточках раздать примеры) первая команда вычисляет высоту Народной, вторая - Манарага.
Высота над уровнем моря Народная- 1895 м, Манарага -1660 м.
№4. В таблице указаны буквы и числа,расположив числа в порядке возрастания можно узнать, геологический памятник, расположенный на реке
-3,89; -2; -0,19; 0,3806; 4,53; -1,08; -1,1; -3,9; -2,234;-4; -0,2; 0,381; 0,2; 4,49.
-1,1 |
-0,19 |
0,38 |
-3,8 |
-1,08 |
-0,2 |
-2 |
0,2 |
-3,9 |
0,37 |
4,49 |
-2,2 |
4,5 |
-4 |
Ы |
- |
Л |
Г |
Р |
Ь |
Т |
Щ |
О |
Е |
Ь |
А |
Е |
Б |
№5. Из перечисленных примеров необходимо выбрать правильные
-5+3=-2 ( л ), -6-4=-2 (а), -7-4=-11 (е), -2+6=4 (к), -9-3=-12 (и), -7-(-4)=-3(з)
-17-(-2)=-19(м) (Лекиз)-геологический памятник природы регионального значения, расположенный на правом берегу реки Илыч.
№6. В первый день карьерная лента погрузила 3/20 т. барита, а во второй– на 1/5 т. больше, чем в первый. Сколько тонн погрузила за эти два дня карьерная лента?
Составление задач на военно-патриотическую тему помогает воспитывать в учащихся чувство патриотизма. Приведу примеры задач, которые можно использовать на уроках.
Тема «Площадь прямоугольника».
В период Великой Отечественной войны на вооружении советской армии были танки легкого образца, который весит 6888 кг. Ширина его гусениц 0,35 м, длина части гусениц, соприкасающихся с грунтом, 2,05 м (с каждой стороны). Какой вес приходится на 1 дм 2 рабочей площади гусениц?
Ответ: 48 кг/ дм 2 .
При работе над данными задачами не нужно требовать от ребят запоминания числового материала. Запоминание этих данных - это прерогатива других учебных дисциплин.
Опыт показывает, что ученики с интересом решают задачи, в которых говорится об их родном крае, а еще с большим интересом эти задачи составляют. Решение задач на военную тематику способствует воспитанию чувства гордости за свою Родину, за труд ученых, инженеров и рабочих, создавших боевую технику.
Перед праздником Победы я стараюсь настроить ребят на героический лад, и даже обычные тренировочные задания связать с рассказом о тех великих испытаниях, которые прошел наш народ, защищая свою Родину.
Задача. В таблице указаны соотношения сил сторон к началу контрнаступления Красной Армии под Москвой.
|
Численность войск |
Численность вооружения |
||
орудия и минометы |
танки |
самолеты |
||
СССР Германия |
1100000 1708000 |
7652 13500 |
774 1170 |
1000 615 |
Сопоставьте численность войск и вооружения СССР и Германии под Москвой.
Задача. Построить столбчатую диаграмму по соотношению сил СССР и Германии
Боевые силы |
Красная Армия |
Германские войска |
Личный состав |
1200000 |
1800000 |
Количество танков |
990 |
1700 |
Количество орудий |
7600 |
14000 |
Количество самолётов |
667 |
1390 |
В заключении хотелось сказать, что составляя задачи с использованием краеведческого материала, дети очень много работают с дополнительной литературой: знакомятся с историей, с животным и растительным миром родного края. Подобная работа важна как расширения детского кругозора, так и для воспитания патриотических чувств. Главное, не останавливаться на достигнутом. Нужно систематически вести данную работу, используя разные области краеведения: история, природа, семья, культура и т.д. Краеведческая работа способствует возрождению национального характера, духовности, воспитанию чувства малой Родины.
Музейно–образовательный это проект сохранения, актуализации и трансляции традиционной народной культуры народов Коми и России, воспитания и образования детей, духовно обогащённых историческим, нравственным и эстетическим опытом поколений.
Говоря о патриотическом воспитании подрастающего поколения, необходимо особо подчеркнуть, что, пока не поздно, за молодежь надо бороться, не жалея средств. То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей, значит, можно быть уверенным в развитии и становлении стабильного общества.
Воспитывать патриотов нужно на каждом уроке. Математика – это лишь малая доля в океане патриотизма.
Литература:
1.www.bestreferat.ru/referat-137389.
2.pioner-samara.ru/sites/default/files/docs/muzeynaya_pedagogika_sbornik.doc.
3.
4.
5.
6.
7. https://docs.edu.gov.ru/.
© 2021, Кудашева Светлана Ринатовна 185