СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Современную школу мы рассматриваем как педагогическую систему, где воспитание
и обучение выступают в качестве важнейших составляющих элементов. Огромное
значение нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавалось в
педагогике с древних времён. Многие выдающиеся педагоги прошлого отмечали, что
подготовка доброжелательного человека не может сводиться только к его образованию и
умственному развитию, и на первый план в воспитании выдвигали нравственное
формирование.
Формирование дисциплинированности и культуры поведения - важнейшая задача
нравственного воспитания.
Дисциплина, прежде всего, обеспечивает успех деятельности человека. Если он
пунктуален, аккуратен, строго выполняет все требования, которые предъявляются к труду
и к его служебным обязанностям, это создает предпосылки для достижения высоких
результатов в работе и повышения ее качества. Это, безусловно, хорошо для общества и
для самой личности.
Вместе с тем дисциплина обладает значительным воспитательным потенциалом. Она
делает человека подтянутым, сдержанным, учит его самообладанию, способствует
формированию умения подчинять свои действия и чувства достижению поставленной
цели, создает условия для преодоления недостатков и повышения культуры поведения.
Именно это и делает воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения
исключительно важной задачей нравственного формирования личности в школе.
Сознательная дисциплина, дисциплинированность личности могут иметь различные
уровни развития, что находит свое отражение в понятии культура поведения. Однако
понятие культура поведения не ограничивается только характеристикой дисциплины
учащихся. Оно включает в себя все стороны нравственного проявления личности.
Говорят, например, о культуре речи, о культуре труда, о культуре взаимоотношений в
коллективе и т.д. В этом смысле культура поведения как специфический термин означает
высокую степень отточенности, отшлифованности действий и поступков человека,
совершенство его деятельности в различных сферах жизни.
Как и воспитание любого личностного качества, формирование дисциплинированности и
культуры поведения базируется на потребности учащихся в своем нравственном росте.
Для этого учителя и классные руководители должны создавать такие педагогические
ситуации, в которых школьники переживали бы внутренние противоречия между
имеющимся и необходимым уровнем дисциплины и стремились бы к ее улучшению. В
этих целях можно использовать целую систему методических приемов.
Сильнейшее дисциплинирующее влияние на учащихся оказывает увлекательная и
содержательная организация учебной работы! Обеспечение с первых дней учебного года
переживания учащимися радости успехов, умелая активизация их познавательной
деятельности и установление благожелательных отношений с учителями. В этом смысле
полностью сохраняет свое значение педагогическое положение о том, что дисциплина в
школе воспитывается путем установления стройного порядка в учебной работе, ее
высоким качеством и умелой организацией досуга детей, а также благожелательными
отношениями между педагогами и учащимися.
Приучение к дисциплине на занятиях осуществляется с помощью дидактических методов
и приемов поддержания внимания учащихся, активизации их познавательной
деятельности и возбуждения интереса к учению. Увлеченный учебной работой, школьник
сосредоточивается на овладении знаниями, постепенно привыкает к порядку и начинает
сам активно бороться со всеми помехами, отвлекающими от занятий.
Не меньшее значение имеют упражнения и для организации поведения учащихся на
переменах, а также при проведении внеклассной работы.
Чтобы подтянуть учащихся по тем или иным вопросам поведения, необходимо
осуществить в этом направлении целый комплекс воспитательной работы и в течение
некоторого времени воздействовать на сознание, чувства, поведение и волю учащихся.
Вторая важнейшая задача - воспитание сознательного отношения к учебе,
целеустремленности, трудолюбия, в основе которой лежит формирование у школьников
положительных, социально значимых мотивов учения. Стиль воспитательной работы
педагогов школы - это тактичность в отношениях с обучающимися и родителями, убеждение
как основной метод разрешения проблемных ситуаций, индивидуальный подход к каждому
ребенку, уважительное отношение к его достоинству, соблюдение прав ребенка в его
самоопределении. Воспитание ответственного отношения школьника к учебе будет
наиболее эффективным при условии побуждения интереса школьника к учебной
деятельности, развитии у него адекватной самооценки, при содействии семьи в развитии
ответственного отношения школьника к учению.
Семья имеет все возможности для воспитания у детей сознательного отношения к труду и
учебе. Пример родителей является главным фактором воспитания в семье. Отношение
родителей к труду, к повышению своего образовательного уровня является главным
ориентиром для детей в семье. Однако всю значимость труда дети осознают лишь в
процессе собственной трудовой деятельности.
Дети и подростки, которые в семье регулярно выполняли посильные дела, отличаются
более сознательным отношением к учебе в школе и общественной деятельности.
Отношение ребенка к учебе, к приобретению знаний тоже может формироваться в семье,
в ее интеллектуально-культурной обстановке. В семье необходимо удовлетворять и
развивать многосторонние детские интересы к политике, науке и технике, литературе,
спорту и туризму.
Органической частью формирования дисциплинированности и культуры поведения
является воспитание у учащихся понимания и сознательного отношения к выполнению
своих школьных обязанностей и правил внутреннего распорядка. Решающую роль здесь
играет проведение содержательной разъяснительной работы и организация
познавательной деятельности учащихся по осмыслению правил дисциплины и культуры
поведения. Эта работа должна осуществляться во всей системе обучения и внеклассных
занятий. Педагогическая наука не дает точных рецептов воспитания, однако она указывает
направление поисков правильных путей формирования личности, предостерегает от
принятия неверных решений и действий, способствует формированию и развитию
культуры педагогического мышления. Знание теории воспитания является основой,
овладев которой, каждый сможет создать собственную, индивидуальную и творческую
программу воспитания ребенка. К.Д.Ушинский считал, что воспитатель, помимо знания
психологических особенностей ребенка, должен владеть также воспитательными
средствами и приемами педагогического воздействия и знать возможный педагогический
потенциал каждого из них.
© 2018, Сергеева Ольга Германовна 1185