СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитание культуры поведения и сознательного отношения к учебе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современную школу мы рассматриваем как педагогическую систему, где воспитание

и обучение выступают в качестве важнейших составляющих элементов. Огромное

значение нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавалось в

педагогике с древних времён. Многие выдающиеся педагоги прошлого отмечали, что

подготовка доброжелательного человека не может сводиться только к его образованию и

умственному развитию, и на первый план в воспитании выдвигали нравственное

формирование.

Формирование дисциплинированности и культуры поведения - важнейшая задача

нравственного воспитания.

Дисциплина, прежде всего, обеспечивает успех деятельности человека. Если он

пунктуален, аккуратен, строго выполняет все требования, которые предъявляются к труду

и к его служебным обязанностям, это создает предпосылки для достижения высоких

результатов в работе и повышения ее качества. Это, безусловно, хорошо для общества и

для самой личности.

Вместе с тем дисциплина обладает значительным воспитательным потенциалом. Она

делает человека подтянутым, сдержанным, учит его самообладанию, способствует

формированию умения подчинять свои действия и чувства достижению поставленной

цели, создает условия для преодоления недостатков и повышения культуры поведения.

Именно это и делает воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения

исключительно важной задачей нравственного формирования личности в школе.

Сознательная дисциплина, дисциплинированность личности могут иметь различные

уровни развития, что находит свое отражение в понятии культура поведения. Однако

понятие культура поведения не ограничивается только характеристикой дисциплины

учащихся. Оно включает в себя все стороны нравственного проявления личности.

Говорят, например, о культуре речи, о культуре труда, о культуре взаимоотношений в

коллективе и т.д. В этом смысле культура поведения как специфический термин означает

высокую степень отточенности, отшлифованности действий и поступков человека,

совершенство его деятельности в различных сферах жизни.

Как и воспитание любого личностного качества, формирование дисциплинированности и

культуры поведения базируется на потребности учащихся в своем нравственном росте.

Для этого учителя и классные руководители должны создавать такие педагогические

ситуации, в которых школьники переживали бы внутренние противоречия между

имеющимся и необходимым уровнем дисциплины и стремились бы к ее улучшению. В

этих целях можно использовать целую систему методических приемов.

Сильнейшее дисциплинирующее влияние на учащихся оказывает увлекательная и

содержательная организация учебной работы! Обеспечение с первых дней учебного года

переживания учащимися радости успехов, умелая активизация их познавательной

деятельности и установление благожелательных отношений с учителями. В этом смысле

полностью сохраняет свое значение педагогическое положение о том, что дисциплина в

школе воспитывается путем установления стройного порядка в учебной работе, ее

высоким качеством и умелой организацией досуга детей, а также благожелательными

отношениями между педагогами и учащимися.

Приучение к дисциплине на занятиях осуществляется с помощью дидактических методов

и приемов поддержания внимания учащихся, активизации их познавательной

деятельности и возбуждения интереса к учению. Увлеченный учебной работой, школьник

сосредоточивается на овладении знаниями, постепенно привыкает к порядку и начинает

сам активно бороться со всеми помехами, отвлекающими от занятий.

Не меньшее значение имеют упражнения и для организации поведения учащихся на

переменах, а также при проведении внеклассной работы.

Чтобы подтянуть учащихся по тем или иным вопросам поведения, необходимо

осуществить в этом направлении целый комплекс воспитательной работы и в течение

некоторого времени воздействовать на сознание, чувства, поведение и волю учащихся.

Вторая важнейшая задача - воспитание сознательного отношения к учебе,

целеустремленности, трудолюбия, в основе которой лежит формирование у школьников

положительных, социально значимых мотивов учения. Стиль воспитательной работы

педагогов школы - это тактичность в отношениях с обучающимися и родителями, убеждение

как основной метод разрешения проблемных ситуаций, индивидуальный подход к каждому

ребенку, уважительное отношение к его достоинству, соблюдение прав ребенка в его

самоопределении. Воспитание ответственного отношения школьника к учебе будет

наиболее эффективным при условии побуждения интереса школьника к учебной

деятельности, развитии у него адекватной самооценки, при содействии семьи в развитии

ответственного отношения школьника к учению.

Семья имеет все возможности для воспитания у детей сознательного отношения к труду и

учебе. Пример родителей является главным фактором воспитания в семье. Отношение

родителей к труду, к повышению своего образовательного уровня является главным

ориентиром для детей в семье. Однако всю значимость труда дети осознают лишь в

процессе собственной трудовой деятельности.

Дети и подростки, которые в семье регулярно выполняли посильные дела, отличаются

более сознательным отношением к учебе в школе и общественной деятельности.

Отношение ребенка к учебе, к приобретению знаний тоже может формироваться в семье,

в ее интеллектуально-культурной обстановке. В семье необходимо удовлетворять и

развивать многосторонние детские интересы к политике, науке и технике, литературе,

спорту и туризму.

Органической частью формирования дисциплинированности и культуры поведения

является воспитание у учащихся понимания и сознательного отношения к выполнению

своих школьных обязанностей и правил внутреннего распорядка. Решающую роль здесь

играет проведение содержательной разъяснительной работы и организация

познавательной деятельности учащихся по осмыслению правил дисциплины и культуры

поведения. Эта работа должна осуществляться во всей системе обучения и внеклассных

занятий. Педагогическая наука не дает точных рецептов воспитания, однако она указывает

направление поисков правильных путей формирования личности, предостерегает от

принятия неверных решений и действий, способствует формированию и развитию

культуры педагогического мышления. Знание теории воспитания является основой,

овладев которой, каждый сможет создать собственную, индивидуальную и творческую

программу воспитания ребенка. К.Д.Ушинский считал, что воспитатель, помимо знания

психологических особенностей ребенка, должен владеть также воспитательными

средствами и приемами педагогического воздействия и знать возможный педагогический

потенциал каждого из них.

20.10.2018 22:10


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!