СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитание толерантности у учащихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

В наше время одна из важнейших функций школы – научить людей жить вместе. Именно в школе ребенок должен знакомиться с толерантными установками. Воспитание толерантности актуально и востребовано в наши дни, когда, по словам Федерико Майора, генерального директора ЮНЕСКО “Жизнь в условиях многообразия является одним из источников серьёзных проблем для обществ, в которых подрастают наши дети. В мире, где взаимопроникновение различных культур принимает всё большие масштабы, обучение ценностям и навыкам “жизни общества” стало первоочередной задачей воспитания. Поэтому я обращаюсь к главам государств и правительств мира, министрам и чиновникам, ответственным за образование на всех уровнях, к мерам больших и малых городов, деревень и посёлков, ко всем учителям, религиозным сообществам, журналистам и родителям: воспитывайте и учите наших детей и молодежь быть открытыми, относиться с пониманием к другим народам, их истории и культуре, учите их основам человеческого общежития, учите тому, насколько важно отказываться от насилия и искать мирные пути разрешения споров и конфликтов”. О гармоничных отношениях в многонациональном государстве и говорит председатель правительства Российской Федерации, Д.А. Медведев: "Россия должна стремиться к гармонизации национальных отношений в стране. Мы должны работать над тем, чтобы в конечном счете все национальные отношения в стране стали гармоничными. Это очень сложная, большая задача на десятилетия вперед, но она абсолютно по силам нашему обществу". Что же такое «толерантность? “Толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность – это прежде всего активное отношение. Толерантность не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим утверждениям”.Толерантность (от лат. tolerantia – терпение) “…означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Принцип толерантности – норма цивилизованного компромисса, взаимодействие разных людей с разными вкусами, взглядами, ценностями. Подростковый период развития личности характеризуется некоторыми особенностями, которые мы относим к интолерантному (противоположному толерантности) поведению: повышенная агрессивность, некритичность мышления, несформированность образа “Я”, безответственность, незащищенность, бескомпромиссность. От того, как человек преодолеет этот кризисный период, во многом будет зависеть и то, насколько понимающим, терпимым, демократичным станет он в дальнейшем. По свидетельствам ученых, личность представителя авторитарного общества коренным образом отличается от личности представителя демократического общества. Необходимы целенаправленные усилия разных организаций и, в первую очередь, организаций, работающих с детьми и молодежью, для того чтобы принципы толерантности через молодое поколение проникали в нашу жизнь. Кто может помочь подростку преодолеть период интолерантности и воспитает перечисленные выше качества? Работая в этом направлении, необходимо помнить несколько важных моментов:

Ребёнок, окружённый критикой – учится обвинять;

Ребёнок, окружённый насмешками – учится быть недоверчивым;

Ребёнок, окружённый враждебностью – учится видеть врагов;

Ребёнок, окружённый злостью – учится причинять боль;

Ребёнок, окружённый непониманием – учится не слышать других;

Ребёнок, окружённый обманом – учится врать;

Ребёнок, окружённый позором – учится чувствовать вину;

Но в то же время:

Ребёнок, окружённый поддержкой – учится защищать;

Ребёнок, окружённый ожиданием – учится быть терпеливым;

Ребёнок, окружённый похвалами – учится быть уверенным;

Ребёнок, окружённый честностью – учится быть справедливым;

Ребёнок, окружённый безопасностью – учится доверию;

Ребёнок, окружённый одобрением – учится уважать себя;

Ребёнок, окружённый любовью – учится любить и дарить любовь;

Ребёнок, окружённый свободой выбора – учится быть ответственным за свои решения.

Нет сомнений, что система образования обладает огромным потенциалом воспитательного воздействия на ребенка, направленного на формирование толерантности. Тем не менее, в реальной педагогической практике движение в эту сторону происходит с неимоверным трудом. Находясь в ситуации непосредственного общения со своим ли ребенком, с учеником, с незнакомым подростком в общественном транспорте или на лестничной клетке, взрослые чаще демонстрируют образцы авторитарного, интолерантного поведения, вызывая адекватную реакцию со стороны ребенка. То же происходит и в школе, а ценности толерантных взаимоотношений остаются лишь декларируемыми.

Очень важно именно в подростковом возрасте, в период ранней юности показать молодому человеку возможность осознанного выбора между агрессивностью и толерантностью, законами стаи и правовыми отношениями. В разных языках слово “толерантность” имеет разные значения. Один из зачинателей и идейных вдохновителей российского движения за утверждение принципов толерантности А.Г. Асмолов проясняет смысл и значение этого понятия для российского общества. В русском языке существуют два слова со сходным значением – толерантность и терпимость. Слово “ толерантность” обычно используют в медицине и гуманитарных науках, обозначая им “отсутствие или ослабление реагирования на какой- либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию. Слово “терпимость”, употребляемое в обыденной речи, означает способность “терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей. Слово “терпимость” часто ассоциируется с пассивностью, непротивлением. Толерантные установки, напротив, являются активной жизненной позицией, предполагающей защиту

Толерантность – качество, характеризующее отношение к другому человеку как равно достойной личности и выражающееся в сознательном подавлении чувства неприятия, вызванного всем тем, что знаменует в другом иное (внешность, манера речи, вкусы, образ жизни, убеждения и т.п.). Толерантность предполагает настроенность на понимание и диалог с другим, признание и уважение его права на отличие. В современной литературе толерантность трактуется как единство спонтанно-негативного восприятия другого (неприятие, осуждение) и позитивного действия в его адрес ( принятие, допущение). При этом подчеркивается, что толерантное принятие не тождественно снисходительности к другому или вынужденному примирению с осуждаемым явлением. В толерантности другому не просто позволяется существовать, но признается его право на сохранение своей особенности и самобытности. Важное условие толерантного принятия – наличие у субъекта возможности быть толерантным и сознательный отказ от применения силы и давления.

В наше время одна из важнейших функций школы – научить людей жить вместе. Именно в школе ребенок должен знакомиться с толерантными установками. Воспитание толерантности актуально и востребовано в наши дни, когда, по словам Федерико Майора, генерального директора ЮНЕСКО “Жизнь в условиях многообразия является одним из источников серьёзных проблем для обществ, в которых подрастают наши дети. В мире, где взаимопроникновение различных культур принимает всё большие масштабы, обучение ценностям и навыкам “жизни общества” стало первоочередной задачей воспитания. Поэтому я обращаюсь к главам государств и правительств мира, министрам и чиновникам, ответственным за образование на всех уровнях, к мерам больших и малых городов, деревень и посёлков, ко всем учителям, религиозным сообществам, журналистам и родителям: воспитывайте и учите наших детей и молодежь быть открытыми, относиться с пониманием к другим народам, их истории и культуре, учите их основам человеческого общежития, учите тому, насколько важно отказываться от насилия и искать мирные пути разрешения споров и конфликтов”. О гармоничных отношениях в многонациональном государстве и говорит председатель правительства Российской Федерации, Д.А. Медведев: "Россия должна стремиться к гармонизации национальных отношений в стране. Мы должны работать над тем, чтобы в конечном счете все национальные отношения в стране стали гармоничными. Это очень сложная, большая задача на десятилетия вперед, но она абсолютно по силам нашему обществу". Что же такое «толерантность? “Толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность – это прежде всего активное отношение. Толерантность не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим утверждениям”.Толерантность (от лат. tolerantia – терпение) “…означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Принцип толерантности – норма цивилизованного компромисса, взаимодействие разных людей с разными вкусами, взглядами, ценностями. Подростковый период развития личности характеризуется некоторыми особенностями, которые мы относим к интолерантному (противоположному толерантности) поведению: повышенная агрессивность, некритичность мышления, несформированность образа “Я”, безответственность, незащищенность, бескомпромиссность. От того, как человек преодолеет этот кризисный период, во многом будет зависеть и то, насколько понимающим, терпимым, демократичным станет он в дальнейшем. По свидетельствам ученых, личность представителя авторитарного общества коренным образом отличается от личности представителя демократического общества. Необходимы целенаправленные усилия разных организаций и, в первую очередь, организаций, работающих с детьми и молодежью, для того чтобы принципы толерантности через молодое поколение проникали в нашу жизнь. Кто может помочь подростку преодолеть период интолерантности и воспитает перечисленные выше качества? Работая в этом направлении, необходимо помнить несколько важных моментов:

Ребёнок, окружённый критикой – учится обвинять;

Ребёнок, окружённый насмешками – учится быть недоверчивым;

Ребёнок, окружённый враждебностью – учится видеть врагов;

Ребёнок, окружённый злостью – учится причинять боль;

Ребёнок, окружённый непониманием – учится не слышать других;

Ребёнок, окружённый обманом – учится врать;

Ребёнок, окружённый позором – учится чувствовать вину;

Но в то же время:

Ребёнок, окружённый поддержкой – учится защищать;

Ребёнок, окружённый ожиданием – учится быть терпеливым;

Ребёнок, окружённый похвалами – учится быть уверенным;

Ребёнок, окружённый честностью – учится быть справедливым;

Ребёнок, окружённый безопасностью – учится доверию;

Ребёнок, окружённый одобрением – учится уважать себя;

Ребёнок, окружённый любовью – учится любить и дарить любовь;

Ребёнок, окружённый свободой выбора – учится быть ответственным за свои решения.

Нет сомнений, что система образования обладает огромным потенциалом воспитательного воздействия на ребенка, направленного на формирование толерантности. Тем не менее, в реальной педагогической практике движение в эту сторону происходит с неимоверным трудом. Находясь в ситуации непосредственного общения со своим ли ребенком, с учеником, с незнакомым подростком в общественном транспорте или на лестничной клетке, взрослые чаще демонстрируют образцы авторитарного, интолерантного поведения, вызывая адекватную реакцию со стороны ребенка. То же происходит и в школе, а ценности толерантных взаимоотношений остаются лишь декларируемыми.

Очень важно именно в подростковом возрасте, в период ранней юности показать молодому человеку возможность осознанного выбора между агрессивностью и толерантностью, законами стаи и правовыми отношениями. В разных языках слово “толерантность” имеет разные значения. Один из зачинателей и идейных вдохновителей российского движения за утверждение принципов толерантности А.Г. Асмолов проясняет смысл и значение этого понятия для российского общества. В русском языке существуют два слова со сходным значением – толерантность и терпимость. Слово “ толерантность” обычно используют в медицине и гуманитарных науках, обозначая им “отсутствие или ослабление реагирования на какой- либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию. Слово “терпимость”, употребляемое в обыденной речи, означает способность “терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей. Слово “терпимость” часто ассоциируется с пассивностью, непротивлением. Толерантные установки, напротив, являются активной жизненной позицией, предполагающей защиту

Толерантность – качество, характеризующее отношение к другому человеку как равно достойной личности и выражающееся в сознательном подавлении чувства неприятия, вызванного всем тем, что знаменует в другом иное (внешность, манера речи, вкусы, образ жизни, убеждения и т.п.). Толерантность предполагает настроенность на понимание и диалог с другим, признание и уважение его права на отличие. В современной литературе толерантность трактуется как единство спонтанно-негативного восприятия другого (неприятие, осуждение) и позитивного действия в его адрес ( принятие, допущение). При этом подчеркивается, что толерантное принятие не тождественно снисходительности к другому или вынужденному примирению с осуждаемым явлением. В толерантности другому не просто позволяется существовать, но признается его право на сохранение своей особенности и самобытности. Важное условие толерантного принятия – наличие у субъекта возможности быть толерантным и сознательный отказ от применения силы и давления.

25.11.2018 14:47


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!