СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитание как неотъемлемая часть образовательного процесса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Еще Менделеев говорил, что «знание без воспитания, что меч в руках сумасшедшего». И я так же считаю, что воспитательный процесс - это часть целостного педагогического процесса, который объединяет обучение и воспитание. Да, не для кого из нас не секрет, что процесс воспитания имеет свои особенности и является более сложным, чем обучение, так как связан с внутренним миром личности ребёнка, ее взглядами, убеждениями, установками, потребностями. Современную отечественную концепцию воспитания характеризуют понятия: взаимодействие, сотрудничество, воспитательные отношения, педагогическая ситуация.[1] Современная педагогика считает, что воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника. Сложность воспитательного процесса еще и в том, что не всегда его результаты мы можем увидеть сразу, как, например, это происходит в процессе обучения. По сути, процесс воспитания длится всю жизнь. К. Гельвеций писал: «Вся моя жизнь есть, собственно говоря, лишь одно длинное воспитание».

В моей образовательной деятельности всегда присутствуют воспитательные моменты. Это происходит на каждом занятии, мероприятии, в путешествии.

Например, занятие по вязке узлов или ориентированию. Ребята у которых получается выполнять задание быстрее и лучше, становятся наставниками для тех, у кого тормозит процесс запоминания. Они помогают, объясняют и радуются вместе с подопечным, когда у него начинает получаться.

С учащимися более старшего возраста на некоторых занятиях мы ставим условие называть всех только по имени и отчеству и на «вы». Тот, кто ошибается, в конце занятия должен выполнить определенное задание. На самом деле этот процесс изначально вызывает сложность у ребят. Но со временем им это начинает нравится, и они даже в процессе общения порой называют друг друга по имени и отчеству.

Для подготовки юных туристов к путешествиям, к трудностям, которые могут им повстречаться на пути в мои образовательные программы включено проведение тренинговых занятий. Это и задания на сплочение (верёвочный курс, «Тропа испытаний»), и различные упражнения на выявление и формирование лидерских качеств. Есть занятия, на которых мы просматриваем тематический фильм (мультфильм) или читаем художественное произведение (например, рассказ Джека Лондона) и проводим его обсуждение.

Я так же организую и провожу мероприятия, в которых участвуют одновременно дети из разных объединений, разных возрастов. Это - «Посвящение в туристы», «Школа выживания» и многие другие. Старшие ребята готовят и проводят программу или организуют судейство конкурсов, соревнований. Этот процесс помогает воспитать у тех, кто постарше, заботу о младших товарищах. А малыши, в свою очередь, стремятся быть похожими на старших ребят. В феврале я планирую провести новое мероприятие «Блин-шоу», в котором хочу объединить в команды всех своих воспитанников. О том, что у меня получится, могу рассказать вам позднее.

Все соревнования по туризму – это всегда командная работа, и готовимся к ним мы всегда командой. Перед ребятами первоочередной задачей я всегда ставлю доброжелательные отношения, терпимость к ошибкам других и постоянную взаимопомощь, чтобы не случилось. И это, я считаю, в совокупности с приобретёнными и усвоенными знаниями, всегда помогает моим ребятам побеждать.

Каждый наш поход – это целый воспитательный цикл, начиная от процесса подготовки и заканчивая подведением итогов. В походе каждый момент можно назвать воспитательным. Не соблюдаешь правил при движении по пересеченной местности, можешь, например, товарища веткой по лицу стегнуть. Одел неподходящую обувь, промок насквозь или замерз, и все остались без похода. Поставить палатку, натянуть тент над костром трудно в одиночку, для работы с двуручной пилой требуется партнер. Разведение костра в дождливую погоду или в сильный мороз – процесс сложный, не у всех получается с первого раза. И здесь в любом деле приходится проявлять терпимость и взаимопомощь, иначе в поход в следующий раз могут и не взять. Со временем у ребят все отрабатывается до автоматизма, а ведь навыки работы в команде, в коллективе – это очень важный момент всего педагогического процесса. Все тяготы походной жизни я делю вместе с ребятами. Вместе с ними пилю и колю дрова, участвую во всех бивачных работах. Ведь личный пример – это самый мощный воспитательный катализатор. И он должен присутствовать постоянно, а не от случая к случаю.

Со своими учащимися мы частенько посещаем музеи. Но я считаю, что там дается чаще обучающая, ознакомительная информация, которая в лучшем случае развивает познавательный интерес у ребят. И этого мало для того, чтобы воспитать любовь или вызвать какие-либо чувства к своему родному краю. Мы отправляемся в путешествие, и ребёнок осязает природу во всей её красоте и многообразии, вдыхает все лесные запахи, начинает понимать насколько легко её обидеть, особенно у нас на Крайнем Севере. Мы поднимаемся на вершинку, и дети видят, как красив их родной город, как сверкают на солнце купола храма, насколько бесконечно прекрасен край тундр и озер. И, я считаю, что вот именно с этих моментов у него начинают зарождаться зернышки любви к Родному краю, осознание того, что его природу необходимо беречь. Не обязательно идти далеко. Нам повезло с нашим местоположением. Берега озер Лумболка и Имандра по-своему уникальны. С берега озера Лумбока мы можем увидеть процесс деятельность нашего градообразующего предприятия и затронуть вопросы, связанные с экологическими проблемами. С берега озера Имандра открывается прекрасный вид на Мончегубу и массив Хибинских тундр. Здесь мы можем коснуться вопросов истории и топонимики нашего края. В этом районе можно наблюдать весной огромное количество и многообразие водоплавающих представителей животного мира нашей области.

Конечно, не могу сказать, что у меня всё так гладко. Ведь все мы понимаем, что процесс воспитания приносит плоды, лишь при его непрерывности и систематичности. Но зачастую, он ложится только на плечи педагогов, и я бы отметила, что в основном на плечи педагогов дополнительного образования. Многие родители, в силу своей занятости, успокаивают себя тем, что их чадо всему научится в школе, в кружке, на секции, на стороне, «жизнь научит». И очень часто пожинают горькие плоды своей беспечности. Учителя в школе сейчас заняты в основном подготовкой детей к рубежным испытаниям: переход из начальной школы в среднюю, ГИА, ЕГЭ и тому подобное. Им на другое времени уже порой просто не хватает.

И именно, поэтому я призываю вас, как педагогов дополнительного образования обязательно, как можно чаще включать в свой образовательный процесс воспитательные моменты. Ведь кто, если не мы! Как педагог, работающий в туристско-краеведческом направлении, я советую вам: совершайте с детьми прогулки на природу, по возможности, планируйте, хотя бы раз в учебном году совместные походы в лес. И, я уверена, вы откроете в своих воспитанниках много нового, и это обязательно поможет вам в основной образовательной деятельности.

[1] Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015г. № 996-р)

Категория: Прочее
13.02.2018 22:52


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!