СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Еще Менделеев говорил, что «знание без воспитания, что меч в руках сумасшедшего». И я так же считаю, что воспитательный процесс - это часть целостного педагогического процесса, который объединяет обучение и воспитание. Да, не для кого из нас не секрет, что процесс воспитания имеет свои особенности и является более сложным, чем обучение, так как связан с внутренним миром личности ребёнка, ее взглядами, убеждениями, установками, потребностями. Современную отечественную концепцию воспитания характеризуют понятия: взаимодействие, сотрудничество, воспитательные отношения, педагогическая ситуация.
В моей образовательной деятельности всегда присутствуют воспитательные моменты. Это происходит на каждом занятии, мероприятии, в путешествии.
Например, занятие по вязке узлов или ориентированию. Ребята у которых получается выполнять задание быстрее и лучше, становятся наставниками для тех, у кого тормозит процесс запоминания. Они помогают, объясняют и радуются вместе с подопечным, когда у него начинает получаться.
С учащимися более старшего возраста на некоторых занятиях мы ставим условие называть всех только по имени и отчеству и на «вы». Тот, кто ошибается, в конце занятия должен выполнить определенное задание. На самом деле этот процесс изначально вызывает сложность у ребят. Но со временем им это начинает нравится, и они даже в процессе общения порой называют друг друга по имени и отчеству.
Для подготовки юных туристов к путешествиям, к трудностям, которые могут им повстречаться на пути в мои образовательные программы включено проведение тренинговых занятий. Это и задания на сплочение (верёвочный курс, «Тропа испытаний»), и различные упражнения на выявление и формирование лидерских качеств. Есть занятия, на которых мы просматриваем тематический фильм (мультфильм) или читаем художественное произведение (например, рассказ Джека Лондона) и проводим его обсуждение.
Я так же организую и провожу мероприятия, в которых участвуют одновременно дети из разных объединений, разных возрастов. Это - «Посвящение в туристы», «Школа выживания» и многие другие. Старшие ребята готовят и проводят программу или организуют судейство конкурсов, соревнований. Этот процесс помогает воспитать у тех, кто постарше, заботу о младших товарищах. А малыши, в свою очередь, стремятся быть похожими на старших ребят. В феврале я планирую провести новое мероприятие «Блин-шоу», в котором хочу объединить в команды всех своих воспитанников. О том, что у меня получится, могу рассказать вам позднее.
Все соревнования по туризму – это всегда командная работа, и готовимся к ним мы всегда командой. Перед ребятами первоочередной задачей я всегда ставлю доброжелательные отношения, терпимость к ошибкам других и постоянную взаимопомощь, чтобы не случилось. И это, я считаю, в совокупности с приобретёнными и усвоенными знаниями, всегда помогает моим ребятам побеждать.
Каждый наш поход – это целый воспитательный цикл, начиная от процесса подготовки и заканчивая подведением итогов. В походе каждый момент можно назвать воспитательным. Не соблюдаешь правил при движении по пересеченной местности, можешь, например, товарища веткой по лицу стегнуть. Одел неподходящую обувь, промок насквозь или замерз, и все остались без похода. Поставить палатку, натянуть тент над костром трудно в одиночку, для работы с двуручной пилой требуется партнер. Разведение костра в дождливую погоду или в сильный мороз – процесс сложный, не у всех получается с первого раза. И здесь в любом деле приходится проявлять терпимость и взаимопомощь, иначе в поход в следующий раз могут и не взять. Со временем у ребят все отрабатывается до автоматизма, а ведь навыки работы в команде, в коллективе – это очень важный момент всего педагогического процесса. Все тяготы походной жизни я делю вместе с ребятами. Вместе с ними пилю и колю дрова, участвую во всех бивачных работах. Ведь личный пример – это самый мощный воспитательный катализатор. И он должен присутствовать постоянно, а не от случая к случаю.
Со своими учащимися мы частенько посещаем музеи. Но я считаю, что там дается чаще обучающая, ознакомительная информация, которая в лучшем случае развивает познавательный интерес у ребят. И этого мало для того, чтобы воспитать любовь или вызвать какие-либо чувства к своему родному краю. Мы отправляемся в путешествие, и ребёнок осязает природу во всей её красоте и многообразии, вдыхает все лесные запахи, начинает понимать насколько легко её обидеть, особенно у нас на Крайнем Севере. Мы поднимаемся на вершинку, и дети видят, как красив их родной город, как сверкают на солнце купола храма, насколько бесконечно прекрасен край тундр и озер. И, я считаю, что вот именно с этих моментов у него начинают зарождаться зернышки любви к Родному краю, осознание того, что его природу необходимо беречь. Не обязательно идти далеко. Нам повезло с нашим местоположением. Берега озер Лумболка и Имандра по-своему уникальны. С берега озера Лумбока мы можем увидеть процесс деятельность нашего градообразующего предприятия и затронуть вопросы, связанные с экологическими проблемами. С берега озера Имандра открывается прекрасный вид на Мончегубу и массив Хибинских тундр. Здесь мы можем коснуться вопросов истории и топонимики нашего края. В этом районе можно наблюдать весной огромное количество и многообразие водоплавающих представителей животного мира нашей области.
Конечно, не могу сказать, что у меня всё так гладко. Ведь все мы понимаем, что процесс воспитания приносит плоды, лишь при его непрерывности и систематичности. Но зачастую, он ложится только на плечи педагогов, и я бы отметила, что в основном на плечи педагогов дополнительного образования. Многие родители, в силу своей занятости, успокаивают себя тем, что их чадо всему научится в школе, в кружке, на секции, на стороне, «жизнь научит». И очень часто пожинают горькие плоды своей беспечности. Учителя в школе сейчас заняты в основном подготовкой детей к рубежным испытаниям: переход из начальной школы в среднюю, ГИА, ЕГЭ и тому подобное. Им на другое времени уже порой просто не хватает.
И именно, поэтому я призываю вас, как педагогов дополнительного образования обязательно, как можно чаще включать в свой образовательный процесс воспитательные моменты. Ведь кто, если не мы! Как педагог, работающий в туристско-краеведческом направлении, я советую вам: совершайте с детьми прогулки на природу, по возможности, планируйте, хотя бы раз в учебном году совместные походы в лес. И, я уверена, вы откроете в своих воспитанниках много нового, и это обязательно поможет вам в основной образовательной деятельности.
© 2018, Шедова Екатерина Борисовна 3671