СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Тема возрождения России стала звучать особенно актуально в наше время. Главная задача на современном этапе – повышение духовно-нравственного, интеллектуального, творческого потенциала молодого поколения через вовлечение детей и молодежи в деятельность патриотической направленности, сохранение и развитие традиций Отечества. Именно поэтому первостепенный приоритет в образовании сегодня занимает патриотическое воспитание.
Необходимость целенаправленной работы по гражданско-правовому и патриотическому воспитанию подрастающего поколения отмечена в ряде нормативных и правовых документов.
В «Концепции модернизации российского образования…» говорится, что воспитание «должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в процессе обучения и развития». Сформулированы важнейшие задачи российского образования: формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.
Правительство утвердило государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации…», которая определяет содержание и основные пути развития системы патриотического воспитания. Она направлена на дальнейшее формирование патриотического сознания российских граждан, любви и верности Отечеству «как важнейшей ценности одной из основ духовно-нравственного единства общества», обеспечивающей развитие демократического государства. Основные ее задачи «повышать качество патриотического воспитания в образовательных учреждениях, превратить их в центры патриотического воспитания подрастающего поколения, проводить научно-обоснованную организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержня духовной составляющей России».
Указанные документы характеризуют социальный запрос к организации целостной системы воспитания будущего гражданина страны.
В реальности все выгляди не совсем так, как описано выше. Особенно сложно применить критерии оценки выпускника, когда речь идёт о детях с ограниченными возможностями здоровья. Сложность связана с физическими и психическими недостатками. Необходимо отметить, что дети с нарушениями интеллекта в связи с неразвитостью мышления, слабостью усвоения общих понятий и закономерностей сравнительно поздно начинают разбираться в вопросах общественного устройства, в понятиях морали и нравственности.
Патриотическое воспитание начинается с познания ценности Отечества. Посредством включения в патриотические действия происходит окончательное превращение знаний и оценок в личные убеждения воспитуемых, формируется стремление к патриотическому поведению. Для того, чтобы патриотизм стал нормой нашего общества, необходимо воспитание современного школьника строить на примерах истории родного края, а через неё – и всей необъятной Родины, осуществлять приобщение ребёнка к опыту предшествующих поколений.
Одним из важнейших средств, связывающих обучение и воспитание с жизнью, является краеведение. Знание своего края, его прошлого и настоящего нам необходимо для непосредственного участия в его преобразовании, поскольку родной край – живая, деятельная частица великого мира. Краеведение рождает чувство патриотизма – глубокой любви к Родине. В сознании детей со сниженным интеллектом не существует понятий «Родина», «Отечество», «гражданин». Их нельзя заставить любить свое государство, свою малую родину. Эту любовь нужно воспитывать.
Воспитание патриотизма через краеведение – это многогранный и сложный процесс, который расширяет кругозор и развивает познавательные интересы учащихся, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения, помогает в выборе профессий. Изучение родного края даёт возможность привлечь учащихся к поисково-исследовательской работе.
Краеведческая работа в школе проводится в трёх основных формах: на уроках, факультативных занятиях и во внеурочное время. Чувство патриотизма нельзя привить в принудительном порядке. В связи с этим мастерство педагога заключается в тонком искусстве преподавания верности Отечеству, гуманизма, благородства, гражданской чести, которую невозможно объяснить путём наставлений и рекомендаций. Только собственным примером, проявляя уважение к людям и к родной земле, взаимопониманием и уважением к воспитаннику, можно приобщить школьника к общечеловеческим, морально-нравственным ценностям. Работа по патриотическому воспитанию должна вестись совместными усилиями родителей и педагогов, образовательных учреждений всех типов.
В воспитании духовных основ патриотизма педагог должен помнить важное методологическое требование – комплексность в краеведческой работе, которая помогает учащимся:
-развивать наблюдение, мышление, научную любознательность;
-повышать интеллект и культурный уровень личности;
-расширять кругозор, эрудицию;
-приобщать к творческой деятельности;
-психологически готовиться к самостоятельной жизни;
-повышать нравственность;
-воспитывать в себе любовь к родному краю, а через него – к Родине.
Система образования и связанная с ней активизация методов учебно-воспитательной работы направлена на развитие у школьников интереса к самостоятельным исследованиям и общественно-полезной деятельности.
Ведущее место среди активных методов обучения, обеспечивающих глубокое проникновение в сущность изучаемого материала, повышающих личное участие каждого учащегося и его интерес к учению принадлежит методу проектов.
Метод проектов органично вписывается в систему личностно ориентированного обучения и способствует организации разнообразной самостоятельной деятельности учащихся, но при этом не исключает и не заменяет других методов обучения. Это метод обучения может применяться как на уроках, так и во внеклассной работе. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому уникален. Проект формирует большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен.
В обучении краеведению метод проектов занимает важное место. Суть его заключается в самостоятельном освоении школьниками учебного материала по краеведению и получении конкретного результата в виде конкретного продукта.
Работа над любым проектом может быть организована как индивидуальная, групповая, коллективная или смешанная.
Результатом работы школьников могут быть какие-либо макеты, разработки, карты, схемы, буклеты, презентации и т.п. Главное, чтобы выбранная тема проекта была тесно связана с реальной жизнью и личностно значима для каждого школьника.
Очень важно, что при работе над проектом школьники не только овладевают конкретными знаниями, как познавательные, практические, оценочные, и приобретают новые, но и учатся взаимодействовать друг с другом, работать в творческом коллективе.
Работа над проектом требует продолжительного времени: от нескольких недель, до нескольких месяцев. Поэтому четкость в организации работы школьников и промежуточный контроль над работой от этапа к этапу – необходимые условия успешного выполнения поставленной задач.
С помощью технологии проекта можно:
-добиться интеграции содержания образования;
-формировать предметные и над предметные знания и умения;
-развивать социальные практики с учётом психо-физиологических особенностей учащихся;
-разнообразить учебную деятельность;
-повысить мотивацию учащихся к самостоятельному изучению предметов.
В процессе выполнения проектов происходит социализация личности школьника, который усваивает определённую систему знаний, норм, ценностей, ролей. На первых этапах формирования личности социализация осуществляется через общение, обучение, воспитание, затем через практическую деятельность.
Особенно сложно решить эту задачу, когда речь идёт о детях с ограниченными возможностями здоровья. Сложность связана с физическими и психическими недостатками ребёнка. Учёт этих особенностей необходим при организации комплексной системы коррекционно-развивающего обучения, для формирования целостной системы универсальных учебных действий в системе специального образования.
Учитывая категорию детей с ОВЗ, мы в своей практике и учебной деятельности используем не исследовательские, а информационно-поисковые или практико-ориентированные проекты, предполагающие сбор и анализ информации, подготовку к практической работе, практическую деятельность и защиту проекта.
Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-новому, многое для себя открываем заново. В современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов гражданского и патриотического воспитания. Важно донести до создания воспитанников образы, воспитывающие мужество, смелость, самоотверженность, героизм, а также уважение к государственной символике, любовь к родному краю, городу, поселку, малой родине.
Краеведение – это связующая нить, тянущаяся от прошлого через настоящее к будущему. Оно является не только источником разносторонних знаний о жизни страны, региона или города, но и широкой ареной для применения полученных знаний на практике. Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем плотнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его лучших людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважении к традициям своего народа, патриотизма.
Литература.
1.Концепция патриотического воспитания граждан РФ. М., 2003.
2.Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы». М., 2005. – С. 7.
3.Концепция модернизации образования // Модернизация российского образования. Документы и материалы. – М., 2002. – С. 270 Державин Г.Р. Арфа // Акушин Н.С., Акушина М.Г. Крылатые слова. – М., 1986
4.Гречухин Г.Б. Краеведение и патриотическое воспитание // Историческое краеведение в школе. – Н.Новгород,2002. – С. 19,21.
5.Левашов В.К. Патриотизм в контексте современных социально-политических реалий // Социс. № 8. 2006. С. 68.
6.Горбова М.А. Патриотическое воспитание средствами краеведения. М.: «Глобус», 2007. – С. 208, 211-214.
© 2015, Полтарадняя Елена Васильевна 952