СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Воспитательный потенциал уроков литературы" данная статья вошла в сборник, который был создан по итогу Межрегиональной научно-практической конференции.Данная статья основана на анализе новой рабочей программы, основные направления изменений.

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Воспитательный потенциал уроков литературы»

Сангаджиева Л.В.

В данной статье проанализированы изменения в рабочей программе по литературе 5-11 классов, выявлены направления данных изменений. Есть рассуждения, как это влияет на осмысление инновационных изменений в понимании и определении воспитательного потенциала современного урока литературы, определении перспективы воспитания средствами художественной литературы в ситуации ценностного самоопределения, как учителя, так и ученика.

Каков современный урок литературы? В первую очередь, это интересный познавательный многогранный урок. По требованиям ФГОС структура урока - познание учащимися новых знаний путём самостоятельного поиска, осмысления и анализа информации. Учитель помогает учащимся, направляет их в получении новых знаний. Современные уроки литературы, конечно же, отличаются от уроков, которые проводились лет 5 или 10 назад. Чем же они отличаются? Детьми, формами проведения уроков, новыми технологиями и результатом. Современный урок обладает огромным потенциалом, который позволяет вызвать интерес и желание учиться. Набирает обороты проектная деятельность. С начального класса ученики учатся создавать проекты, сообщения, с которыми выступают на уроках. Внедрение и использование онлайн-платформ позволяет эффективно и многогранно осваивать и закреплять программный материал, появились новые образовательные ресурсы, электронные школы. Каковы инновационные изменения в воспитательном потенциале современного урока литературы? В связи с обновлением ФГОС изменилось календарно – тематическое планирование. Появился «Конструктор рабочих программ», в котором рабочие программы соответствуют единому содержанию общего образования. Часы литературы в новых учебных программах не изменились, изменения произошли в календарно- тематическом планировании. Так некоторые произведения, которые учащиеся должны были проходить в последующем классе, были перенесены. Существуют положительные сдвиги в «Конструкторе рабочих программ», так, например, увеличилось количество часов при изучении рассказа И.Тургенева «Муму», которое способствует более углубленному и тщательному изучению произведения. Особенное внимание уделяется истории создания, прототипу героев, проблематике произведения, сюжету и композиции, системе образов, образ Герасима, роль интерьера в произведении, роль природы и пейзажа в произведении. Больше внимания стало уделяться пейзажу, природе в произведении. В данном направлении обучения большую роль играет читательская грамотность, где важнейшим критерием является изучение материала и практическое использование знаний. Изменения в «Конструкторе рабочих программ» по литературе коснулись также новых тем, которые шире и углубленнее дают понятия о фольклоре, о его связи с традициями народа, с преемственностью в культуре. Некоторые темы в изучении фольклора обновлены и расширены - русские богатыри в изобразительном искусстве, русские народные песни в художественной литературе. Много тем уделено значению изобразительно – выразительных средств художественного произведения, литературы в целом. В КРП творчеству А.С. Пушкина уделено больше часов, что позволяет более углублено изучить и провести тщательный анализ его творчества, так в поэме А. С. Пушкина «Полтава» есть темы - сопоставление образов Петра I и Карла IX; способы выражения авторской позиции в поэме; развитие речи. А. С. Пушкин поэма «Полтава». Появились темы и произведения, которые касаются исторических событий эпохи географических открытий, истории западных стран. Вот такие темы - произведения отечественных и зарубежных писателей на историческую тему; идейно-художественное своеобразие произведений А. К. Толстого о русской старине; историческая основа произведений Р. Сабатини; романтика морских приключений в эпоху географических открытий.

Тема взаимоотношения поколений, становления человека, выбора им жизненного пути является одной из важнейших тем в литературе. В новом «Конструкторе рабочих программ» данной теме уделено особое внимание. Вот основной список тем данного направления - тема, идея, сюжет, система образов в произведении; идейно-художественное своеобразие произведения; отношение автора к героям произведения, их поступкам; нравственные уроки. Много тем посвящено теме – произведение в изобразительном искусстве. Некоторые произведения, которые ранее изучались в одном классе, теперь изучается в другом классе, как правило, на класс ниже, например, «Собачье сердце» М. Булгакова, «Судьба человека» М.Шолохова, А. Солженицын «Матрёнин двор» из программы 9 класса переместилось в программу 8 класса. В старших классах из списка школьных произведений исключили роман Н. Чернышевского «Что делать?» В школьной программе появились новые произведения такие, как

произведения современных зарубежных писателей-фантастов. Дж. К. Роулинг «Гарри Поттер» в 6 классе, в 11 классе произведение Н. Островского «Как закалялась сталь». На изучение этих произведений дано по 2 часа. Например, по роману Н. Островского даны следующие темы - страницы жизни и творчества Н.А.Островского; история создания, идейно-художественное своеобразие романа «Как закалялась сталь», образ Павки Корчагина как символ мужества, героизма и силы духа. Конечно, уроки литературы в воспитательном аспекте школьного образования являются самыми основными. Ведь именно на уроках литературы происходит осмысление важнейших жизненных ценностей и человеческого предназначения. В современном мире в связи с прогрессом в области компьютерных технологий, где практически всё заменяется машинным трудом, виртуальным общением, контакты становятся минимальными, очень важно воспитание духовно-моральных ценностей. Изменения в «Конструкторе рабочих программ» по литературе неслучайны. В них проглядывается логическая связь между историческими событиями, нравственным подъёмом и духовным обогащением общества. Изучение мифов Древней Греции в 5 классе позволяет нам понять, что античная литература является основой всей мировой литературы, ценность её велика. Включение некоторых произведений старших классов в литературу классов помладше также имеет логическое суждение. «Собачье сердце» и «Судьба человека» теперь изучают в 8 классе, потому что современные дети более образованы в информационном пространстве, изучение данных произведений будет для них органично в их познании. «Собачье сердце» нам говорит о невежестве людей, корыстных мотивов. « Судьба человека» – это гимн о смелости, мужестве, патриотизме и духовной чистоте человеке. «Как закалялась сталь» для старшеклассников будет определённой энциклопедией в противостоянии с жизненными трудностями.

Воспитательный потенциал литературы велик и неисчерпаем. Из «Устного собеседования» девятиклассники узнают много нового о знаменитых людях нашей страны. Интересными и неординарными являются темы «Итоговых сочинений». Метод самостоятельного поиска и отстаивания своей позиции используются при подготовке к ИС. Воспитательный потенциал уроков литературы богат и разнообразен. Задача учителей русского языка и литературы использовать его, пополнять его и донести учащимся и обществу о значении литературы как к процессу воспитания и духовного обогащения.

Список использованных Интернет-ресурсов: 1.https://slovesnik.org/kopilka/stati/chto-i-kak-vospityvaet-literatura-v-shkole.html

2. https://spravochnick.ru/pedagogika/vospitanie_na_sovremennom_uroke/

МБОУ СОШ №18 г. Элисты Учитель русского языка и литературы

Категория: Литература
10.03.2024 20:13


© 2024 29

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!