СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В последнее время повсюду в обществе продолжает нарастать социальная напряженность, не прекращаются межэтнические и межконфессиональные конфликты. Недоброжелательность, озлобленность, агрессивность все больше распространяются в детской, особенно в подростковой среде. Взаимная нетерпимость, агрессия, эгоизм через средства массовой информации и социальное окружение детей проникают в школу.
Я думаю, что возрастает необходимость проводить внеурочные коллективные мероприятия с целью формирования у детей гражданско-патриотических качеств личности, а так же активизировать процесс поиска эффективных механизмов воспитания школьников в духе толерантности. Это и приятие чужой культуры, бытности, языка, уважения прав других людей, других национальностей. В этой связи особую значимость приобретает воспитание толерантности у учащихся через внеклассную работу.
Патриотическое воспитание - сложный процесс, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения. Целью патриотического воспитания является воспитание убеждённого патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему трудом и защищать его интересы.
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач образовательной системы Приднестровья.
В Приднестровской Молдавской Республике происходит формирование целостной системы патриотического воспитания, основой которого является развитие Республиканских детских и молодёжного общественных движений: «Юный патриот Приднестровья», «Юный эколог Приднестровья» и «Юный инспектор движения». Такие движения содействуют формированию активной гражданской позиции, развитию социальной активности детей, преемственности поколений, потому как охватывают учащихся 5-11 классов.
Следует отметить, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности, и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и патриотическое воспитание имеют свои особенности.
Под патриотическим воспитанием детей я понимаю взаимодействие учителя и ученика в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности.
Очень важными для воспитания патриотических чувств являются исторические знания. Знание истории необходимо для формирования гражданской позиции подрастающего поколения, воспитания любви к «малой» Родине и Отечеству, чувства сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего народа.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому современным школьникам необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории города, народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов, и будет сформировано умение ребенка жить в многокультурном современном обществе.
Проводя параллель с современным обществом, стоит вспомнить, слова академика Д.С. Лихачёва, который говорит, что «любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу <.> Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». А знаменитый английский философ Ф. Бэкон писал: «Любовь к Родине начинается с семьи».
Процесс патриотического воспитания напоминает картинку расходящихся кругов на поверхности воды, когда туда попадает капля. Если принять любовь ребенка к матери за каплю, то процесс патриотического воспитания представляет собой систему расширяющихся кругов вокруг этой капли: любовь к матери → любовь к семье → любовь к своему дому → любовь к своему району → любовь к своему городу → любовь к своей стране → любовь к своей планете.
Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства, и продолжать его формирование в старшем возрасте. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с духовностью человека, её глубиной. Поэтому не будучи патриотом сам, учитель не сможет и в ребёнке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение. Чтобы проводить эту работу с учениками, педагог должен правильно использовать источники педагогического мастерства, опыт накопленный веками.
Формирование патриотических чувств проходит эффективнее в тесной связи с семьёй. Именно родители на ярких, доступных примерах жизни, своего труда, отношения государства к детям демонстрируют ребёнку, что на него возлагают надежды не только родные, но и всё общество, вся страна. Учитель со своей стороны может оказывать педагогическую поддержку семье в этих вопросах, через встречи, беседы, совместные праздники и экскурсии, которые и относятся к внеурочной деятельности в школе.
Истинный патриотизм по своей сущности гуманистичен, включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с умением жить в многокультурном обществе. В этом смысле патриотизм и культура межнациональных отношений теснейшим образом связаны между собой. Они выступают в органическом единстве и определяются в педагогике как «такое нравственное качество, которое включает в себя потребность преданно служить своей родине, проявление к ней любви и верности, осознание и переживание ее величия и славы, своей духовной связи с ней, стремление беречь ее честь и достоинство, практическими делами укреплять могущество и независимость».
Данный вопрос, включающий в себя формирование навыков жизни в многокультурном обществе, обосновывает внимание зарубежных и отечественных ученых к данной проблеме. В этом направлении особый интерес представляют работы отечественных (Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, Н.Д. Никандров, В.П. Комаров, Н.М.Конжиев, С.В. Кульневич,), и зарубежных ученых (С. Морсе, А. Джакоб, Я. Пэйя и др.), раскрывающие культурологические составляющие образования, отдельные положения поликультурного образования.
Целью многокультурного образования, по мнению ученых, выступает формирование самого человека как творческой личности, способной к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной среде, обладающей развитым чувством понимания и уважения других культур, умением жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований. А в полной мере перенять такие навыки помогают учащимся внеурочные мероприятия, которые организовывает школа.
© 2017, Жекова Ольга Владиславовна 466