СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитательная система класса как педагогическое явление и понятие

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные компоненты и связи воспитательной системы класса.

Индивидуально-групповой компонент представляет собой сообщество детей и взрослых, участвующих в создании, управлении и развитии воспитательной системы класса. Он состоит из таких элементов, как

классный руководитель (воспитатель);

учащиеся класса;

родители учащихся;

педагоги и другие взрослые, которые участвуют в воспитательном процессе и жизнедеятельности классного коллектива.

Вышеназванные члены классного сообщества выступают субъектами

воспитательного процесса, а значит создателями воспитательной системы класса. Они решают, какую воспитательную систему создать, как ее моделировать и как она будет функционировать.

Важную роль в построении, функционировании и развитии воспитательной системы играет классный руководитель (воспитатель). Его жизненные ценностные ориентации, педагогическая позиция, интересы и увлечения являются существенным системообразующим фактором. Классный руководитель является самым заинтересованным лицом в построении эффективной воспитательной системы в классе.

Учащиеся класса являются полноправными субъектами своего развития, жизнедеятельности классного сообщества, создания воспитательной системы.

Своеобразие классной воспитательной системы обусловлено индивидуальными и групповыми особенностями учащихся класса. Классному руководителю необходимо понять специфические черты классного сообщества, определить уровень развития ученического коллектива, сформированности в нем межличностных отношений и совместной деятельности, чтобы избрать наиболее оптимальный путь построения воспитательной системы.

Родители учащихся класса также должны быть активными участниками моделирования и функционирования воспитательной системы.

Особую роль играет единая позиция группы учителей, работающих в классе, согласование и интеграции их педагогического взаимодействия с коллективом учащихся.

Второй компонент воспитательной системы класса – это ценностно-ориентационный, который представляет собой совокупность следующих элементов:

цели и задачи воспитания;

перспективы жизнедеятельности классного сообщества;

принципы построения воспитательной системы и жизнедеятельности класса.

Это ценностно-смысловое ядро системы.

Воспитания без цели не бывает, так как сущностными характеристиками этого процесса являются целесообразность, целенаправленность.

В теории и практике воспитания различают 3 основных вида цели:

а) идеальная цель – некий идеал, к которому стремится общество, школа, педагог;

б) результативная цель – это прогнозируемый результат, часто выраженный в желаемом образе ученика и который планируется достичь за определенный промежуток времени;

в) процессуальная цель – это проектируемое состояние воспитательного процесса.

В процессе целеполагающей деятельности классного руководителя каждая из данных целей наполняется содержанием, обусловленным педагогической позицией, воспитателя, целевыми установками и ценностными ориентациями образовательного учреждения, особенностями ученического коллектива, спецификой условий его жизнедеятельности.

При разработке результатной цели следует учесть:

цели и задачи воспитательной системы всегда направлены на развитие личности ребенка;

содержание целей и задач предусматривает овладение учащимися целостной системой знаний об окружающем мире, практическими умениями и навыками, способами творческой деятельности, приемами и методами самопознания и саморазвития, ценностным отношением к себе и окружающей действительности;

целевые установки соответствуют интересам и устремлениям классного сообщества, обеспечены кадровыми, материальными, финансовыми и другими ресурсами для их реализации;

цели и задачи четко и ясно формулируются, являются диагностичными.

Процессуальные цели неразрывно связаны с результативными, так как они предусматривают изменения в воспитательном процессе. Традиционно они формируются так:

ввести в учебное расписание уроки общения для формирования коммуникативной культуры учащихся и т.д.

В основе развития ученического коллектива и личности в нем, по мнению А.С. Макаренко, лежит закон перспективных линий. Под перспективой известный педагог понимал завтрашнюю радость, к которой стремятся члены коллектива. Перспективы по продолжительности их достижения могут быть близкими, средними, далекими, по социальной ценности «от простейшего примитивного удовлетворения до глубочайшего чувства долга». Классные руководители совместно с учащимися и их родителями пытаются определить перспективы жизнедеятельности класса, согласовать их с целями и задачами воспитательного процесса.

На пути к достижению целевых ориентиров и перспектив происходят изменения в жизни классного сообщества, появляются и устанавливаются нормы и принципы, которые принято соблюдать в данном сообществе и детьми, и взрослыми. Они-то и являются принципами воспитательной системы.

Третий компонент воспитательной системы класса – функционально-деятельностный, он состоит из следующих элементов:

системообразующий вид деятельности, формы и методы организации совместной деятельности и общения;

основные функции воспитательной системы;

педагогическое обеспечение и самоуправление, жизнедеятельность классного сообщества.

Этот компонент выполняет роль системообразующего фактора, обеспечивающего упорядоченность и целостность воспитательной системы.

В качестве приоритетного и системообразующего изпользуются различные виды деятельности: познавательная, туристско-краеведческая, клубная, спортивно-оздоровительная, игровая, шефская, экологическая и т.д.

Чтобы проводимая деятельность была значимой для развития ребенка, педагоги пытаются объединить воспитательные дела в более крупные дозы воспитания: ключевые дела, тематические программы, социально-педагогические проекты.

Известны следующие варианты данного подхода:

целевые (тематические) программы «Учение», «Общение», «Досуг» и «Образ жизни», «Здоровье» (О.С. Газман). Возможна разработка других программ;

объединение проводимых дел в более крупные блоки с целью освоения общечеловеческих ценностей: «Земля», «Отечество», «Семья», «Труд», «Знание», «Культура», «Мир», «Человек» (В.А. Караковский);

систематизация воспитательных дел по направлениям, связанным с развитием таких потенциалов личности ребенка, как ценностный, познавательный, коммуникативный, художественный, физический;

формирование годового круга традиционных дел в классе.

В последние годы воспитательный процесс обогащается разнообразными методами и формами общения, среди которых тренинг общения, коммуникативные игры, часы общения и развития, кружки и клубы коммуникативной культуры.

Выбор содержания и способов организации деятельности и общения в классном коллективе находится в тесной взаимосвязи с функциями воспитательной системы. По мнению Н.Л. Селивановой, класс по отношению к личности может выполнять следующие функции:

образовательную, направленную на формирование у детей целостной, научно-обоснованной картины мира;

воспитательную, содействующую нравственному становлению личности школьника;

защитную, связанную, прежде всего, с психологической защитой ребенка от негативных влияний среды;

компенсирующую, предполагающую создание дополнительных условий для реализации творческих способностей детей; для самореализации личности в познании, игре, общении;

интегрирующую и корректирующую, заключающуюся в том, что класс при определенных условиях может интегрировать и корректировать различные влияния.

Успешность реализации классом перечисленных функций во многом зависит от педагогического обеспечения жизнедеятельности классного сообщества, и,прежде всего, от целесообразной и эффективной деятельности классного руководителя.

Тип воспитательной системы и характерный для нее вид совместной деятельности оказывают влияние на выбор форм и способов организации самоуправления в классном сообществе. Это может быть клубный совет, совет дела, «институт» дежурных командиров.

Четвертый компонент воспитательной системы класса – пространственно-временной. Он состоит из следующих элементов:

эмоционально-психологическая, духовно-нравственная и предметно-материальная среда;

связи и отношения классного сообщества с другими общностями детей и взрослых;

место и роль в воспитательном пространстве образовательного учреждения;

этапы становления и развития воспитательной системы.

Классные руководители и родители стремятся создать в классе эмоционально- и духовно-нравственно насыщенную среду, в которой происходит нравственное становление школьника, готового к самостоятельному выбору в социальном пространстве

Открытость классной воспитательной системы заключается в том, что классный руководитель и школьники заботятся об установлении и укреплении связей

07.05.2016 10:52


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!