СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Основные компоненты и связи воспитательной системы класса.
Индивидуально-групповой компонент представляет собой сообщество детей и взрослых, участвующих в создании, управлении и развитии воспитательной системы класса. Он состоит из таких элементов, как
классный руководитель (воспитатель);
учащиеся класса;
родители учащихся;
педагоги и другие взрослые, которые участвуют в воспитательном процессе и жизнедеятельности классного коллектива.
Вышеназванные члены классного сообщества выступают субъектами
воспитательного процесса, а значит создателями воспитательной системы класса. Они решают, какую воспитательную систему создать, как ее моделировать и как она будет функционировать.
Важную роль в построении, функционировании и развитии воспитательной системы играет классный руководитель (воспитатель). Его жизненные ценностные ориентации, педагогическая позиция, интересы и увлечения являются существенным системообразующим фактором. Классный руководитель является самым заинтересованным лицом в построении эффективной воспитательной системы в классе.
Учащиеся класса являются полноправными субъектами своего развития, жизнедеятельности классного сообщества, создания воспитательной системы.
Своеобразие классной воспитательной системы обусловлено индивидуальными и групповыми особенностями учащихся класса. Классному руководителю необходимо понять специфические черты классного сообщества, определить уровень развития ученического коллектива, сформированности в нем межличностных отношений и совместной деятельности, чтобы избрать наиболее оптимальный путь построения воспитательной системы.
Родители учащихся класса также должны быть активными участниками моделирования и функционирования воспитательной системы.
Особую роль играет единая позиция группы учителей, работающих в классе, согласование и интеграции их педагогического взаимодействия с коллективом учащихся.
Второй компонент воспитательной системы класса – это ценностно-ориентационный, который представляет собой совокупность следующих элементов:
цели и задачи воспитания;
перспективы жизнедеятельности классного сообщества;
принципы построения воспитательной системы и жизнедеятельности класса.
Это ценностно-смысловое ядро системы.
Воспитания без цели не бывает, так как сущностными характеристиками этого процесса являются целесообразность, целенаправленность.
В теории и практике воспитания различают 3 основных вида цели:
а) идеальная цель – некий идеал, к которому стремится общество, школа, педагог;
б) результативная цель – это прогнозируемый результат, часто выраженный в желаемом образе ученика и который планируется достичь за определенный промежуток времени;
в) процессуальная цель – это проектируемое состояние воспитательного процесса.
В процессе целеполагающей деятельности классного руководителя каждая из данных целей наполняется содержанием, обусловленным педагогической позицией, воспитателя, целевыми установками и ценностными ориентациями образовательного учреждения, особенностями ученического коллектива, спецификой условий его жизнедеятельности.
При разработке результатной цели следует учесть:
цели и задачи воспитательной системы всегда направлены на развитие личности ребенка;
содержание целей и задач предусматривает овладение учащимися целостной системой знаний об окружающем мире, практическими умениями и навыками, способами творческой деятельности, приемами и методами самопознания и саморазвития, ценностным отношением к себе и окружающей действительности;
целевые установки соответствуют интересам и устремлениям классного сообщества, обеспечены кадровыми, материальными, финансовыми и другими ресурсами для их реализации;
цели и задачи четко и ясно формулируются, являются диагностичными.
Процессуальные цели неразрывно связаны с результативными, так как они предусматривают изменения в воспитательном процессе. Традиционно они формируются так:
ввести в учебное расписание уроки общения для формирования коммуникативной культуры учащихся и т.д.
В основе развития ученического коллектива и личности в нем, по мнению А.С. Макаренко, лежит закон перспективных линий. Под перспективой известный педагог понимал завтрашнюю радость, к которой стремятся члены коллектива. Перспективы по продолжительности их достижения могут быть близкими, средними, далекими, по социальной ценности «от простейшего примитивного удовлетворения до глубочайшего чувства долга». Классные руководители совместно с учащимися и их родителями пытаются определить перспективы жизнедеятельности класса, согласовать их с целями и задачами воспитательного процесса.
На пути к достижению целевых ориентиров и перспектив происходят изменения в жизни классного сообщества, появляются и устанавливаются нормы и принципы, которые принято соблюдать в данном сообществе и детьми, и взрослыми. Они-то и являются принципами воспитательной системы.
Третий компонент воспитательной системы класса – функционально-деятельностный, он состоит из следующих элементов:
системообразующий вид деятельности, формы и методы организации совместной деятельности и общения;
основные функции воспитательной системы;
педагогическое обеспечение и самоуправление, жизнедеятельность классного сообщества.
Этот компонент выполняет роль системообразующего фактора, обеспечивающего упорядоченность и целостность воспитательной системы.
В качестве приоритетного и системообразующего изпользуются различные виды деятельности: познавательная, туристско-краеведческая, клубная, спортивно-оздоровительная, игровая, шефская, экологическая и т.д.
Чтобы проводимая деятельность была значимой для развития ребенка, педагоги пытаются объединить воспитательные дела в более крупные дозы воспитания: ключевые дела, тематические программы, социально-педагогические проекты.
Известны следующие варианты данного подхода:
целевые (тематические) программы «Учение», «Общение», «Досуг» и «Образ жизни», «Здоровье» (О.С. Газман). Возможна разработка других программ;
объединение проводимых дел в более крупные блоки с целью освоения общечеловеческих ценностей: «Земля», «Отечество», «Семья», «Труд», «Знание», «Культура», «Мир», «Человек» (В.А. Караковский);
систематизация воспитательных дел по направлениям, связанным с развитием таких потенциалов личности ребенка, как ценностный, познавательный, коммуникативный, художественный, физический;
формирование годового круга традиционных дел в классе.
В последние годы воспитательный процесс обогащается разнообразными методами и формами общения, среди которых тренинг общения, коммуникативные игры, часы общения и развития, кружки и клубы коммуникативной культуры.
Выбор содержания и способов организации деятельности и общения в классном коллективе находится в тесной взаимосвязи с функциями воспитательной системы. По мнению Н.Л. Селивановой, класс по отношению к личности может выполнять следующие функции:
образовательную, направленную на формирование у детей целостной, научно-обоснованной картины мира;
воспитательную, содействующую нравственному становлению личности школьника;
защитную, связанную, прежде всего, с психологической защитой ребенка от негативных влияний среды;
компенсирующую, предполагающую создание дополнительных условий для реализации творческих способностей детей; для самореализации личности в познании, игре, общении;
интегрирующую и корректирующую, заключающуюся в том, что класс при определенных условиях может интегрировать и корректировать различные влияния.
Успешность реализации классом перечисленных функций во многом зависит от педагогического обеспечения жизнедеятельности классного сообщества, и,прежде всего, от целесообразной и эффективной деятельности классного руководителя.
Тип воспитательной системы и характерный для нее вид совместной деятельности оказывают влияние на выбор форм и способов организации самоуправления в классном сообществе. Это может быть клубный совет, совет дела, «институт» дежурных командиров.
Четвертый компонент воспитательной системы класса – пространственно-временной. Он состоит из следующих элементов:
эмоционально-психологическая, духовно-нравственная и предметно-материальная среда;
связи и отношения классного сообщества с другими общностями детей и взрослых;
место и роль в воспитательном пространстве образовательного учреждения;
этапы становления и развития воспитательной системы.
Классные руководители и родители стремятся создать в классе эмоционально- и духовно-нравственно насыщенную среду, в которой происходит нравственное становление школьника, готового к самостоятельному выбору в социальном пространстве
Открытость классной воспитательной системы заключается в том, что классный руководитель и школьники заботятся об установлении и укреплении связей
© 2016, Абдрахимова Марианна Валерьевна 741