СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитательный процесс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитательный процесс и самоуправление как условие творческого развития личности

Кононенко Татьяна Петровна , преподаватель украинского языка и литературы, классный руководитель 11 класса

Уважаемые коллеги! Наша ме­тодическая сила — в осознании. Разрешая себе исповедовать ту или иную стратегию воспитания, использовать привычные или новые средства, методы, технологии воспитания, будем постоянно анализировать: эффективны ли они? Почему я по­ступаю именно так? Можно ли поступить иначе? Самое худ­шее — это стать воспитателем, свыкшимся со своим положе­нием и не думающим о том, что его можно улучшить, стать более успешным в достижении результатов своих педагогичес­ких усилий.

Воспитывать - значит создавать все условия, чтобы дети становились хорошими.

Надо воспитывать не поведение, а мотивы, то есть внутренние намерения, не сознание, а потребностно-мотивационную сферу ребенка.

Ребенка не надо переделывать. Его надо принимать таким, каков он есть, бо­лее того, каким мы хотели бы его видеть. Надо искать задатки, развивать способности, демонстрировать его таланты, в первую очередь для него самого. Ибо удивиться, насколько он хорош, красив и талантлив, прежде всего, должен сам ребенок. Самое главное приобретение, которое необходимо сделать ребенку в период школьнoгo ученичества - это чувство собственного достоинства, веру в себя, что он знает, умеет и способен. Ребенок перестает чего-то хотеть, когда понимает, что он Не может, Не способен. Этого достичь можно только добром. Ибо только добро рождает добро. Так завещал замечательный педагог А.В. Сухомлинский.

Воспитывать может только человек органически добрый, великодушный, способный верить воспитаннику и прощать его, удивляться его успехам и профессионально спокойно встречать неудачи. Воспитывает только тот, кому дети полностью доверяют, кого искренне уважают, образу которого бессознательно стремятся подражать. Педагог должен создавать условия, чтобы ребенок стал хорошим, нужно, чтобы он хотел, стремился, находил удовольствие в том, чтобы быть хорошим, «Воспитание есть искусство мотивации у ребенка нравственного, общественно-ценного поведения» Это сложнейший, тончайший, невидимый постороннему глазу, и лишь ощущаемый сердцем наставника процесс духовного взаимодействия воспитателя и воспитанника.

Воспитание есть в огромной мере передача воспитаннику самого себя, собственных ценностей и отношений, своего «образа жизни», где работают механизмы подражания, внушения, заражения. Не может воспитывать педагог, которого дети не любят.

Школьный учитель вводит детей в науку, классный руководитель вводит детей в жизнь.

Каждый из нас помнит фильм «Однажды двадцать лет спустя». Спустя 20 лет бывшие ученики собираются для того, чтобы выяснить, как они прожили 20 лет жизни, кем стали, чего добились. Мы не будет анализировать сюжет фильма, но на некоторые моменты реальной жизни хочется обратить внимание педагогов. Например, бывает так, что класс вместе прожил шесть лет в школе, но как только отзвучали последние аккорды выпускного вечера, ребята ушли из школы. У них не появляется желания собраться вместе, вспомнить школьную жизнь, смешные и грустные истории многолетнего общения. Однако быва­ет и наоборот. Школьные годы, традиции и обычаи класса, теплота общения зовет и манит из детства, тянет, как магнитом, еще и еще раз встретиться и вспомнить все то, чем была наполнена школьная жизнь.

Если в классе каждому было тепло и уютно, если ему помогали и поддерживали, радовались успеху, приветствовали инициативу и прав­дивость, лечили душу и согревали сердце - класс будет собираться и радоваться совместному общению и через 5 лет, и через 10, и через 20. От чего это зависит? Безусловно, от многих составляющих: личности классного руководителя, взаимоотношений всех участников общения, самих учащихся, их личностных качеств и т. д. Но очень во многом это зависит от тех традиций в отношениях между взрослым и учениками, которые складываются в классном коллективе на протяжении долгого времени.

Цель воспитательной системы и системообразующие виды деятельности оказывают влияние на формирование классногосамоуправления, которое позволяет каждому ученику класса попробовать себя в разных ролях. Самоуправление в классе работает по принципу сменных творческих групп - Советы дела по интересам («Культура», «Спорт», «Информация»…) Постоянно изменяется состав Совета по подготовке и проведению коллективного творческого дела. Даже классные «огоньки» не имеют одних и тех же ведущих, так как эту роль осваивают большинство членов классного коллектива. Подобный тип самоуправления позволяет привлечь каждого ребёнка к участию в общественной жизни, способствует повышению социальной активности, развитию коммуникативных навыков, организаторских способностей и творческого потенциала учащихся. В разных видах деятельности становятся лидерами разные ученики. У них развиваются такие качества, как ответственность, коммуникабельность, формируется адекватная положительная самооценка, что является фундаментом позитивного развития личности.

Важным признаком воспитательной системы является её открытость, связь с окружающей средой. Прежде всего, я стремлюсь использовать её возможности для творческой самореализации своих воспитанников. С этой целью знакомлю ребят с деятельностью школьных и внешкольных творческих объединений и т. д.

Воспитательная система должна преобразовывать окружающую среду по законам педагогики. Так, в формировании внутренней и внешней среды развития классного коллектива большую роль играют родители.

Чтобы вовлечь родителей в реализацию целей воспитательной системы в тематику родительского всеобуча включаю следующее: родительские собрания «Знаете ли вы своих детей?», презентации «Таланты нашей семьи», круглые столы «Организация семейного досуга», обмен опытом семейного воспитания «Организация свободного времени ваших детей».

Самоуправление в школе находится в состоянии непрерывного развития, которое связано с изменениями, происходящими в самой школе, в частности, и в обществе в целом.

Самоуправление - это принцип организации жизнедеятельности ученического коллектива, означающий права и обязанности его членов, позволяющих анализировать состояние дел в классе и школе, вырабатывать и принимать решения, касающиеся разных сторон жизни класса и школы, активно участвовать в их реализации.

Цель самоуправления - обеспечение управления школьным коллективом, преподавателями и учащимися на основе их взаимодоверия и требовательности, уважения и ответственности, творческого сотрудничества.

Действующее в школе самоуправление говорит о сложившемся коллективе. Нет коллектива – нет самоуправления. А значит, самоуправление – это не цель, а средство воспитания. Это высшая форма руководства детским коллективом. В самоуправлении главное – деятельность, направленная на совершенствование жизни коллектива.

Учебно-воспитательный процесс можно представить в виде модели самоуправления учащихся:

На первом этапе ( этапе воздействия) важно вовлечь школьников в активы с тем, чтобы личность получила удовлетворение от совместной деятельности. На этом этапе мы в основном определяем направления деятельности школьников.

На втором этапе ( этапе взаимодействия ) осуществляется пробуждение интересов личности к управленческой деятельности, осознание того, что в жизни существует порядок, который поддерживается специальной управленческой деятельностью. На этом этапе мы приближаемся к жизнедеятельности школьников и прослеживаем учёбу, досуг детей, удовлетворяющий их разнообразные интересы. Этот этап самый продолжительный.

На третьем этапе ( этапе соразвития ) ориентация делается на личность. Здесь проявляются школьники, которые стремятся сделать управленческую деятельность профессиональной. На этом этапе ставится задача пробуждения ответственности самой личности за то, чем она является. Значимым становится развитие умения формулировать и решать проблемы, как собственные.

Условиями создания целостной и непрерывной системы ученического самоуправления в школе и классе являются:

  • Организационное единство школьной системы ученического самоуправления и системы самоуправления в классе;
  • Единый ритм жизни и деятельности классного коллектива и каждого ученика класса ;
  • Включение ученического самоуправления в систему соревнования с единой системой подведения итогов и стимулирования учащихся;
  • Деятельность учащихся в классе должна органично сочетаться с общественно-полезным характером их деятельности в школьных структурах;
  • Общность информации, гласность общественной жизни.

С помощью самоуправления создаются условия, способствующие непрерывному личностному росту каждого школьника. В результате включения детей в организационно-управленческую деятельность можно наблюдать за развитием личности ученика в системе школьного самоуправления.

1-й этап развития активности:

Деятельность личности по добросовестному выполнению поручения формирует добросовестность к порученному делу.

2-й этап развития активности:

Выполнение общественных поручений, при которых он сам находит и использует некоторые способы его осуществления, формирует навык самоконтроля и требовательности к себе.

Высший этап развития активности:

Ученик сам выбирает дело и определяет пути его выполнения; характеризуется творческое отношение личности к конкретному делу.

Через самоуправление решаются задачи:

  • Развитие, сплочение и координация ученического коллектива;
  • Жизненное самоуправление;
  • Формирование культуры деловых отношений, навыков ведения деловой документации;
  • Умение решать проблемы;
  • Самораскрытие и самореализация личности;
  • Принцип равноправия в совместной деятельности;
  • Общественно значимые мотивы участия в управленческой деятельности;
  • Умение планировать трудовую деятельность, рационально использовать рабочее время и место, вести учёт результатов труда;
  • Повышение требовательности к себе и товарищам;
  • Воспитание нетерпимого отношения к нарушителям трудовой дисциплины;
  • Разноуровневый подход в организации самоуправления с учётом личностных потребностей школьников, определяющих их цели и профессиональную ориентацию;
  • Раскрытие школьников как мыслителей, прогнозировать свою жизнь;
  • Формирование готовности участвовать в различных проэктах;
  • Адаптация выпускников к непрерывно изменяющимся жизненным условиям.

Хотелось бы, чтобы каждый классный руководитель помнил и руководствовался в своей работе с детьми словами В.А.Сухомлинского: «У каждого ребёнка в глубине души спрятаны колокольчики. Надо только отыскать их, затронуть, чтобы они звенели добром и весёлым звоном».

Педагог, который воспитывает детей, должен отвечать многим требованиям. Быть может, на этом непростом пути нам пригодятся строчки Б. Окуджавы:

«Совесть, благородство и достоинство

— вот оно, святое наше воинство,

Протяни ему свою ладонь,

за него не страшно и в огонь.

Лик его высок и удивителен.

Посвяти ему свой краткий век.

Может, и не станешь победителем,

но зато умрешь как человек».

И пусть эти простые правила помогут нам в нашей непростой работе.

10.04.2016 12:56


Рекомендуем курсы ПК и ПП