СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Он создал иллюстрации к «Мертвым душам»
и в течение всех этих долгих лет в его сердце жила любовь к ней. К той самой женщине, что стала для него чистым воплощением любви, нежной музой; чей образ отразился в его летящих полотнах; к той, кому он посвящал свои стихи.
Ты волосы свои несешь
Навстречу мне, и я, почуя
Твой взгляд и трепет, тела дрожь,
Тебя опять спросить хочу я:
Где давние мои цветы
Под хулой свадебной, далекой?
Я помню: ночь, и рядом ты,
И в первый раз к тебе прилег я,
И погасили мы Луну,
И свечек пламя заструилось,
И лишь к тебе моя стремилась
Любовь, тебя избрав одну.
И стала ты женой моей
На годы долгие. Сладчайшей.
Дочь подарила – дар редчайший
В наиторжественный из дней.
Благодарю, Г-сподь высот,
Тебя за день, за месяц тот.
Эти стихи Марк Шагал написал о своей жене – Бэлле Розенфельд. И хотя волею судьбы сложилось так, что она не стала его единственной спутницей жизни, но именно она, Бэла, навсегда осталась его самой искренней и настоящей любовью.
Шагал Марк Захарович (Marc Chagall, 1887 – 1985 гг.) – живописец, график, иллюстратор, театральный художник, один из мировых лидеров авангарда двадцатого века. Его настоящее отчество Хацкелевич. Он появился на свет в простой многодетной еврейской семье, в Белорусском городе Витебске – вот такое смешение истоков великого художника. Немудрено, что теперь, по прошествии стольких лет, своим художником его по праву считают и Россия, и Белоруссия и Франция, в которой он жил в дальнейшем и где был захоронен. Шагал получил домашнее образование – это было традиционное религиозное обучение, непременно включавшее в себя изучение древнееврейского языка и чтение Талмуда и Торы. В дальнейшем такое обучение найдет свое отражение и в картинах Шагала, и в его стихах, проникнутые религиозной тематикой.
Шагал с детства имеет сильную тягу к рисованию, все, что он видит вокруг: простые люди, дома, окрестные пейзажи – все становится для него моделями для рисунков. Сначала он обучается изобразительному искусству у местного Витебского художника Ю. М. Пэна, позднее уезжает в Санкт-Петербург, где два года учится в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которой тогда руководил Николай Рерих.
Но не в Питере, а в своем родном Витебске, летом 1909 года, молодой Шагал познакомится со своей будущей женой, единственной музой и любовью всей его жизни.
Белла Розенфельд (Bella Rosenfeld, 1895 – 1944 гг.) была из семьи Витебских ювелиров. А еще она была очень красивой девушкой и одухотворенной, возвышенной натурой; занималась в студии актерского мастерства у К. С. Станиславского, имела отличное образование, изучала философию и литературу. Позже, в книге-биографии «Моя жизнь» Марк Шагал напишет:
«. Она молчит, я тоже. Она смотрит – о, ее глаза! – я тоже. Как будто мы давным-давно знакомы и она знает обо мне все: мое детство, мою теперешнюю жизнь и что со мной будет; как будто всегда наблюдала за мной, была где-то рядом, хотя я видел ее в первый раз. И я понял: это моя жена. На бледном лице сияют глаза. Большие, выпуклые, черные! Это мои глаза, моя душа.»
Марк и Белла поженились 25 июля 1915 года и прожили вместе почти тридцать лет, таких долгих и одновременно таких коротких. За эти годы были война, голод, бытовые проблемы, рождение обожаемой дочери Иды, переезд на жительство во Францию, где к Марку Шагалу пришла мировая известность. А еще с ними было их взаимное чувство и, конечно же, картины, что так легко и неутомимо рождал талант Шагала, питаемый любовью к Белле: «Голубые любовники», «Розовые любовники», «Портрет Беллы в белом воротничке», «Зеленые любовники», «Над городом», «Прогулка», «Букет с летящими влюбленными», «Влюбленные с цветами» и многие другие
Смерть Беллы в 1944 году почти на целый год лишила Марка Шагала возможности рисовать – ее потеря стала для него подлинной катастрофой. Первое, что он нарисовал, придя в себя после смерти Беллы, были картины ее памяти: «Рядом с ней» и «Свадебные огни»
© 2017, Короткова Ольга Константиновна 419