СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Возможности применения компьютерной презентации на уроке литературы и во внеурочной деятельности в школе для детей с нарушением слуха

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современное образование характеризуется процессом смены парадигм – переходом от парадигмы обучения к парадигме учения. Это означает, что сегодня важно не столько дать ребёнку большой багаж знаний, сколько вооружить его таким важным умением, как умение учиться. Поэтому в настоящее время современная педагогика переживает целый ряд кризисных явлений, связанных с изменением целей образования, введением Федеральных государственных образовательных стандартов и включением в педагогический процесс современных образовательных технологий.

          В настоящее время (в условиях обсуждения проекта Концепции ФГОС  обучающихся с ограниченными возможностями здоровья) идёт процесс существенного изменения той традиционной дифференцированной системы специального образования лиц с нарушением слуха, которая была создана в середине XX века.

         Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья – это дети с особыми образовательными потребностями. Действующий ФГОС общего образования не предусматривает удовлетворения их особых образовательных потребностей в полном объёме, что в результате ставит под угрозу реализацию права этих детей на получение адекватного их потребностям и возможностям образования, максимальную реализацию реабилитационного потенциала. Только удовлетворяя особые образовательные потребности таких детей, можно открыть им путь к общему образованию.  

            Обсуждение проблемы модернизации обучения проходит и в массовых, и в специальных школах, в том числе и в школах для слабослышащих и глухих детей. В последних, с одной стороны, сохраняются традиции отечественной сурдопедагогики в условиях совершенствования и изменения системы воспитания и обучения детей с нарушенным слухом. С другой стороны, наблюдается стремление к широкому использованию компьютерных технологий в обучении детей, к разработке соответствующих программ.

         Это, в свою очередь, означает изменение мировоззрения педагога-дефектолога, привычных способов его работы, формирования у него нового мышления, новых востребуемых  качеств – мобильности, гибкости, способности адаптировать образовательную среду к потребностям каждого учащегося с ограниченными возможностями здоровья.

         Перспективным направлением развития коррекционного образования в рамках специальной школы является использование новых информационных технологий. На современном этапе преподавания  литературы в коррекционной школе уже нельзя обойтись без компьютера. Такое понятие, как компьютерные технологии, уже прочно вошло в нашу жизнь и вносит свои коррективы и в специальную методику обучения. Сейчас, когда уже почти у каждого ребёнка есть персональный компьютер, да ещё подключён Интернет, уроки с использованием информационных технологий проходят совсем иначе, теперь это интересный учебный процесс, в котором активно принимает участие весь класс. Учителям-словесникам нашей школы, идущим в ногу со временем и осваивающим работу с компьютером, приходится осваивать и новые методы подачи материала.

         Одним из актуальных направлений внедрения информационных технологий в образовательный процесс учебного заведения являются мультимедийные презентационные технологии. Из всех информационных технологий чаще всего использую электронные презентации на уроках литературы.

         Литература была и остаётся одним из основных школьных предметов, реализующих главную цель обучения и воспитания – формирование личности во всём её многообразии: интеллектуальном и эмоциональном развитии, становлении мировоззрения, нравственных и этических норм, речевой культуры. Отражённый в литературе богатый опыт человечества может стать для учащегося лично значимым, однако на постижение этого многообразия влияют не только возрастные возможности, но и психофизические особенности читателя. Знания детей с нарушением слуха об окружающем мире ограничены и поверхностны. Знакомство с художественной литературой даёт возможность эти знания расширить и значительно компенсировать отклонения в развитии ребёнка. В связи с этим проблема литературного развития детей со слуховой депривацией приобретает особую значимость. Психофизические особенности, в первую очередь своеобразие восприятия детей с нарушением слуха, обусловливают трудности, возникающие при изучении художественных произведений. Как показывает практика работы в коррекционной школе, чтение – самый тяжёлый и нелюбимый труд для многих глухих и слабослышащих детей. Бедный словарный запас, несформированность грамматического строя речи, ограниченность речевого опыта, с одной стороны, недостатки собственно читательской деятельности, с другой, становятся естественными препятствиями для понимания читаемого текста. Одна из задач учителя-словесника, который работает в коррекционной школе, состоит в том, чтобы максимально приблизить литературный материал к пониманию его слабослышащими и глухими учащимися. Чтение, анализ прочитанного текста в значительной степени способствуют компенсации недостаточной речевой практики, влияют на развитие и совершенствование устной и письменной речи, обогащают словарный запас. К сожалению, читают слабослышащие и глухие учащиеся мало. Это подтверждают многочиссленные исследования отечественных учёных-дефектологов. В своих работах они отмечают, что недостаточно высокий уровень общего развития затрудняет учащимся с нарушением слуха понимание художественной литературы.

         Именно поэтому уроки литературы в школе для детей с нарушением слуха должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением богатого иллюстративного материала, аудио и видео сопровождения. Всё это может обеспечить компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе урока: и при объяснении нового материала, и при закреплении, и при повторении и обобщении изученного, и для контроля знаний, умений и навыков.

         Учебник литературы под редакцией В. Я. Коровиной для учащихся 5-9 классов общеобразовательных школ предлагает совершить заочные экскурсии по местам, связанным с жизнью и деятельностью того или иного писателя или поэта. С целью ознакомления детей с наиболее интересными фактами биографии писателя на вводных уроках использую готовые, но наиболее адаптируемые к особенностям детей с нарушением слуха мультимедийные презентации. Красочное слайд-шоу о писателе или поэте даёт более запоминающееся образное представление о его жизни и личности, делает биографический «скучный» материал более эстетичным, информационно насыщенным. Путешествуя по слайдам виртуальной экскурсии по литературным местам, ребята работают с интересом и увлечением. При этом работа проводится в определённой последовательности: сначала текст каждого слайда озвучивается самими учащимися, при необходимости комментируется учителем и затем записывается в тетрадь. Деятельность учащихся на уроке резко активизируется. Из пассивных слушателей они превращаются в активных участников учебного процесса. Повышается качество усвоения учебного материала. Учащиеся без труда выбирают необходимую для урока информацию, конспектируют ее, учатся ставить вопросы и отвечать на них, от вопросов переходят к диалогу и беседе по тексту. Таким образом, презентация выполняет и иформационную, и обучающую функции. Но не следует забывать, что её применение должно строиться на здоровьесберегающих принципах, а именно: повышать уровень качества знаний и при этом не вызывать раздражение и утомление у учащихся.

         Особая важность словарной работы в коррекционной школе обусловлена ограниченностью речевого развития школьников с нарушением слуха, своеобразием их словарного запаса. Словарная работа на уроках литературы направлена на осмысленное восприятие текста литературного произведения, уточнение известных учащимся слов и понятий, введение в их связную речь необходимой лексики. При чтении художественного текста слабослышащие и глухие учащиеся испытывают большие затруднения. Обилие незнакомых слов и словосочетаний снижает скорость чтения, интерес к книге падает, затрудняется понимание смысла прочитанного материала, что приводит к быстрому его забыванию. Эффективно провести работу по знакомству со значениями новых слов на уроке литературы поможет электронный словарь. Видеовыдержки из словаря – это точные выдержки из словарной статьи, демонстрируемые на экране компьютера или через мультимедийный проектор. В них раскрывается лексическое значение слова, словотолкование при необходимости может сопровождаться иллюстрациями, иногда даётся анимированное изображение объекта, о котором идёт речь.

         Презентации на уроке литературы – это всегда отличный и мобильный иллюстративный материал, который очень важен для детей с нарушением слуха, так как учебники, по мнению учителей-практиков, проиллюстрированы недостаточно. При помощи проектора на широкий экран выводятся цветные портреты писателей, иллюстрации к произведениям, фотографии и многие другие изображения, оживляющие ход урока, пробуждающие у обучающихся интерес к литературным произведениям. Благодаря использованию презентаций у учащихся наблюдается концентрация внимания, включение всех видов памяти (зрительной, слуховой, моторной, ассоциативной), более быстрое и глубокое восприятие излагаемого материала, повышение интереса к изучению предмета, возрастание мотивации к учёбе. В моём банке презентаций накоплено достаточное их количество для использования на уроках литературы, во внеклассной работе по предмету, а также на классных часах. Интернет-ресурсы позволяют быстро и в разных объёмах собрать и представить материал по любой теме.

         Презентация даёт учителю возможность проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Умелый учитель может превратить презентацию в увлекательный способ вовлечения учащихся в продуктивную, творческую деятельность, используя такой немаловажный элемент обучения, как мультимедийная игра. Отличием такой игры от обычной презентации является наличие особого алгоритма, который с помощью системы гиперссылок позволяет управлять процессом игры, обеспечивая обратную связь с обучающимся. Для создания игр-презентаций хорошо подходят тестовые задания, в которых учащимся предлагается выбрать правильный вариант ответа на поставленный вопрос. Игра может быть как командной, так и индивидуальной. На развитие у учащихся познавательного интереса направлены игры с интерактивными заданиями, построенные по принципу телевизионных игр «Своя игра», «Кто хочет стать отличником», «Поле чудес». Это урок-игра «Дела давно минувших дней» по сказкам А. С. Пушкина в 6-ом классе, викторина «Басни И. А. Крылова» в 6-8-ых классах, «В некотором царстве, щедринском государстве» по произведениям М. Е. Салтыкова-Щедрина» в 8-9-ых  классах, занимательные уроки-игры по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» и по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин» в 10-ом классе, по поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души» в 11-ом классе и многие другие. Интерактивные игры оказывают помощь в проведении нестандартных уроков обобщения и систематизации знаний, умений и навыков по изученному произведению. Иногда пытаюсь смоделировать подобного рода игры самостоятельно, применяя навыки работы в программе Microsoft PowerPoint, но нередко использую и готовые продукты, созданные моими коллегами – учителями-словесниками из общеобразовательных школ. Пройдя обучение на курсах по программе профессиональной переподготовки в ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО», я пополнила свою медиатеку богатой коллекцией мультимедийных игр-презентаций для уроков литературы. В большинстве случаев уровень подачи речевого материала презентаций ориентирован на учащихся с сохранным слухом и речью и не учитывает психофизические особенности глухих и слабослышащих детей. Поэтому приходится его адаптировать для предъявления слабослышащим и глухим учащимся. Таким образом, подготовка к нетрадиционному уроку-игре в школе для детей с нарушением слуха проводится очень тщательно, а это, как правило, требует много сил и времени и со стороны учителя, и со стороны учащихся. Но несмотря на это, традиционный урок – это всегда урок-праздник для ребят, когда каждый имеет возможность проявить себя и когда класс становится коллективом. Задачи, которые ставятся на этом уроке, – не только повышение уровня усвоения материала, но и формирование потребности в чтении, развитие умения анализировать полученную информацию, воспитание умения работать в группе, в коллективе. Такие уроки-игры учат ребят применять знания в необычной ситуации, когда требуется активное воспроизведение ранее полученных знаний в новых условиях.

          Не только уроки, но и внеклассная работа – это благодатная почва для использования современных педагогических технологий. Это подтверждает проведённая в рамках Недели русского языка и литературы в школе литературная викторина «По знакомым страницам произведений Ивана Сергеевича Тургенева». Литературная викторина была приурочена к юбилейной дате – 195-летию со дня рождения великого русского писателя. Цель и задачи данного мероприятия были направлены на развитие познавательного интереса к творчеству писателя, обобщение и закрепление сведений учащихся о жизни и творчестве И. С. Тургенева, активизацию интеллектуальной деятельности через чтение его произведений, содействие личностному развитию участников викторины, предоставление возможности каждому участнику проявить себя, развитие коммуникативных умений и навыков работы в группе, повышение  престижа книги и чтения.

В ходе подготовки викторины была проведена соответствующая предварительная работа: организация книжной выставки в школьной библиотеке, заранее вывешенный список произведений и тем для повторения, сбор материала для презентации. Для тестовых заданий были подобраны занимательные вопросы по фактам биографии писателя, по содержанию изученных на уроках литературы и внеклассного чтения произведений Тургенева (повесть «Муму», рассказы «Бежин луг» и «Бирюк» из цикла «Записки охотника», а также «Стихотворения в прозе»). Оборудованием мероприятия послужила электронная презентация PowerPoint с интерактивными тестовыми заданиями. Каждое задание на слайде презентации сопровождалось иллюстрацией к изученному произведению. Речевой материал тестовых заданий был подобран с учётом возрастных особенностей учащихся, а также их речевых умений и навыков. Использование электронной презентации способствовало активизации познавательной деятельности слабослышащих и глухих школьников. В сценарий мероприятия были включены и поэзия, и музыка. Тщательно подобранный музыкальный материал (романс «Утро туманное» композитора Ю. Абаза на стихотворение И.С. Тургенева «В дороге» в исполнении Валентины Пономарёвой), а также прозвучавшее в аудиозаписи в исполнении мастера художественного слова Елены Габец стихотворение в прозе «Русский язык» наполнили её лирическим содержанием. На этапе  подведения итогов викторины (стадия рефлексии) была использована современная игровая технология развития критического мышления «Синквейн», что дало возможность детям с нарушением слуха быстро резюмировать информацию, изложить свои чувства и представления в нескольких словах, что отнюдь не просто. Начало викторины (стадия вызова) тоже было нетрадиционным. Ведущая и участники викторины совместно спроектировали тему мероприятия, отгадав по иллюстрациям на слайде презентации названия изученных произведений и их автора.

         В ходе проведения викторины были созданы условия для самореализации личности каждого её участника – школьника с ограниченными возможностями здоровья, для развития его социальной и общественной активности. Проведённое мероприятие способствовало формированию коммуникативных умений и навыков учащихся  с нарушением слуха (умений работы в группах), а также личностных качеств неслышащих детей: любознательности, инициативы, настойчивости, самостоятельности.

         Итак, как показывает опыт, с активным внедрением компьютерных технологий существенно изменились подходы к проектированию урока, позволяющие качественно по-новому использовать наглядно-иллюстративные методы, стимулируя различные виды интеллектуальной деятельности и эмоциональной работоспособности учащихся с ограниченными возможностями здоровья. 

         В заключение хочу отметить, что использование информационно-коммуникационных технологий делает процесс обучения и преподавания более интересным, качественным, результативным. Умелое и уместное использование компьютера на уроках литературы помогает  реализовать обучающие, развивающие и эстетические цели. Внедрение новых технологий позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, развивать их творческий потенциал, индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, а также способствует решению одной из важнейших задач в школе для детей с нарушением слуха – развитию связной устной и письменной речи.

         Современный педагог должен уметь работать с новыми средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав обучающегося с ограниченными возможностями здоровья – право на качественное образование.

         Кроме того, владение и использование ИКТ – хороший способ не отстать от времени и от своих учеников, ведь древняя мудрость гласит: «Истинный учитель – тот, кто, храня опыт прошлого, смотрит с уверенностью в будущее».

        

 

 

 

Список литературы:

1. Проект Концепции Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

2. Педагогические технологии: вопросы теории и практика внедрения. Справочник для студентов / авт.-сост. А.В. Виневская ; под. ред. И.А. Стеценко. – Ростов н /Д : Феникс, 2014.

3. Никитина М.И. Преподавание литературы в школе слабослышащих. – М.: Просвещение, 1983.

4. Красильникова О.А. Обучение чтению школьников с нарушениями слуха. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.

6. Донцова О.В. Компьютерная поддержка уроков литературы. // Литература в школе, 2005, №6.

7. Сигаева Ю.А. Опыт использования информационно-коммуникационных технологий на уроке. // Литература в школе, 2010, №1.

8. Материалы Всероссийской педагогической видеоконференции «Использование информационно-компьютерных технологий в школе» на портале Завуч. Инфо.

29.12.2014 19:03


Рекомендуем курсы ПК и ПП