СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Мир, в котором живет человек сегодня и в котором все пребывает в движении, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать противоречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате неудержимого потока информации. В поисках цельности, в стремлении упорядочить свои знания, в том числе и в сфере эстетической, интересующей нас в данном случае, человек обращает свой взор и к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям и относит он нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление предков, отображенное в народном искусстве.
Все профессиональное искусство вышло из народного, которое является началом всякого искусства. Народная эстетика наиболее древняя, она - первооснова и один из главных источников современных эстетических воззрений. Больше всего сохранилась она в народном декоративно-прикладном искусстве, в существующих и сегодня художественных промыслах.
Основным источником этой народной эстетики служила красота русской земли, которая воспитывала в людях поэтическое восприятие мира и делала их художниками, создавала чудесное совершенство форм. С другой стороны, образы родной природы обязательно воплощались в предметах, имевших практическое назначение: в бытовых вещах, хозяйственной утвари, убранстве жилища, одежде, игрушках для детей и так далее. Вышитый передник или, скажем, полотенце - одновременно и бытовой предмет, и высокое искусство.
Некоторое время назад увлечение различными видами женского рукоделия пережило второе рождение. Созданная своими руками вещь приносит в дом приятную атмосферу уюта и покоя. Немного парадоксально, что именно в наше стремительное время у все большего числа женщин появляется желание заняться шитьем, вязанием, вышиванием и так далее.
Выполненные ручным способом вещи неординарны и привлекательны. Фольклор всегда в моде, он своеобразно и органично сочетается с интерьером. Какое неповторимое изящество и разнообразие красок! Вышитые скатерть, столешница или набор салфеток создадут особенную задушевную атмосферу во время приема гостей. Но украсить вышивкой можно не только традиционное столовое белье. Прекрасным акцентом станет абажур настольной лампы или комплект подушек. Опытная мастерица может решиться на вышитый ковер или картину. Сейчас популярно вышивать миниатюры, которые доступны даже начинающим. Эти маленькие «шедевры» способны стать кульминационным центром любого интерьера и достойны коллекционирования.
Мы пытаемся заглянуть в будущее, потому что без этого нельзя определить задачи декоративно-прикладного искусства, которые надо решать сегодня. Но вместе с тем мы должны ясно представлять себе и прошлое - историю становления искусства рукоделия. Ведь как нет ясной границы между настоящим и будущим, так и нет четкого разграничения между современностью и историей. Новое возникает на основе определенным образом осмысленного опыта и знания истории и традиций. Пренебрежительное отношение к культурным ценностям прошлого может нанести большой урон современному духовному и культурному развитию нации.
Осмыслить все вышесказанное помогают уроки рукоделия и кулинарии.
Как необъятна и разноязычна Россия, как многообразны традиции, обычаи народов, её населяющих, так самобытна и разнообразна кухня! Русские кушанья немыслимы без пирогов, блинов, щей, каш и так далее. Особенно это касается семейных праздников. Уроки технологии располагают большими возможностями для сохранения традиций и культурного наследия нашего народа, формирования представлений о мире, о себе, о добре и зле, развития чувства восприятия самого себя как сознательной, мыслящей, духовной личности.
Мною разработан спецкурс «Секреты русского гостеприимства». На занятиях по данной теме, кроме приготовления русских блюд, мы с детьми рассматриваем убранство русской избы, изучаем ритуалы еды в быту крестьян, говорим о гостеприимстве, хлебосольстве русского человека, обычаях и обрядах, связанных с ним.
К сожалению, в традиционной программе «Технология» на изучение традиционных видов рукоделия отведено небольшое количество времени, поэтому основной упор делается на занятия с детьми во внеурочное время. Я являюсь руководителем объединения дополнительного образования «Клуб премудрых Василис», которое существует в нашей школе более десяти лет. На занятиях в объединении дети знакомятся с такими видами декоративно – прикладного творчества, как вышивка, вязание крючком и на спицах, лоскутная пластика, а так же с достаточно новыми технологиями – изонить, работа с атласной лентой.
Каждое занятие по темам, как правило, включает в себя теоретическую часть и практическое выполнение задания. В теоретической части знакомлю детей с художественными промыслами России, традиционными ремёслами, причём особый акцент делаю на промыслы и ремёсла нашего региона.
Основное место на занятиях отводится практическим работам, которые включают в себя изготовление образцов, а так же самостоятельного изделия. Техника выполнения таких изделий должна быть несложной, а время затраченное на изготовление, - минимальным, чтобы девочки могли быстрее увидеть результаты своего труда. Это способствует развитию их интереса, побуждает стремление к самостоятельности. Изделия, которые изготавливают дети на занятиях объединения, находят широкое применение в быту, школьной жизни, в оформлении интерьера и т.д. в школе регулярно проходят выставки работ детей, многие из которых выставляются так же в районе и области, регулярно занимая призовые места.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что знания, которые получают дети как на уроках технологии, так и во внеурочное время обеспечивают эстетическое и художественное развитие учащихся, носят воспитательный характер, прививают чувство цвета, фактуры, развивают у учащихся умение и желание украсить свой быт, воспитывают уважение к народным традициям.
© 2015, Толстышева Татьяна Юрьевна 859