СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 13.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ВРЕМЯ СУТОК в ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Есть художники, для которых времена суток на картинах были не фоном, а центром сюжета, явлением, стоящим пристального внимания зрителя. Некоторые из них посвятили им даже целые циклы из четырёх картин. Как оказалось, эта тема была популярна всегда, начиная с эпохи барокко и заканчивая абстракционизмом, и среди разных видов искусства: в музыке, живописи и скульптуре.

Времена суток – это олицетворение жизни, где рассвет символизирует её начало, утро – молодость, день – эмоциональную зрелость, вечер – обретение мудрости и спокойствия и ночь – подведение итогов. Кроме того, контраст дня и ночи можно соотнести с контрастом сознательного и бессознательного: днём люди занимаются активной деятельностью, а ночью видят сны. Художники, изображавшие времена суток, часто обращались к подобному символизму в своих картинах.

Тема времён суток была особенно популярной в эпоху барокко. Четыре картины французского автора эпохи барокко Клода Лоррена связали в серию «Четыре времени суток» с изображением утра, полудня, вечера и ночи. Однако сам художник дал картинам названия, не имеющие отношения ко времени: «Пейзаж со сценой отдыха на пути в Египет» (Полдень), «Пейзаж с Товием и ангелом» (Вечер), «Пейзаж с Иаковом, Рахилью и Лией у колодца» (Утро) и «Пейзаж со сценой борьбы Иакова с ангелом» (Ночь). Кроме того, Лоррен писал их в разное время – создание серии растянулось на 18 лет. Тем не менее, картины условно объединены в циклы и составляют пары: «Утро» и «Ночь» иллюстрируют сюжеты из истории Иакова, а «Полдень» и «Вечер» объединены образом ангела-хранителя.

Ещё один французский художник, изобразивший все четыре времени суток, – Клод Жозеф Вернье. Он объединил картины в одну серию. На одной из них мы видим раннее утро: на это указывает горизонт, окрашенный алым цветом. На другой картине герои спасаются от надвигающейся грозы. В отличие от первого полотна, вызывающего чувство умиротворения, этот холст написан экспрессивно: об этом говорят и люди в быстром движении, и сильный ветер, и борьба мощных лучей дневного солнца с тучами. На третьей картине женщины купаются и стирают одежду в горной местности под лучи заходящего солнца, а на четвёртой группа людей рыбачит, греется у костра и готовит еду на фоне полной луны, освещающей море и замок.

Клод Лоррен Пейзаж со сценой отдыха на пути в Египет (Полдень) 1654 Государственный Эрмитаж

Клод Лоррен Пейзаж с Иаковом, Рахилью и Лией у колодца (Утро) 1666 Государственный Эрмитаж

Клод Жозеф Вернье Четыре времени времени суток - ночь 1757 Художественная галерея Южной Австралии Аделаида

Клод Жозеф Вернье Четыре времени времени суток - вечер 1757 Художественная галерея Южной Австралии Аделаида

Клод Жозеф Вернье Четыре времени времени суток - полдень 1757 Художественная галерея Южной Австралии Аделаида

Клод Жозеф Вернье Четыре времени времени суток - утро 1757 Художественная галерея Южной Австралии Аделаида

23.04.2025 15:50


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя