СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Всегда готов!"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Оглавление.

1. Введение…………………………………………………………….3-4

2. Из истории создания пионерской организации.……………………………………………………………5-6

3. Пионерия шагает по селу …………………………………………………………….....7-12

4. Выбор пути. Что нас ждёт?………………………………………..13-14

5. Заключение………………………………………………………….15

6. Список литературы………………………………………………….16

7. Приложения………………………………………………………….17

Взвейтесь кострами,

Синие ночи!

Мы – пионеры,

Дети рабочих.

Близится эра

Светлых годов.

Клич пионера –

«Всегда будь готов!»

Введение.

Сейчас мы живём в мире информационных технологий, стремительного развития технического прогресса, в мире шоу-бизнеса и Интернета. Наша школьная жизнь во многом отличается от школьной жизни моих родителей. Исчезли идеалы, на которых можно равняться, с кого-то брать пример, на кого-то быть похожими. Из рассказов своих родных, из книг и старых фильмов я понимаю, что была другая, не менее интересная жизнь среди подростков и молодёжи. Считаю, что данная тема на данном этапе, актуальна. Я решила более глубоко изучить сведения о детском пионерском движении. Цель исследовательской работы: выявить забытые, открыть новые страницы истории детского пионерского движения; Для достижения данной цели, необходимо реализовать следующие задачи:

- выяснить у очевидцев, бывших учителей и учеников, что они знают о пионерском движении;

- изучить архивный материал, в котором упоминаются сведения о пионерском движении в нашем селе;

- изучить литературу, газетный материал, сведения в Интернете о пионерской организации.

Для этого мы посетили несколько раз архив Воткинского района; изучили статьи, очерки и другую публикацию о пионерах нашего села; встречалась с очевидцами событий: Шутовым Г.А., Васильевым А.И., Ермолаевой Н., Дорофеевой Л.А., Чураковой К.К., Соломенниковой И., Вострокнутовой З.А. и др.

Литература, которой мне пришлось воспользоваться в достаточном объёме помогла представить мне «образ» пионерского движения, почувствовать эпоху того времени, представить жизнь своих сверстников.

Для решения поставленных задач использовала следующие методы исследования:

- беседа;

-.фоторепортаж, подбор фотоматериалов;

- опрос, анкетирование;

- работа с материалами районного и школьного архивов, периодической печатью;

- анализ собранного материала.

Направления исследования: - совершенствование деятельности детских организаций села и школы; - исследование процесса развития детского движения в стране и селе; Объект исследования – процесс развития детского движения в своём селе.

Свою работу я посвящаю 90-летию Пионерии.

Из истории создания пионерской организации.

Прежде чем приступить к данной работе, я провела опрос среди учащихся нашей школы, что они знают о детской пионерской организации. Им была предложена анкета (Приложение 1).

По результатам исследования я выяснила, из 150 опрошенных учащихся 26 человек вообще не слышали о пионерах, 42 не знали, чем занимались и как жили пионеры, какая была символика, и какие были атрибуты у пионерской организации, не знают 60 человек.

Аналогичная анкета была предложена родителям 8-го класса. Из 18 опрошенных человек, только двое не смогли назвать полностью символы и атрибуты пионеров. Некоторые даже помнили торжественное обещание юного пионера. Очень трогательно было слушать их воcпоминания.

Так кто же они такие пионеры, и как появилась пионерская организация? Решением Всероссийской конференции комсомола пионерская организация была организована 19 мая 1922 года. До 1924 года пионерская организация носила имя Спартака, а после смерти В.И.Ленина – его имя.

Изначально пионерские отряды создавались в качестве организаций при городских Домах воспитания (своего рода Дома пионеров). Принимали в пионеры индивидуально.

В 1925-1926 годах пионерские организации стали повсеместно формироваться на базе школ. К 1925 году в СССР насчитывалось до полутора миллионов пионеров. Пионерская организация в СССР была массовой. В пионеры детей принимали с 9 лет (3-4 класс) и состояли в ней до 13-14 лет, когда начинался приём в комсомол.

В первую очередь принимали отличников и активистов, а затем остальных детей. Не брали в пионеры редко, только отпетых хулиганов, случались отказы по религиозным соображениям.

Внешне пионеры отличались ношением красного галстука и пионерского значка. Пионерская организация имела свои символы и атрибутику (Приложение 2). Пионерская организация имела свою структуру.

Структура пионерской организации:

Звено (5-10 пионеров) – ответственный звеньевой.

Отряд (30-40 пионеров) – председатель совета отряда;

Дружина (300-400) – председатель совета дружины;

Всесоюзную пионерскую организацию имени В.И.Ленина возглавлял секретарь ЦК ВЛКСМ (последним секретарём в истории пионерского движения была Швецова Л.И.).

Пионерия – это не просто детское движение, это целая эпоха миллионов и миллионов людей, это часть их жизни, это принципы, мировоззрение, особый склад мышления., для многих – это сама жизнь. [8]

Пионерия шагает по селу.

В своей работе я бы хотела более подробно рассказать о времени, когда каждый ребёнок и взрослый был по–настоящему счастлив, когда вся молодёжь нашего государства была едина, а расовые, религиозные и социальные барьеры были практически стёрты. Это время надежд, где каждый верил, что его маленькая империя под названием «Пионерия» будет существовать вечно. Они просто жили и учились, преодолевали трудности, все были чем-то заинтересованы и увлечены, все стремились к чему–то, у всех была цель в жизни. Да, сколько полезных интересных дел можно было провести в пионерском отряде! Сколько различных умений и навыков смогли приобрести ребята, как много они смогли узнать за всё время существования пионерской организации. Их учили понимать цену дружбы и товарищества, ощущать радость труда на общую пользу, жить, а не существовать в коллективе, и это главное.[4] Именно этим вопросам посвящается предлагаемая Вашему вниманию история пионерской организации моего села. В ней собраны не только исторические факты, но и мои размышления, на примере места, где я живу, моей маленькой родины – села Светлое. Пионерия охватила все уголки нашей необъятной страны. У моего родного села тоже есть своя история, которая связана с пионерской организацией. Пионеры- Светлянцы внесли в историю пионерской организации много славных страниц. Есть своя история и у пионерской организации села Светлое. Пионерская организация в школе образовалась в сентябре 1931г. По сохранившимся в архивах школы сведениям, одним из первых вожатых, который упоминается в документах, в сороковые года был, Кузнецов Владимир Иванович (он был из эвакуированных, жив до сих пор и занимается общественной работой). Директором в то время был, Жемчужин К.М. Всего насчитывалось 46 пионеров и 4 звена. В то время отрядов и совета дружины не было. Пионеры помогали колхозу в сборе овощей, фруктов. Учились, готовили концерты.[1]

Великая честь для школьника быть пионером. Пионеры - это те, кто идёт впереди. Пионер - значит передовой. В конце 1930-х годов завершилась перестройка Всесоюзной пионерской организации по так называемому школьному принципу: класс - отряд, школа - пионерская дружина. В пионерских коллективах развернулась военно-оборонная работа; создавались кружки юных стрелков, санитаров, связистов, проводились военно-спортивные игры. В 30-х годах все пионеры зачитывались книгой «Как закалялась сталь», обсуждали вопросы международной жизни. [4]

40-е годы. Пионеров в дружине в эти годы было 60-70 человек. Дружина имела совет дружины и была разбита на 2 отряда. Старшие вожатые в то время часто менялись.

В 1941-1945 годы по всей стране развернулось массовое тимуровское движение, возникновение которого связано с именем писателя Аркадия Гайдара и его повестью "Тимур и его команда". Юные пионеры помогали семьям фронтовиков, собирали лекарственные травы, металлолом, средства на танковые колонны, дежурили в госпиталях, работали на уборке урожая. В тяжелые военные годы 1941-45 г.г. пионеры не были в стороне. Они помогали колхозу, собирали теплые вещи для фронта. Было собрано: носков – 156 пар, валенок - 80 пар, полушубков - 10 штук. А в школе изучали винтовку, противогаз, так как готовились сменить старших товарищей на фронте.[2] Из воспоминаний Шутова Генриха Афанасьевича: «Шла война. Трудно было. В школе не хватало учебников. В 1943 году мне пришлось оставить учёбу и пойти работать в колхоз. Также старшие пионеры помогали младшим готовить уроки, проводили веселые переменки, читали газеты. Записывали сообщения с фронта, которые передавали по радио, доводили их до сведения население села. Наша пионерская организация ещё более сплотилась. Весной ходили по селу, собирали овощи и отправляли их в районы, где свирепствовал голод. Трудное было время, но ребята - пионеры жили интересной жизнью. Очень дружили пионеры села с ребятами из детского дома, который располагался на территории села».[5],[2]

Дорофеева Лидия Александровна:

«Летом все пионеры работали на полях колхозов, пасли скот, жали серпами рожь, ячмень, а вечером, когда стемнеет, снова собирались и скирдовали снопы. И, где бы мы не работали, всегда относились к работе добросовестно, серьёзно, всю работу доводили до конца…» [6]

Заварзин Александр Никандрович: «Когда началась Великая Отечественная война, мне было 8 лет, я вступил в пионеры. Это было трудное время: света не было, хлеб по карточке, голодные, холодные мы всё равно учились. Школу не пропускали, было стыдно…»

Из воспоминаний Копыловой Зинаиды Александровны: «Помню, как после школы ходили помогать строить новую школу. Помогали строителям таскать стройматериал и выносить мусор. На наших глазах зарождалось новое, по тем временам, современное здание школы. Работали на стройке день и ночь.

Также у нас постоянно проходили соревнования по спорту, костры пионерские». Закончилась война. Пионерская организация жила своей жизнью».

50-е годы.

Из воспоминаний Чураковой Ксении Кирилловны:

«В ряды пионерской организации вступила в 1951. Наша дружина носила имя Павлика Морозова, а отряд наш носил имя Олега Кошевого. Сколько было волнений и тревог, а вдруг не примут в пионеры? Но вот все волнения позади, мы дали торжественное обещание всей дружине, и на груди нашей засветились красные галстуки. В те годы при школе держали своеобразную ферму кроликов. Мы все дружно ухаживали за животными. Летом помогали колхозу, работали и на прополке, и на сенокосе, и на ферме. Была организована тимуровская команда. Много помогали престарелым, инвалидам войны. Собирали золу в период весенне-полевых работ, макулатуру, металлолом.

Для нас самым важным праздником был день рождения пионерской организации. Собирались на лесной поляне, сооружали громадный костёр и пели пионерские песни, играли, танцевали. Это была самая счастливая пора детства…» (Приложение 3).[6] Из воспоминаний Воронцовой ЕвгенииГермановны:

«С первого дня моего поступления в пионеры нашим отрядным вожатым был Емшанов Виктор – сотрудник райкома комсомола. Он был запевалой всех наших пионерских дел. Наш отряд носил имя Гули Королёвой. И любимая песня Гули Королёвой была нашей отрядной песней. Это песня «Землянка». Гуля пела эту даже в бою, слова песни бодрили её и вызывали ещё большую ненависть к врагу. Долгое время мы вели переписку с родителями Гули и её сыном Сашей. А потом мы даже ездили на встречу с отцом Гули. Мы всегда хотели быть на неё похожей. Нам было стыдно совершить какой-либо плохой проступок».

60-е годы. В эти школе работала пионервожатой Лапина Валентина Борисовна. Пионерская дружина насчитывала около 90 пионеров. Главной задачей пионеров была хорошая учеба. Пионеры с радостью приняли новое положение о Всесоюзной пионерской организации и включились в соревнование за право называться «Отряд - спутник семилетки». В это время ребята приняли активное участие в строительстве мастерской для школы. Пионеры посадили кленовую аллею, дали 70 концертов. Силами пионеров было собрано 30 тонн металлолома и сдано государству. [2]

70-е годы Пионерская дружина увеличивает число пионеров, в ней насчитывается 132 пионера. Пионервожатой в школе начинает работать Вострокнутова Зинаида Анатольевна. Она воспоминает: «Пионерской комнаты не было, она была оборудована в классе. Пионеры занимались тимуровской работой: рубили дрова, расчищали снег, сажали и убирали огороды. Готовили выступления агитбригады. Пионерская дружина активно решала все внутришкольные вопросы: дисциплины, успеваемости, кружковой работы, шефства. Организатором в то время работал нынешней директор школы, Васильев Аркадий Иванович. Под его руководство с новой силой возобновило свою работу тимуровское движение. Под руководством Аркадия Ивановича был создан из числа комсомольцев отряд содействия народной дружине «Дзержинец». Отряд патрулировал по селу в вечернее время и по выходным и праздничным дням. А также в то время пионеры и комсомольцы нашей школы первыми в районе стали участниками республиканских соревнований по спортивному ориентированию. Это было здорово – в чём-то быть первыми».[6]

80-е годы

Из воспоминаний Ермолаевой Надежды:

« В 1979 году мы с семьёй переехали в село Светлое. Мне, только что приехавшей пятикласснице, доверили быть звеньевой, а в 6 классе выбрали председателем совета отряда. В 7 классе - председателем совета

Список литературы.

1. Архив Воткинского района.

2. Архив МБОУ Светлянской СОШ.

3. «Вега»: от 18.05.85; «Сплотила, повела за собой».

4. «Вега»: от 23.10.08; «Как молоды мы были»

5. «Вега»: от 25.03.08. «Холодное детство 41-го…».

6. Личный архив бывших учителей Светлянской школы Шутова Г.А., Дорофеевой Л.А., Васильева А.И.

7. Материалы Интернет по вопросам пионерской организации за 2000-2010 годы;

8. «Пионерская правда», февраль 1984 год.

(Приложение 1).

Что вы знаете о пионерском движении?

Правильный ответ

Неправильный ответ

Пионер это - …

Пионеры занимались…

Клич пионера…

Символы и атрибуты пионера…

15.05.2021 20:27


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!