СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Российским учителям предлагается принять участие в конкурсе, в ходе которого пройти тестирование на знание основ педагогики, детской психологии и социологии.
«Научить человека быть счастливым — нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно.» — Макаренко А. С. Лекции о воспитании детей.
13 марта 1888 года родился всемирно известный советский педагог и писатель Антон Семёнович Макаренко (13.03.1888 — 01.04.1939).
Для многих именно Антон Семёнович стал главным педагогом советской системы образования, а его труды и постулаты стали основой образования миллионов детей благодаря успеху в воспитании детей и адаптации их в последующей жизни в обществе.
1988 год специальным решением ЮНЕСКО был объявлен годом Макаренко в связи с его 100-летним юбилеем и в том же году были объявлены имена четырёх великих учителей, определивших способ педагогического мышления XX века — это А.С. Макаренко, Д. Дьюи, М. Монтессори и Г. Кершенштейнер.
5 принципов воспитания Антона Семеновича Макаренко
Принцип первый. Решающую роль имеет поведение самих родителей. Цитата: «Родительское требование к себе, родительское уважение к своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом — вот первый и самый главный метод воспитания!»
А. С. Макаренко считал, что процесс воспитания идёт не только в тот момент, когда родитель говорит с ребёнком, наказывает его или хвалит, но и в любое другое время. Манера родителя одеваться, говорить с окружающими, поддерживать в порядке быт – все это влияет на воспитание ребёнка. А значит любой плохой поступок мамы или папы отзывается в ребёнке.
Принцип второй. Не стоит отгораживать ребёнка ни от каких влияний, даже от отрицательных. Цитата: «Вы должны предоставить ребёнку необходимую свободу, чтобы он находился не только под вашим личным влиянием, а под многими разнообразными влияниями жизни».
Во взрослой жизни любому ребёнку придётся столкнуться с разными проблемами, на его дороге наверняка встретятся и плохие люди. Макаренко считает, что у детей нужно выработать умение распознавать дурные влияния. Для этого нужно обсуждать поступки окружающих. Добиваться в разговоре от самого ребёнка нужного вывода, оценки плохого или хорошего поступка.
Принцип третий. В процессе игры ребёнок тоже получает воспитание. Цитата: «Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба». Макаренко советовал родителям добиваться выполнения определённых задач при участии и наблюдении за детской игрой. Ребёнок должен переходить от одной задачи к другой постепенно, не бросаясь выполнять сразу несколько дел. Игра должна быть доведена до конца. Ребенок должен ценить свои игрушки, хранить их, держать свое игровое пространство в порядке. Если игрушка сломалась, её нужно отремонтировать. Лучше, если это сделает сам ребенок, а если ему тяжело, то при помощи родителей.
Принцип четвёртый. Ребёнок – часть семьи. А значит он должен принимать участие в её делах. Цитата: «Все семейное хозяйство должно быть хозяйством коллектива и вестись в спокойных тонах, без нервности». Макаренко в своих лекциях приводил перечень навыков, которые воспитываются в ребёнке, когда он задействован в бытовых делах своей семьи:
солидарность человека с работой и интересами других людей, с интересами всего общества; честность, т. е. открытое, искреннее отношение к людям и вещам; заботливость, т. е. постоянное внимание к семейным нуждам и плану их удовлетворения; бережливость, т. е. привычка сохранять вещи; ответственность, т. е. чувство вины и неловкости в случае порчи или уничтожения вещи; способность ориентировки, иначе говоря, умение охватить вниманием целую группу вещей и вопросов; оперативная способность, т. е. умение распорядиться временем и работой.
Принцип пятый. Культурное воспитание – это обязанность семьи, а не только школы и общества. Цитата: «Хорошо рассказанная сказка — это уже начало культурного воспитания. Было бы весьма желательно, если бы на книжной полке каждой семьи был сборник сказок».
Макаренко говорит о том, что дошколята должны смотреть только те пьесы и фильмы, которые соответствуют их возрасту. Книги для самых маленьких нужно подбирать большие, с крупным шрифтом и многочисленными иллюстрациями. Музеи, выставки для маленьких детей в качестве ещё одного инструмента культурного воспитания – необязательны. А вот школьники должны посещать и галереи, и театры, читать газеты. Пример тяги к культурному подавать должны сами родители.
|
© 2018, Киреева Татьяна Ивановна 1640