СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Почему мы не рискуем высказаться против, даже если видим — что-то пошло не так.
«А если все будут прыгать с крыши, ты тоже прыгнешь?» — довольно мудрый родительский вопрос, ведь он предлагает остановиться и задуматься: а обязательно ли следовать за коллективом, если все делают что-то глупое или вредное. Но это ещё не всё. Бывают парадоксальные ситуации, когда каждый из членов сообщества сомневается или недоволен, но молчит.
В компании, когда речь заходит о программной книге или «культовом» фильме, многие важно кивают, изображая осведомлённость. Но стоит кому-нибудь во всеуслышание заявить, что условной «Войны и мира» он не читал, как несколько человек облегчённо присоединяются к нему.
Иногда всем в помещении холодно из-за открытого окна, но каждый думает, что для других температура комфортна, и только его ощущения отличаются от ощущений группы.
Более серьёзные случаи имеют далеко идущие последствия. Человек, который прошёл мимо замерзающего на улице бездомного, потому что мимо проходили десятки других людей. Ребёнок, который бросил камень в птицу, потому что другие мальчики так делали. Подросток, который начинает курить, хотя ему самому это даже не нравится. Гражданин, который проголосовал за самого популярного кандидата потому что… ну, вы сами знаете. Все они полагают, что несогласие лучше держать при себе, но зачастую не подозревают, что точно так же рассуждает сосед.
Причина этого — эффект множественного, или плюралистического невежества (pluralistic ignorance). Так называют ситуацию, при которой большей части людей не нравится происходящее, однако никто из них не решается подать голос и заявить об этом, потому что уверен, что окружающие поддерживают то, что делается (или не делается). Таким образом, возникает заблуждение насчет целей, идей или состояния коллектива, которое поддерживает сам коллектив.
(Нью-йоркский людный перекрёсток.)
(источник:
ИССЛЕДОВАНИЯ О МНОЖЕСТВЕННОМ НЕВЕЖЕСТВЕ
Теорию множественного невежества исследовал
Исследователи Дебора Прентис и Дейл Миллер
Немецкий политолог
В ходе знаменитого эксперимента Аша испытуемым предлагали ответить на вопрос о длине параллельных линий — но только после того, как выскажутся другие, подсадные, участники эксперимента, отвечавшие неверно. Оказалось, что испытуемые были готовы отказаться от собственного мнения, соглашаясь с большинством. 75% участников эксперимента согласились с заведомо ошибочным мнением по крайней мере в одном случае. А
В ИСКУССТВЕ И КУЛЬТУРЕ
Пример, который обычно приводят в первую очередь, рассуждая о коллективных заблуждениях — сказка Ганса Христиана Андерсена «Новое платье короля», основанная на написанной в XIV веке новелле
Как вы помните, высказаться решился только маленький ребёнок, который во всеуслышание объявил, что король-то голый.
Этот феномен так или иначе проявляет себя во всех антиутопиях, от «1984» Оруэлла до «Дракона» Шварца — тоталитарные общества и тирании часто опираются на групповые заблуждения, которые поощряют инертность — и
(Король дефилирует в одной нижней рубашке. Иллюстрация XIX века.)
(источник:
Весенним вечером 1964 года девушка по имени Китти Дженовезе вышла из машины возле собственного дома, и на неё напал мужчина с ножом. Он нанёс ей множественные ранения, изнасиловал и ограбил. По данным полиции, не менее десятка жителей многоквартирного дома видели те или иные моменты преступления, однако предпочли не поднимать шум. Медикам, которых вызвали только после того, как преступник ушёл, не удалось спасти девушку. Китти Дженовезе умерла в машине скорой помощи.
Эта трагическая история легла в основу терминов
(Роршах, персонаж из персонаж серии комиксов «Хранители», который стал фанатичным борцом с преступностью, узнав о трагедии КиттиДженовезе.)
(источник:
Предполагают, что нерешительность свидетелей в группе может быть связана с множественным невежеством — зрители опасаются, что другие люди сочтут их вмешательство неправильным. В случае с трагедиями, обусловленными этим психологическим эффектом, речь идёт, как правило, не об активных действиях, а о безволии, халатности и инерционном попустительстве. Даже когда никто из толпы не делает ничего дурного, вместе люди могут позволить трагедии совершиться у них на глазах.
ПОЧЕМУ МЫ БОИМСЯ ВЫСКАЗЫВАТЬ НЕСОГЛАСИЕ?
Выражение «человек — существо биосоциальное» — общее место для работ по социальной психологии, когнитивистике и другим наукам о человеческом поведении и мышлении. Однако здесь имеет смысл вспомнить эту максиму ещё раз.
Педагог и исследователь когнитивных процессов
Даже формирование у приматов цветного зрения связывают с потребностью наблюдать за лицами других членов группы.
У сегодняшних людей есть и более сложные причины для того, чтобы сверять свое поведение с поведением окружающих. Нужда в принадлежности другим и принятии от членов сообщества — обязательный центр
Вот один пример. По данным
Словом, наша обезьянья натура кричит нам о том, что, отколовшись от стаи, мы погибнем в джунглях, став жертвами хищников. А человеческая — что, высказав непопулярное мнение или поступив не так, как другие, мы подвергнемся обструкции, будем отвергнуты или испытаем стыд за незнание принятых в группе норм.
Ощущение причастности к социальной группе — это часть нашей адаптации, возможность ощутить себя частью чего-то большего. Тем не менее, осознание того, как работают механизмы группового подкрепления, помогает относиться к своим поступкам критически и лучше понимать природу своих эмоций.
В некоторых случаях имеет смысл подать голос, даже если вы предполагаете, что вы в меньшинстве. Возможно, «непопулярное» мнение получит куда больше поддержки, чем кажется. Или вы поможете человеку в беде, когда никто другой не решится.
(источник - newtonew.com)
© 2017, Воронков Дмитрий Павлович 425