Вариант 1
Инструкция по выполнению работы
На выполнение проверочной работы по русскому языку даётся 60 минут. Работа включает в себя 12 заданий.
Ответ запишите в поле ответа в тексте работы.
При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями, справочниками по грамматике, орфографическими словарями, иными справочными материалами.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.
Желаем успеха!
Вариант 1
1. Перепиши текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 1
В (о/а)дном б.лоте на коч.ке (под)ивой выв.лись дики. кряковые утята. (В/ф)скоре после этого мать п.вела их (к)озеру по к.ровьей троп.. Я заметил их издали, спрятался за дер.во, и утята подошли к самым м.имн.гам. Трёх из них я взял с.бе на в.спитани., (о/а)стальные шес.надцатьп.шли себе дальше.
П.держал я у себя этих ч.рных утят, и стали они (в/ф)скоре серыми.
С наступлением новой в.сны устроили мы св.им д.карям из (в/ф)сякого хлама г.здо.Пр.шло время вывелись утята. Мы их некоторое время под.ржалина кухне в т.плекрош.ли им яйцаухаж.вали. Чере(з/с) несколько дней наступил. очень хорошая п.года и мать пове.ла своих ч.рненьких к пруду.
(М. Пришвин)
2. Выполните языковые разборы.
(1) – фонетический разбор: время
(2) – морфемный разбор:заметил
(3) – морфологический разбор:(на) коч.ке (1 предложение)
(4) – синтаксический разбор предложения:В (о/а)дном б.лоте на коч.ке (под)ивой выв.лись дики. кряковые утята.
3. Поставьте знак ударения в следующих словах
Монолог, баловать, километр, туфля
4. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.
Сильно рванул ветер и со свистом закружил по степи.
5. Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.
1) Ты держись вон около того берега, где в реку сбегает ключ
2) Серая Шейка думала о том что река все-таки замёрзнет
3) Заяц сказал, что Серая Шейка его напугала
4) Вы ведь весной вернётесь спрашивала Серая Шейка
6. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знакипрепинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Высделали свой выбор.
1) А ты завтра приходи с нами колоски собирать.
2) Что ж ты сынок не представился?
3)Серёжа не видал приёмщика.
4)Она зарядила ружьё и выстрелила.
7. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинаниявнутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свойвыбор.
1) Заяц перескочил через дорогу и подошёл к старой норе.
2) У крыльца отец поставил весла и вошёл в дом.
3) Подул утренний ветерок и тихо-тихо закачались деревья.
4) Над мокрым полем и над лесом торопливо тронулись бесформенные облака.
Прочитайте текст 2 и выполните задания 8-12.
Текст 2
(1)Вот и пришла осень. (2)Вечер наступает рано, а темные низкие тучи делают и день похожим на сумерки. (3)Сиротливо выглядят голые кусты и деревья. (4)Лес пустой и неживой. (5)Даже белоствольные березы кажутся какими-то серыми, потускнела зелень елок, а огромные дубы сделались похожими на огромные чудища, протянувшие во все стороны корявые лапки-суки. (6)Все спит и в то же время ждет чего-то.
(7)Все ждут не дождутся снега. (8)А белые хлопья частенько летят на подмороженную землю, стараются прикрыть ее полупрозрачной накидной, а то и толстым одеялом. (9)Но недолговечно это одеяние. (10)Пролежит день-другой, да и растает. (11)Но совсем недолго осталось природе ждать того дня, когда заискрится, засверкает все вокруг, выше станет небо, просторнее земля.
(12)Снег подарит полянам и опушкам свой белый свет, всем одинаковый, словно решит на время примирить их соперничество в красоте.
(По Т. Горовой)
8. Определите и запишите основную мысль текста.
9. Какой факт, по мнению автора, свидетельствует о том, что осень – унылая пора?Запишите ответ.
10. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 1-6 текста. Запишите ответ.
11. В предложениях 1−6 найдите слово со значением «Холодно, уныло, тоскливо, одиноко, пусто». Выпишите это слово.
12. В предложениях 1-6 найдите антоним к слову «полный» и выпишите его.