СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Встал и вышел! Слова, которые нужно забыть каждому учителю
Мы делимся с учителями секретами правильной критики. Читайте, чтобы узнать, как мотивировать и вдохновлять с помощью критики, а какие слова каждому учителю нужно забыть навсегда.
Часто ли вы критикуете учеников? Каждый педагог ответит, что ежедневно. Похвала проскакивает реже. Не сделали домашнее задание, шумели на уроке, дерзили — масса факторов служит причиной для замечания.
Но даже если у критики есть благородная цель, то почему ученики замечают только негатив? Мотивация и интерес к предмету падает, успеваемость не радует педагогов и родителей, а ребенок замыкается в себе. Но не критиковать вообще тоже не получится.
Так где найти золотую середину? Реально ли сделать замечание-мотивацию или похвалу и не ударить по самооценке школьника? И вообще, правильно ли вы критикуете и хвалите учеников?
Как вдохновлять похвалой?
«Доброе слово и кошке приятно» — так просто пословица выражает суть поддержки, замечания положительных качеств. Мотивированный ученик в сумме с юношеским максимализмом и запалом может горы свернуть, а не только освоить школьную программу. Но как правильно хвалить ребенка, не выращивая в нем нарцисса?
Психологи и педагоги-теоретики выделяют 3 главных правила:
Как мотивировать критикой?
Правильно сделанное замечание — то, которое мотивирует, а не унижает и бьет по самолюбию.
Чтобы научиться критиковать с пользой для воспитания, запомните важное правило: прежде чем ругать недостатки, вспомните о достоинствах.
В большинстве случаев ребенок и сам знает, где допустил оплошность. А вот то, что у него получилось неплохо, может и не заметить. То есть похвала критикой — это немного кнута и вагон пряников.Тогда ребенок не зациклится на неудаче, не опустит руки, самооценка не скатится вниз.
Пример: вместо «Ты пишешь хорошо, но допускаешь много грамматических ошибок, окончания неправильные. Если решишь печататься где-то, то работу завернут или в редакции посмеются», скажите «Ты нестандартно смотришь на вещи. У тебя так все ярко и сочно описано. Чуть-чуть подтяни грамматику, и тогда станешь настоящим писателем, журналистом. Я верю в тебя».
Главное показать, что то, что сделал ребенок — уникально, хорошо, достойно, а небольшие нюансы реально исправить самому или вместе с вами. Грамотная критика во благо помогает вырастить ребенка с адекватным самомнением. Если постоянно твердить, что он все делает хорошо, не обращать внимание на мелкие ошибки или недоработки, то вырастает амбициозный подросток, который верит в свою «гениальность». И малейшее замечание вызывает бурю эмоций и негодования.
Стоп-слова для учителя
Сравнение/Шантаж: ты похож на неудачника/ ты выглядишь, как бомж, если не подтянешь предмет, будешь дворником/ останешься на второй год/ не поступишь!
Оценки: хорошие дети/ ученики не опаздывают, все делают вовремя и слушают учителя/ плохие ничего не добьются!
Зацикливание на неудачах: у тебя так всегда/ ты так же плохо написал предыдущую контрольную/ ты всегда не укладываешься в нормативы по физкультуре.
Публичное унижение: ребята, посмотрите на него!
Приказы: слушай, делай, закрой рот, вышел, пошел!
Навязывание роли: вот Петя все делает вовремя/ Катя быстрее тебя бегает, а она — девочка/ третьеклассник больше подтягивается/ да мой внук лучше читает, чем ты!
Нецензурная лексика: без комментариев!
Но нельзя же все время только хвалить ребенка. Как правильно сделать замечание и настроить на сотрудничество?
Не обвиняйте, а описывайте проблему! | ||
Плохая критика «Дети, вы опять наследили на полу, а его только помыла уборщица». |
Хорошая критика «Дети, на полу грязь. Его только помыла уборщица. Давайте будем убирать». |
|
Забудьте о сарказме! |
||
Плохая критика «Кто тут самый умный, написал и сдал работу быстрее всех. Может и ошибок не сделал?». |
Хорошая критика «Как ты хорошо распределил свое время. Не хочешь проверить работу?». |
|
Не приказывайте! |
||
Плохая критика «Закройте рот и не шумите в классе». |
Хорошая критика «Ребята, в классе лучше слышно вас, чем меня». |
|
Не обвиняйте! | ||
Плохая критика «Это ты разбил пробирку? Разве так можно?». |
Хорошая критика «Ты не поранился? Давай будем работать вместе и я научу тебя быть аккуратным при химических опытах». | |
Не унижайте! | ||
Плохая критика
«Опять в классе потом воняет. Кто не переоделся после физкультуры?». |
Хорошая критика
«Настоящие спортсмены трепетно относятся к форме, стирают ее после каждой тренировки и не использует вне зала». |
Критика и мотивация походит на инструмент хирурга. Одно неточное движение — и ситуацию будет сложно исправить. Поэтому запаситесь искренностью, мудростью и постарайтесь увидеть в каждом ребенке что-то уникальное и неповторимое.
© 2017, Синягина Юлия Викторовна 450