СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вы узнали свой тип личности? Нет, вам солгали

Нажмите, чтобы узнать подробности

Новая психология показывает, что нет никаких устойчивых черт и типов личности. Есть лишь состояния, в которые мы входим, и которыми можно научиться управлять.

Дэниел Гоулман – знаменитый психолог и специалист по организациям, автор концепции «эмоционального интеллекта» и нескольких книг на эту тему.

Я знаю одну женщину, которая на работе выглядит эмоционально-реактивной, несостоятельной и зависимой. Все говорят: «Ну, такой уж у нее характер».

Но затем, когда она в составе туристической группы осматривала лабиринты Европы, ее подруга с работы, которая тоже поехала в тур, была немного шокирована: женщина казалась совсем иной. Она проявляла инициативу, осматривала необычные города совершенно самостоятельно, была эмоционально стабильна, с ней было весело.

Все мы действительно становимся разными людьми в разных ситуациях, в разных группах, в зависимости от времени и в разные фазы нашей жизни. Старая модель личности, предполагающая, что у каждого из нас есть фиксированные на всю жизнь черты характера, не учитывает, насколько гибким может быть наше поведение.

Долгое время людей раскладывали по полочкам, втискивали в рабочие места, нанимали и подбирали для них «правильную» работу, опираясь именно на черты характера.

Но сегодня нейронаука говорит нам, что наши мозги пластичны: они могут меняться при соответствующем жизненном опыте, и они гораздо более эластичны, чем это подразумевает идея характеристик личности и черт характера.

Есть новая концепция – «модальности» или «режимы», – которая позволяет понять, как и почему мы в разные моменты становимся разными людьми. Модальность управляет всем нашим образом бытия: как мы воспринимаем и интерпретируем мир, как мы реагируем – наши мысли, чувства, действия и взаимодействия.

К примеру, есть модальность избегания, при которой мы стремимся дистанцироваться от эмоций и людей; тревожная модальность, при которой мы чрезмерно беспокоимся об отношениях с другими людьми; и безопасная модальность, при которой мы способны спокойно воспринимать эмоции, чувствовать уверенность в себе, идти на разумные риски и сосредоточиваться на деле в таких формах, которые помогают нам проявить себя с лучшей стороны.

Рассуждения о модальностях, а не о типах личности производят освободительный эффект: ведь модальности приходят и уходят, сменяют друг друга. Мы можем выяснить, что запускает в нас ту или иную модальность, что делает пораженческие настроения столь прилипчивыми и что может помочь нам разжать их хватку и войти в нужную модальность, дающую отличный результат.

Когда мы видим кого-то (или себя) сквозь призму таких ярлыков, как «депрессия» или «интроверсия», это может оказывать неощутимое негативное влияние, наталкивая на мысль о постоянстве этих особенностей личности, тогда как идея модальности это постоянство отвергает. Эта идея подталкивает к размышлениям о том, что мы можем сделать, чтобы высвободиться из-под гнета наших неблагополучных модальностей, и как развить в себе более широкий набор эмоциональных возможностей.

ДЭНИЕЛ ГОУЛМАН

28.05.2019 02:14


Рекомендуем курсы ПК и ПП