СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Сегодня проблема развития одаренности обучающихся является одной из важнейших проблем в образовании. Глубокий интерес педагогов к работе с одаренными детьми, безусловно, связан с запросом государства, ведь особое внимание в настоящее время приковано к неординарным личностям, которые мыслят нестандартно и способны внести огромный вклад в развитие нашей страны, а также которые способны проявлять высокую социальную и гражданскую активность.
Самореализация одаренных очень затруднительна в рамках традиционного обучения, поэтому в настоящее время одной из приоритетных проблем образовательного учреждения является создание условий для выявления и дальнейшего развития одаренности у обучающихся.
Перед современным преподавателем сегодня стоят следующие задачи. Во-первых, преподаватель должен владеть методиками выявления одаренности у студентов, во время учебного процесса должен использовать методики развивающего и личностно ориентированного обучения. Он должен сам обладать определенной широтой мышления, быть «гибким» педагогом. В-вторых, поскольку согласно ФГОС СПО современный выпускник должен уметь планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, то педагог в ходе обучения студентов должен ориентировать их в том числе и на это.
В образовательных учреждениях среднего профессионального образования проблеме развития одаренности у студентов уделяется недостаточное внимание. Это связано, в первую очередь, с тем, что в образовательном процессе педагог ориентирован на освоение обучающимися рабочей программы, которая является единой для всех студентов. А работа с одаренным студентом предполагает организацию скорее индивидуальной системы работы с ним. И работа эта начинается с определения того, что же в принципе считается одаренностью, какими качествами должен обладать такой студент.
В истории педагогики целая плеяда ученых занималась проблемой работы с одаренными детьми: П.П. Блонский, Л.С. Выготский, Г.И. Челпанов, В.М. Экземплярский, С.Л. Рубинштейн и т.д.
Сегодня существуют различные определения одаренности:
– Одаренность – это качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешное выполнение деятельности.
– Одаренность – это общие способности, обусловливающие широту возможностей человека, условия и своеобразие его деятельности.
– Одаренность – это умственный потенциал, или интеллект; целостная характеристика (индивидуальных) познавательных возможностей и способностей к учению.
В целом сегодня одаренность рассматривается как системное качество человека, развивающееся в процессе его жизнедеятельности и определяющее возможность достижения им выдающихся результатов в ценностном для общества виде деятельности.
Исходя из множества определений одаренности, можно сказать, что одаренные студенты – это те студенты, которые по уровню развития своих каких-то определенных способностей отличаются от своих сверстников. У такого студента могут быть особо развиты, например, творческие способности (он сочиняет великолепные стихотворения, очень хорошо играет на каком-нибудь музыкальном инструменты, восхитительно поет и т.д.) или специальные способности (например, по большинству дисциплинам он имеет оценку «удовлетворительно», но в какой-то профессиональной дисциплине ему нет равных). Видов способностей выделяется множество.
В педагогике выделяют 3 категории одаренных обучающихся.
К первой категории относятся дети, которые выделяются среди своих сверстников особой любознательностью и умственной активностью. Такие дети опережают по уровню развития своего интеллекта свой возраст.
Ко второй категории относятся дети, у которых обнаруживаются особые успехи в какой-то определенной области науки. Именно при изучении, например, определенного предмета такие дети будут демонстрировать особые успехи, отличные от успехов остальных сверстников.
К последней категории относятся дети с отдельными признаками незаурядных способностей.
Как мы видим, одаренность имеет индивидуальный характер. И не всегда одаренность определяется у обучающегося в раннем возрасте. Очень часто бывает, что при обучении в школе, например, ребенок не демонстрировал талант в определенной науке, а в процессе обучения в учреждении среднего профессионального образования умственная одаренность у студента обнаруживается. И в первую очередь, здесь заслуга преподавателя, который сумел разглядеть скрытый потенциал и дал студенту возможность развивать свои умственные способности при правильном индивидуальном подходе.
Большое значение в образовательном процессе имеет понимание, как правильно выстраивать работу с одаренными детьми. Работа в этом направлении начинается с создания модели развития одаренности, но при этом самое важное, что должна делать образовательная организация – это создавать развивающую среду. Именно в этой среде студент должен заниматься исследовательской деятельностью, проявлять исследовательскую активность и в принципе находиться на научно-исследовательской позиции, а это возможно лишь тогда, когда преподаватель формирует атмосферу доверия, принятия и поддержки. Именно в этой атмосфере, когда у студента отсутствует страх неудачи, поражения, провала, преподаватель начинает использовать инструменты личностного развития. Системообразующим компонентом здесь должен выступить интегрированный подход, который обеспечивает целостность диагностики, образовательного процесса, выбора форм, методов, средств обучения и индивидуальный темп работы с одаренными студентами. Интегрированный подход состоит из нескольких компонентов. Во-первых, ведущее место отводится междисциплинарному обучению (то есть объединение схожих тем разных дисциплин в одну). Во-вторых, метод обучения должен быть проблемно-исследовательский, прежде всего, где проблема – это некоторое противоречие (по типу «знаю – не знаю», «могу – не могу»). Конечно, сопровождать обучающегося в такой исследовательской среде должен преподаватель, который в этом сам хорошо ориентируется, который умеет ставить проблему и выдвигать гипотезы. В-третьих, необходимо выстраивать субъект-субъектные отношения (отношения партнерства в процессе познания).
Особое значение при работе с одаренными обучающимися имеет информационно-просветительское пространство. Сюда можно отнести участие в различных вебинарах, которые могут призывать обучающихся к определенным видам активности; это всевозможные медиалаборатории, где обсуждаются различные вопросы и проблемы, организация междисциплинарного погружения, при котором, например, в течение недели обучающиеся глубоко осваивают одну какую-то профессиональную компетенцию (это дает возможность одаренным ребятам углубиться в какую-то тему, но это и очень хорошо для отстающих ребят, так как дает возможность проработать то, что может быть не успели освоить), а также участие в различных диспутах, научно-практических конференциях, олимпиадах и конкурсах профессионального мастерства.
При работе с одаренными обучающимися нельзя забывать и про использование в процессе обучения различных технологий. Например, организация с вместе с такими студентами и проведение вместе с ними различных профессиональных тренингов. Или использование взаимообучения (например, студент, показывающий высокие результаты при освоении какой-то дисциплины на учебных занятиях выступает в роли помощника преподавателя и помогает остальным студентам в решении каких-то задач.
Необходимо понимать, это невозможно без выхода с конкретным студентом на индивидуальную стратегию обучения, при котором к общему содержанию обучения необходимо добавлять информацию в соответствии с индивидуальным запросом обучающегося, и задача преподавателя здесь – дать возможность ему это изучить.
Работа с одаренными студентами многое требует и от преподавателя. Это и гибкость мышления, и стремление к философскому освоению мира, и постоянное самосовершенствование, и склонность к творческому сотрудничеству с обучающимися. Это те важные качества, которые будут способствовать успеху.
© 2024, Махова Наталья Дмитриевна 109