СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 16.07.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Чиркова Оксана Николаевна (учитель русского языка и литературы
МКОУ «Касторенская СОШ №2» Касторенского района Курской области)
Выступление на РМО
«Формирование и оценка читательской грамотности (из опыта работы)
Чтение – одна из важнейших составляющих нашей жизни, ведь мы читаем, преследуя самые разные цели: личные, общественные, практические, образовательные. «Люди перестают мыслить, когда перестают читать», - утверждал Дени Дидро.
Давайте сначала обратимся к теории вопроса. Что такое читательская грамотность? Читательская грамотность – это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Известно, что международные исследования PISA выявляют следующие проблемы в подготовке наших школьников: дефицит таких умений, как формулировать вопросы; обосновывать, доказывать; использовать простейшие приемы исследования; строить развернутые высказывания; устанавливать надежность информации; сотрудничать. Формируя читательскую грамотность необходимо развивать основные читательские умения: находить и извлекать информацию, интегрировать и интерпретировать, осмысливать и оценивать содержание и форму текста, использовать информацию из текста. Ребенок должен уметь опираться на текст и на внетекстовое знание, работать с разными видами текстов (сплошными и несплошными), важно и развитие способности применять полученную в процессе чтения информацию в различных ситуациях.
Не буду углубляться в теорию, вы, думаю, с ней знакомы. В своём выступлении я остановлюсь на тех приёмах, которые использую на своих уроках для формирования читательской грамотности учащихся. Думаю, многое вы делаете так же, надеюсь, что-то окажется для вас новым и пригодится в вашей работе.
Когда учитель-филолог произносит слово «текст», то прежде всего вспоминает экзаменационные задания, связанные с этим понятием. Один из любимых мною приёмов – маркировка текста (можно использовать маркер, цветные ручки, карандаши). Он прекрасно работает при подготовке к ИС (при работе с небольшими рассказами для аргументации) и в процессе тренировки в написании сочинения (при работе с текстами для задание 27 ЕГЭ). Готовясь к ИС, мы часто работаем с короткими рассказами. Выделю несколько этапов работы: чтение текста (медленное, если есть опыт работы, то можно сразу делать пометки), обсуждение темы текста, выделение ключевых слов и выход на идею текста. Для сочинения ЕГЭ: выделение ключевых слов и выход на проблему (с сильными детьми). В обоих случаях делаем пометки на полях, между строк, рисуем условные обозначения, указывая, например, связь между явлениями, героями. Обсуждаем поступки героев, мотивацию этих поступков, причины и следствия поступков (в основном для художественных текстов), прослеживаем мысль автора, опираясь на выделенные слова, фразы в тексте. Со слабоуспевающими детьми проблему определить получается только после этого этапа. Кропотливая работа, но она того стоит. Текст/рассказ предстаёт перед детьми уже не как набор слов, предложений, а как разгаданная загадка, он запоминается, они могут его использовать в дальнейшем как аргумент, как основу для своих размышлений. Не раз происходило следующее: после первого чтения текста/рассказа дети говорили, что ничего не понятно, а после 20-40 минут работы с текстом отмечали, что уже хочется начать писать. Таким образом, через понимание авторского теста дети приходят к созданию собственного, осозавая полученную информацию, интегрируя её в свою работу. (см. Приложение)
Приём маркировки текста использую и на уроках литературы в средних классах при анализе лирического стихотворения. Дети уже привыкли, что на уроке могут понадобиться маркеры, если их нет, я даю свои. В первый раз мы выполняем такое здание вместе, потом даю для самостоятельной работы (индивидуальной, парной). Учащийся читает стихотворение, маркером выделяет средство выразительности речи, рисует стрелку с выходом на поля и указывает, какое это средство (эпитет, метафора, инверсия и т.п.). При устном ответе эта работа очень помогает, служит опорой.
На уроках мы составляем с ребятами кластеры как один из приёмов развития критического мышления, схематично изображаем текст. Опять же наиболее актуально при подготовке к ИС или сочинению ЕГЭ, хотя применяю эти приёмы и на уроках русского языка и литературы в средних классах. Кластер способствует систематизации материала в виде схемы (рисунка), когда выделяются смысловые единицы текста, помогает конкретизировать тему, образ, помогает развитию речи, мышления, воображения. Этот приём удачно использовала на уроках по «Капитанской дочке», «Евгению Онегину», «Герою нашего времени».
Конкретный пример приведу с известным многим рассказом П. Васильева «Уродина» (название текста не даю). Сначала можно промаркировать текст, выделив героев, их поступки, затем рисуем таблицу, заполняем её таким образом: по горизонтали вписываем имена героев, а по вертикали – поступки, события, с ними связанные, пишем, как характеризуют героев их поступки. Далее стрелками показываем, кто с кем взаимодействует//кто и как к кому относится. Следующий этап: делаем выводы о мотивах поступков героев, следовательно, об их личностных качествах. Проблема сама предстанет перед детьми. Например, если девушка безразлично относится к бабушке и другим людям, можно поставить проблему равнодушного отношения к близким//окружающим. В классе можно предложить ребятам парную работу и дать задание по одной какой-либо линии: бабушка-внучка, внучка-герой-рассказчик, девушка – люди из очереди и герой-рассказчик и т.п. ВАЖНО: при нехватке времени можно вписывать только соответствующие номера предложений. Привожу фрагмент таблицы. Её можно сделать яркой, использовать геометрические фигуры вместо ячеек таблицы.
Герой |
герой-рассказчик |
девушка |
бабушка |
люди из очереди |
Поступок
|
Спешит в телефонную будку, чтобы вызвать скорую для соседки |
Грубит и хамит, т.к. нужно позвонить молодому человеку |
Болеет, очень любит внучку, гордится ею. |
|
Что говорит этот поступок о герое? |
|
|
|
|
Приём «кластер» пригодиться может не только во время работы над произведением//текстом на уроках в классе, но и во время дистанционного обучения. На электронной доске Miro (
Отмечу ещё один интересный приём: «Тонкие и толстые вопросы». Это способ организации взаимоопроса учащихся по тексту, при котором «тонкий» вопрос предполагает репродуктивный однозначный ответ (чаще это «да» или «нет»), а «толстый» (проблемный) требует глубокого осмысления задания, рациональных рассуждений, поиска дополнительных знаний и анализ информации. Приём использую в начале урока, проверяя знание содержания текста в разных классах, но в 5-7 дети активнее с ним работают. При изучении «Детства» М. Горького взаимоопрос неожиданно для меня даже перерос в дискуссию, смел или труслив главный герой.
Кстати, о спорах. Приём «Шесть шляп» позволяет взглянуть на проблемный вопрос с шести разных сторон. Он подходит для индивидуальной и групповой работы, я бы рекомендовала его для средних классов. Применяю как на уроках, так и в рамках внеурочной деятельности, когда необходимо решить спорный вопрос. Шляпы ни на кого не надеваю, просто вывешиваю на доску распечатанные головные уборы соответствующих цветов (см. Приложение).
Пробовала приём «Кардиограмма чувств». Ребята читали рассказ М.А. Булгакова «Стальное горло» (внеклассное чтение), анализировали его на уроке, а дома создавали кардиограмму чувств главного героя - врача. Польза такого упражнения в том, что ребята учатся внимательно читать текст, находить «зацепочки», сигнализирующие об изменениях внутреннего состояния героя, лучше понимать героя, причины, побуждающие его к тем или иным поступкам. Ребятам было сложно, ведь необходимо было найти нужные фрагменты текста, выбрать слова, подтверждающие то или иное состояние героя, его взлёты и падения (см. Приложение).
Сейчас очень много интересных заданий можно найти на просторах интернета. Я не буду подробно останавливаться на них. Так, в одном из телеграм-каналов (
На уроках литературы несколько раз создавала квиз. Квиз – это соревнование, во время которого участники команд будут выполнять задания и отвечать на вопросы. Чем полезен? Чтобы заполнить таблицу, выданную мною, приходится пройти несколько этапов, решая различные задачи, осуществляя поиск информации самостоятельно, согласовывая действия с товарищами по команде. Развиваются коммуникативные умения, формируется цифровая грамотность, так как часть заданий можно было выполнить, перейдя по ссылке с Qr-кода (см. Приложение).
Мною перечислены далеко не все приёмы, которые я применяю на своих уроках. Надеюсь, что-то вас заинтересовало и вы решите использовать это в своей работе.
В заключение отмечу, что формирование читательской грамотности, может, и не новая тема в нашем образовании, но однозначно актуальная, ведь любой процесс обучения происходит именно через чтение различных текстов, поэтому от способности ребенка понимать текст, анализировать его, интерпретировать зависит его успешность в жизни.
© 2022, Чиркова Оксана Николаевна 300