СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОЛЛЕКТИВА КЛАССА ЧЕРЕЗ ЗАНЯТИЯ В ОБЪЕДИНЕНИИ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ.
На сегодняшний день существует концепция, в которой «воспитание детей рассматривается как стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества и ведомств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях».
Мы с вами все педагоги, работаем с детьми, и неважно учитель ты, воспитатель или педагог дополнительного образования очень часто все проблемы связанные с воспитательным процессом ложатся на наши плечи. Порою нам приходится заниматься не только воспитанием детей, но и их родителей.
Дети к нам приходят все разные, и уровень воспитанности у них тоже не одинаковый, и мы понимаем, что во многом успех нашей деятельности зависит от того, насколько нам удастся сформировать детский коллектив, от того какой микроклимат будет царить в нём, насколько дети будут сплочены между собой и готовы к сотрудничеству. Принадлежность к коллективу, который дорог, способствует формированию у его участников чувства долга, чести, гордости за свой класс, школу, за своего педагога.
Макаренко А.С. сформулировал закон жизни коллектива, определил принципы коллектива и выявил этапы его развития. От становления коллектива, когда организатором выступает педагог, от которого исходят все требования, до расцвета коллектива, когда у детей возникают более высокие требования к себе, чем к своим товарищам, когда накапливается общий опыт, возникает самоуправление, когда процесс воспитания переходит в процесс самовоспитания.
Я считаю, что принцип воспитания в коллективе и через коллектив имеет огромное значение, является неотъемлемой частью всего процесса воспитания, и особенно эффективно он осуществляется посредством вовлечения всего детского коллектива в туристско-краеведческую деятельность. Ни для кого не секрет, что туризм обладает огромными возможностями в формировании детского коллектива. Никакими беседами, лекциями и массовыми акциями не воспитать в человеке чувства дружбы и взаимопомощи, чувства «товарищеского локтя» и взаимопонимания которые естественно возникают в процессе активной туристской деятельности.
На сегодняшний день современный учитель постоянно сталкивается с большой загруженностью в учебном процессе. Непрерывно сменяющиеся требования, законы, новые программы, бесконечные проверки отнимают немало времени и сил, которых на формирование классного коллектива порой просто уже почти не остаётся. И здесь на помощь учителю может и должно прийти дополнительное образование. Я хочу поделиться своим личным опытом в этой области.
С 2012 года мы сотрудничаем с учителем начальных классов школы №5 Барминой Еленой Анатольевной. Двенадцать человек из её класса на протяжении четырёх лет занимались по программе «Юные туристы-краеведы».
Таким образом, у большинства ребят появилась возможность оставаться единым коллективом не только в учебной деятельности, но и в досуговой. Начиная с первого класса, дети вместе выходили на прогулки в лес, учились соблюдать правила поведения на природе, правила бережного отношения ко всему живому. Во время экскурсий по городу и в музеи учились грамотно вести себя на улицах и в учреждениях культуры.
Затем прогулки переросли в походы. В походе ребёнок начинает понимать, что он частичка коллектива, что действовать сообща не только нужно, но и интересно. Здесь все связаны одной целью, причастны к одному общему делу, и каждый видит, какую пользу он приносит. В путешествии каждый ребёнок раскрывается по-новому. Если в классе это был просто скромный мальчишка, из которого слова не вытянешь, то в походе он становится более раскрепощённый, и ребята узнают, что он, к примеру, может быстрее всех развести костёр, или очень много знает о растениях родного края. У детей появляется возможность по-другому взглянуть друг на друга, так в коллективе начинает зарождаться взаимоуважение.
Отправляясь в поход даже самому ленивому, придётся расстаться со своей вредной привычкой. Неумёхе, привыкшему к постоянной опеке со стороны родителей, придётся многое научиться делать самому. Ребята сами заготавливают растопку и хворост для костра, сами разводят костёр и ходят за водой. Здесь они научатся и колбаску порезать, и сосиску на костре пожарить, и, конечно же, поделиться всем этим с товарищем.
По программе предусмотрены не только походы, но и различные конкурсы и соревнования. Мы старались, чтобы в них принимали участие не только те ребята, которые занимаются в объединении, но и весь класс. Кто не соревновался, тот приходил поболеть за товарищей.
Все наши мероприятия открыты для родителей. Многие не оставались равнодушными, приходили и на соревнования, и участвовали в тематических мероприятиях. Одно из таких мероприятий стало у нас традиционным. Это поход с классом в конце учебного года, в программу которого входит военно-патриотическая игра на местности «Захват флага». У этой игры есть определённые законы и правила. Ребята целый месяц к ней готовятся. Придумывают название и девиз своей команде, самостоятельно изготавливают флаги, разучивают военные песни, учатся ориентироваться на местности. В назначенный день «икс» все вместе стартуют к месту проведения мероприятия. Пока ребята заняты тактическими манёврами на местности, родители и классный руководитель готовят походную кашу, обычно это греча с тушенкой. Когда игра заканчивается, все вместе подкрепляются, а затем проводится конкурс военно-патриотической песни. После заключительного чаепития, лагерь свёртывается и все отправляются в обратный путь.
Прогулки на природу, соревнования между собой, походы выходного дня пешком и на лыжах, совместные мероприятия с родителями – всё это способствовало не только сплочённости коллектива, но и созданию единой целостной системы воспитания «педагог – ребёнок – родитель».
Таким образом, с уверенностью могу сказать, что туристско-краеведческая деятельность имеет особое значение в формировании детского коллектива, взаимоотношений педагога с детьми и родителями, и является эффективным инструментом воздействия на всех участников процесса воспитания в коллективе.
© 2017, Шедова Екатерина Борисовна 189