СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на ГМО

Нажмите, чтобы узнать подробности

На сегодняшнем  семинаре мы хотели бы поделиться опытом работы по духовно-нравственному развитию школьников через интеграцию предметов в учебной и внеучебной  деятельности.

На каждом уроке по каждому предмету наши учителя ведут целенаправленную работу над  духовно-нравственными понятиями и темами, над закреплением нравственных норм и правил.

Нравственные сюжеты в образной форме на уроках русского языка, литературы, музыки, изобразительного искусства объясняют языком художественного творчества.

Межпредметные связи  с различными учебными предметами (например, с историей, (работа с историческими документами), с музыкой (использование музыкальных отрывков), с изобразительным искусством (использование репродукций картин) так же позволяют формировать эстетические и нравственные взгляды учащихся.

Проводятся нетрадиционные типы уроков, в частности интегрированные, что не только способствует активизации познавательной деятельности детей, но и развивает их творческие способности, обогащает учеников разносторонними и глубокими знаниями: - урок-игра , - урок-пресс-конференция, - урок-путешествие по "Стране Этикета" ,

- уроки-экскурсии, обогащающие жизненный опыт учащихся, - театрализованные уроки, - этико-психологический тренинг.

- учебная дискуссия на уроках литературы

Интеграция предметов гуманитарно-эстетического цикла как средство реализации целей духовно-нравственного воспитания

«Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает».

                                                 Я.А. Коменский

«Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».

                                                       Л.Н. Толстой

Интеграция – это чрезвычайно привлекательная форма урока для ребёнка. Дети более подвержены утомляемости, которую вызывает однообразие. Другой, непривычный ход урока побуждает его интерес и стимулирует активность.

  • В чём преимущества интегрированных уроков?
  • Интегрированные уроки являются мощными стимуляторами мыслительной деятельности ребёнка. Дети начинают анализировать, сопоставлять, сравнивать, искать связи между предметами и явлениями.
  • Интегрированные уроки зачастую сопровождаются открытиями и находками. Это, в каком-то смысле, научная деятельность. Особая ценность этого явления в том, что роль исследователей выполняют ученики.
  • Уроки такого типа как нельзя лучше раскрывают творческий потенциал педагога. Это не только новый этап в профессиональной деятельности учителя, но и замечательная возможность для него выйти на новый уровень отношений с классом.
  • Интегрированные уроки преследуют цель развития образного мышления ученика.

Особенности проведения интегрированного урока

  • Нестандартность урока требует большой подготовительной работы. Начать лучше с определения ведущей цели, которая будет лейтмотивом занятия. Согласно цели определяется содержание урока. Весь учебный материал не должен быть перегружен лишней информацией.
  •  Все виды деятельности на уроке должны соответствовать лимиту учебной нагрузки. Дети итак получают большой объём информации, они постоянно активны и увлечены новизной урока, поэтому учитель не должен допустить перегруза.
  • Один из предметов будет доминировать, а значит, являться ведущим.
  • Многие учёные подчёркивают, что структура интегрированного урока многослойна и вариативна. В нём нет чёткого деления на традиционные этапы. Разные предметы могут и должны составлять некий сплав, сочетание, которое трансформируется в единую и гармоничную картину мира в представлении ребёнка. И он – ребёнок – учится постигать окружающее в гармонии. Наряду с этим происходит формирование метапредметных компетенций. Так приоритетные на уроках литературы общекультурные и ценностно-смысловые, коммуникативные сочетаются при интеграции предметов и с учебно-познавательными и социально-трудовыми и с компетенцией личностного роста.
  • Новые образовательные стандарты требуют от учителя вооружения детей умением учиться, использования метапредметных подходов в обучении, когда учитель и ученик вместе становятся исследователями. Учитель, который не занимается самоообразованием, повышением своей квалификации, не сможет использовать метапредметные подходы.  Интегрированные уроки - это компенсация предметной детализации. Мир един, человек - тоже. Науки дифференцирваны для удобства, учебные предметы - тоже. Но если нет интегративных курсов, учебных метапредметов, то детализация будет преобладать над целостностью, и ученики не будут получать возможность гармоничного познания и развития. Поэтому, необходима связка "предметы - метапредметы". Сегодня даже в новых стандартах эта задача не реализована. Метапредметность продекларирована, но не реализована. Наша научная школа системно и много лет ведёт исследования в области метапредметного содержания образования. Это основа интеграции уроков и не только.
  • Признаки интегрированного урока:

 1) специально организованный урок, т. е., если он специально не организован, то его вообще может не быть или он распадается на отдельные уроки, не объединённые общей целью;

2) цель специфическая (объединённая); она может быть поставлена, например, для:

             а) более глубокого проникновения в суть изучаемой темы;

             б) повышения интереса учащихся к предметам;

              в) целостного, синтезированного восприятия изучаемых по данной теме вопросов;

              г) экономии учебного времени ;

3) широкое использование знаний из разных дисциплин, т. е. углублённое осуществление межпредметных связей.

Великий дидактик Ян Амос Коменский подчёркивал: "Всё, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи".

 

 

 

 

Таким образом, интеграция духовно-нравственного образования в учебные предметы способствует решению учебно-воспитательных задач, связанных с формированием нравственного сознания и мировоззрения личности ученика на основе системы знаний о закономерностях исторического развития общества и деятельности человека в нем, его духовных ценностей.

 

В своем сообщении я сделала краткое описание моментов духовного и нравственного воспитания и развития детей на уроках. Теория – это замечательно, но на практике  всегда видно лучше.

Поэтому предлагается вашему вниманию ряд уроков и внеклассных мероприятий, где вы увидите, каким же образом организуется духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся в учебно-воспитательном процессе в нашей школе.

 

Категория: Русский язык
08.01.2015 17:21


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!