СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на конференции "Система работы педагога по гражданско – патриотическому образованию и воспитанию учащихся начальной школы."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ребёнок – маленький человек. Небольшой ростом, проживший 9-10 лет, недостаточно образован, но творение природы и личность. «Тремя китами» моей работы являются:

- вера: в себя, в идею, ученика в тебя;

- правда: никогда и не при каких обстоятельствах не лгать;

- доброта: смотри на ребенка как мама.

Все эти качества составляют душу русского человека, поэтому приоритетным в образовании и воспитании я считаю формирование маленького гражданина и патриота.

Младший школьный возраст является классическим временем оформления моральных идей и правил. Ребенок с интересом и увлечением принимает разные правила и законы. Дети очень хотят выполнять общепринятые нормы, так как меняется их общественная значимость, приобретаются навыки социального взаимодействия со сверстниками (одноклассники), взрослыми (педагоги). При правильной организации обучения и воспитания все это способствует формированию у них положительных нравственных качеств.

Направленность личности младшего школьника выражается в его потребностях и мотивах. У учащихся появляются потребности:

Ø точно выполнять требования учителя;

Ø овладевать новыми знаниями, навыками, умениями;

Ø получать хорошие отметки, одобрение со стороны взрослых;

Ø быть лучшим учеником;

Ø выполнять общественную роль.

Вырабатывание у младших школьников активной гражданской позиции понимается мною как систематическая и целенаправленная педагогическая деятельность.

Формирование моральных и патриотических взглядов необходимо, так как это основа социализации юного гражданина. Началом и стержнем гражданско-патриотического обучения и воспитания младших школьников является любовь к близким людям, к «малой» Родине, к земле, на которой родился и вырос, бережное отношение к природе.

Для развития у школьников осознанного понимания себя, как гражданина Отечества, чувства ответственности за свое будущее, мною была разработана программа, в соответствии со следующими документами:

· государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской федерации на 2006-2010 годы»;

· муниципальной целевой программой «Патриотическое воспитание молодежи городского округа Новокуйбышевск» на 2006-2008 годы;

· Программой патриотического воспитания гимназии.

Программа являет собой единую, структурированную систему. Содержание выдержано в соответствии с возрастными и психологическими особенностями младших школьников; включено в учебную деятельность, выбраны к рассмотрению реальные, жизненные ситуации.

Вся работа нацелена на создание условий, способствующих процессу формирования устойчивых гражданско-патриотических качеств у учащихся начальной школы.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

· формировать у подрастающего поколения чувства уважения к семье, к малой Родине;

· воспитывать в учащихся гуманистических качеств личности: уважения и толерантности к окружающим людям;

· вырабатывать у младших школьников потребность в здоровом образе жизни.

По данной программе я работаю с 2007, рассчитана она на 3 года.

План выдержан в системе усложнения и содержит в себе:

  1. Мероприятия, реализовываемые в урочное время.
  2. Внеурочную деятельность как условие воспитания качеств юного гражданина:

а) участие в массовых мероприятиях гимназии;

б) классные мероприятия.

Ведущей деятельностью младших школьников становится учение, поэтому работая по проекту, я предусмотрела мероприятия, влияющие на интеллектуальное созревание младшего школьника, развитие творческого потенциала.

  • Проведение урока по предмету «Окружающий мир» на тему «Что такое семья» в библиотеке гимназии.

Ø Проведение урока по предмету «Изобразительное искусство и художественный труд» на тему «Изображение русской природы».

Ø Урок по предмету «Литературное чтение» на тему «Родина в произведениях русских поэтов» в медиатеке гимназии.

Ø Интегрированный урок по литературному чтению и истории на тему «Былины. Былинные герои».

  • Урок по предмету «Окружающий мир» на тему « Культура России» в музее гимназии.

Уроки изобразительного искусства я провожу на улице в школьном дворе. Ребята рисуют любимый уголок. Прививается уважение, чувство гордости за свое учебное заведение. Ребята получают положительный эмоциональный настрой.

В рамках учебных предметов «Окружающий мир», «История» мы посещаем тематические выставки в музее города («Просвещение в России» - экспозиция «История чернильницы»; «Название моего города» - музей истории завода в ДК; экскурсия по Новокуйбышевску)

На уроках часто использую электронные презентации («Москва – столица России», «Мой город – Новокуйбышевск», «История денег» и т.д.)

В процессе реализации данной работы педагог влияет на развитие личностных качеств ребят через игровые формы организации их деятельности. Дети принимают участие в фотовыставке, в подготовке выставок рисунков; в выступлениях на уроках, классных часах; подготовке конкурсов (Веселые старты, эстафета), викторин.

Был проведен устный журнал «Семейные ценности», во время которого в классе была открыта экспозиция. Экспонаты меняются в связи с различным заданием («Семейные реликвии», «Новогодняя игрушка», «Книги моей библиотеки»).

Деятельность учителя дополняется семейным воспитанием, общественным воздействием. На уроки ЗОЖ приглашаю З-ую С.А. (бабушка С. Кати.) врач - окулист, которая проводит информационные, профилактические беседы, мастер-классы. Во внеурочной деятельности яркое эмоциональное событие – ежегодное возложение цветов к вечному огню.

Результатом такого взаимодействия становится развитие моральных качеств личности ребенка, коммуникативных способностей.

Эффективность работы очевидна. Ежегодно в гимназии проводится мониторинг патриотической воспитанности.

Сравнительный анализ представлен в таблице.

Таблица № 1.

Мониторинг

патриотической воспитанности

Показатели

Баллы

максимальный

3

средний (по гимназии)

2,49

2 «А» ( 2007 – 2008 уч.год)

2,30

3 «А» ( 2008 – 2009 уч.год)

2,39

4 «А» (2009 – 2010 уч.год)

2,46

Прослеживается положительная динамика роста уровня патриотического воспитания учащихся класса.

Педагог на протяжении трех лет отслеживает степень обогащения знаниями гражданственной направленности. На основании анализа анкет были получены следующие результаты.

Таблица 2.

Результат анкетирования учащихся

Семейные праздники

2 класс

3 класс

4 класс

Новый год

50 %

94 %

100 %

День рождения

90 %

92 %

100 %

8 Марта, 23 Февраля

30 %

70 %

75 %

Народные

10 %

46 %

59 %

9 Мая

-

10 %

35 %

1 Сентября

-

15 %

32 %

Таблица 3.

Результат анкетирования учащихся

Государственные праздники

2 класс

3 класс

4 класс

9 Мая

50 %

60 %

73 %

Новый год

40 %

25 %

68 %

8 Марта, 23 Февраля

40 %

62 %

68 %

Народные

30 %

40 %

64 %

1 сентября

-

30 %

55 %

Россия

(12 июня, 12декабря)

-

42 %

58 %

12 апреля, 1 июня,

4 ноября

-

30 %

55 %

Учащиеся понимают смысл вопросов, а ответы соответствуют тем знаниям, которыми они вооружены в данном возрасте. Различие заключается в том, что ученики 4 класса дают осознанные ответы и в некоторых категориях вопросов отвечают положительно на 100 % (называют страну, столицу, главный город губернии), тем самым демонстрируют расширенный уровень знаний гражданских понятий. Отвечая на вопросы, дети использовали свои знания, которые, в большей мере, они приобрели на учебных занятиях или из внеурочной деятельности.

Ребята участвуют в социально - значимой деятельности и творческой жизни города: городской конкурс творчества «Маме посвящается…» (В-на В., П-в Н.); выставка «Рождество глазами детей» (Д-на К., Л-на Н., У-ва В., К-ва Н; поэтический конкурс «Мы рождены для вдохновенья.» (1 место номинация «Патриотика» П-в Н.); конкурс «Читающая семья» (семья К-вых). Два года подряд ребята принимают участие в Серафимовских чтениях (П-ов Н. 1 место, Х-кая Л., Е-на М., К-ва Т.); конкурс «Широка страна моя родная» (Г-на А.); окружная социально-добровольческая акция «Мир един для всех» и т.д.

Настоящим (идеальным) патриотом можно считать только человека, постоянно укрепляющего свое физическое и нравственное здоровье, хорошо воспитанного, образованного и просвещенного, имеющего моральные устои в семье, почитающего своих предков, растящего и воспитывающего в лучших традициях своих потомков.

Поэтому каждому учителю целесообразно выстроить собственное миропонимание воспитания чувства любви к Родине. Сам учитель должен быть искренним и убежденным патриотом и уметь не проповедовать любовь к Родине, а убедительно увлечь и доказывать ее своими делами, полными энергии и преданности. Преподаватель — первый патриот в учебном заведении. Если этого условия нет, то за воспитание патриотизма лучше не браться.

Академик Д. С. Лихачев писал: «Патриотизм — это благороднейшее чувство. Это даже не чувство — это важнейшая сторона и личной, и общественной культуры духа.». Иными словами, между образованием, культурой и патриотизмом есть диалектическая взаимосвязь: воспитывая патриота, мы формируем культурного, образованного человека. Чем выше культурный уровень ребенка, тем богаче чувство патриотизма.

18.10.2016 17:32


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!