© 2017, Хрусталева Любовь Александровна 1191
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Воспитательные технологии – это одно из средств воспитания, деятельность людей. Методы, способы, методики, действия, операции, техники, приёмы, средства, формы – это соседи и род-ственники технологии. Технология направлена на решение конкретных педагогических задач и состоит из последовательности, из системы педагогических приёмов и техник. Технология всегда имеет результат. Например, незапланированные изменения отношения учащихся к педагогу в процессе осу-ществления педдействий; изменения в отношениях ребят друг другу, факты вежливости, организованности, дисциплинированности, т.е. меняются качества поведения и черты личности учащихся. Существуют алгоритмированные способы действий педагога, задающие определённые качества деятельности учащихся (например, творческий характер, соревновательность), о также определённые качества общения (доброжелательность, открытость, проблемность). Из сказанного можно выстроить цепочку: Воспитательные технологии = цели - методы - результаты По каким же критериям мы определяем, технология ли это? Это массовые, т.е. известные педагогам формы и способы работы. В способе должна быть некая устойчивость, типичность. В форме, способе работы должна быть заложена потенциальная возможность конкретного результата.
Таким критериям соответствуют следующие технологии: коллективное творческое дело (КТД); тренинг общения; шоу-технологии; групповая проблемная работа (диспуты, дискуссии, обсуждение ситуаций, разработка проектов); диалог «Педагог – учащийся»; Создание ситуации успеха. Рассмотрим одну из технологий.
Технология «Шоу-технологии» Мероприятия «Звёздный час», «Музыкальный ринг», "Счастливый случай», «КВН» и другие, проводимые в наших обьединений, относятся к типу шоу-технологий. Общим в их проведении являются три особенности: Деление участников на выступающих («сцена») и зрителей («зал»). Соревновательность на сцене. Заготовленный организаторами сценарий. Все три особенности – обязательные признаки. К этим признакам не относятся такие мероприятия, как обычный концерт (нет соревновательности), проведение классической новогодней ёлки (нет устойчивого деления на «зал» и «сцену), КТД (нет «зала-сцены»; «сценарий», план действий разрабатывает не отдельные организаторы, а все участники дела.) Цели Результаты (они же цели, если мыслить технологически): Для «зала» - опыт эмоционального регулирования в культурных формах. Для активных участников («сцена») – опыт индивидуальной и совместной публичной соревновательности.
Структура Как и любом педагогическом действе есть три блока: подготовка – реализация – анализ ито-гов. Подготовка: • решение принимается педагогом (педагогами-организаторами, педагогом с выбранным формальным или неформальным активом) на основе идей, предложений взрослых, актива ребят; • планирование, проектирование осуществляется педагогом (педагогами, активом ребят). «Массы» (будущие участники) к планированию, выдвижению идей по организации шоу, праздника не привлекаются, но в творческой подготовке шоу, праздника, по заданию организаторов-проектировщиков могут в той или иной мере участвовать. Реализация проекта, плана, проведение праздника основана на использовании элементов соревновательности, импровизации или игры, приёмов создания общей эмоциональной атмосферы. Соревновательность подразумевает процедуру оценивания и подведения итогов. Анализ итогов проводится на уровне организаторов (педагогов и актива ребят).
Основные предметы проектирования Задания «на сцене» (командам, участникам), работа с залом, способ оценивания, сценарий для ведущего оформление зала и сцены. Исходное условие –наличие группы организаторов: • один педагог; • группа педагогов; • педагог с группой ребят; • группа педагогов с группой ребят. Задачи групп организаторов: • разработка или поиск сценария шоу; • подготовка шоу по позициям «сцена», «зал», ведущий, процедура оценивания, оформление; • распределение ответственности. Подготовка «Сцена»: • решение о принципе отбора участников; • сбор участников: объяснение задач, выбор формы шоу, настрой на участие, формирование команд, групп, домашнее задание; • помощь в подготовке участникам или командам. Ведущий: • решение о ведущем; • разработка программы ведения и образа ведущего; • репетиция ведения. «Зал»: • решение о способе формирования «зала» (без ограничений, по билетам, по пригласительным билетам); • структура «зала» (расположение мест; места для гостей, участников, жюри); • настрой «зала» (обращение к зрителям: в объявлении, в оформлении зала, введение специальных правил для «зала»); • введение обращения к «залу», заданий для «зала», роли «зала» в сценарии шоу. Оценивание: • критерии оценивания; • варианты оценивания (жюри или зал); • техника процесса оценивания (бланки, карточки, таблицы и др.). • способы, формы предъявления оценок. Оформление: • предмет: сцена, зал, место жюри, вход в зал; • задача: создать в образном, символическом, эмоционально-притягательном плане ценности и настроения, которые станут содержанием шоу; • техника исполнения: использование оформительских техник. Основные механизмы Эмоциональное заряжение – передача, изменение эмоционального состояния от человека к человеку при непосредственном взаимовосприятии. Усиливают эмоциональное заражение три фактора: особенности внешности, поведения, речи «заражающего», особенности «заражаемых» и условия, в которых разворачивается этот процесс. Соревновательность имеет такие же глубокие психологические корни, как эмоциональное заражение. Другой человек является источником узнавания и оценивания. Импровизация, когда сейчас и здесь надо что-то додумать, сделать, ответить. Импровизация создаёт интригу, непредсказуемость для зала, уменьшает психологические барьеры. Реализация шоу 1 часть – запуск. Задать, актуализировать соответствующий эмоциональный настрой зала и обозначить заложенные в программе ценности. Приёмы: музыкальные, песенные, видеовступления, скандирование, эмоциональная образная речь. 2 часть – основная. Это задания, конкурсы и оценивание. Задания и конкурсы – это соревновательное взаимодействие. Взаимодействие команд, участников может быть прямым (непосредственное обращение друг к другу) и опосредованным (участники выступают по очереди). 3 часть – финал. Кроме итогового оценивания, в финале важны ещё два момента – смягчение соревновательности: • действием, словом, объединяющим «сцену» (участников, команды); • действием, объединяющим «зал» и «сцену» (общая песня, ритуальное действо, действо символами). Пример. Недавно был использован приём: представители команд (или отдельные участники) объединяются в «цепочку», которая постепенно спускается в зал к зрителям и присоединяет их в общую цепочку. Под прощальную песню большое кольцо охватил всё пространство зала. Для диагностики результатов под углом зрения обозначенных целей (опыт культурного эмоционального реагирования и позитивный опыт публичной соревновательности) нужно решить две задачи: как зафиксировать факт совершившегося опыта и как выявить отношение зрителей и выступающих к этому опыту. Первая задача для «сцены» решается просто соревновательное выступление на сцене и есть факт получения соответствующего опыта. Для «зала», особенно если в зале большое число зрителей, зафиксировать факт эмоционального культурного реагирования не всегда просто. Оценка отношения участников к совершающемуся в зал и на сцене может быть получена по ходу шоу. Пример. • Через обращение ведущего к «сцене» и «залу»: «Поднимите руки те и только те, для кого участие в сегодняшнем событии оказалось интересным, привлекательным!» • Для диагностики можно использовать анкеты. • Вместо оценки в баллах можно ввести символические цвета: красный – «скорее интересно», белый – «неопределённо», тёмно-синий – «скорее неинтересно».
© 2017, Хрусталева Любовь Александровна 1191