СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на педсовете УУД

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приёмы формирования универсальных учебных действий на уроках технологии (слайд 1) На педсоветах, на заседаниях РМО мы уже знакомились с главным принципом современного образования. Напомню его еще раз: ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа, теперь становится главным деятелем. Теперь необходимо, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал. Перед современным педагогическим работником ставится задача: формирование у обучающихся совокупности «универсальных учебных действий», результативность обучения связана с целеполаганием и мотивацией учения. Мотивация напрямую зависит от понимания значимости знаний, освоения личностного смысла учения (слайд 2, фото 1 и 2) Иными словами, ученице гораздо интереснее получать новую информацию, если она решила для себя: «Я изучаю эту тему для того, чтобы…» Учителю в свою очередь при проектировании урока необходимо создать такие условия, при которых учащиеся испытывали как можно больше положительных эмоций при изучении программного материала: предлагать задания в игровой форме, соревнования, использовать различный дидактический материал, интерактивные презентации. Ярким примером формирования личностных универсальных учебных действий, может стать любая жизненная ситуация, в которую попадает ваш ученик: выбор продукта в магазине, подбор и пришивание пуговицы к одежде, использование старых предметов по-новому, и т.д. Например, на уроке кулинарии в 5 классе «Овощи в питании. Технология приготовления блюд из овощей» я начала занятие со стихотворения, которое назвала «Ода Ролтону»: (слайд 2) Уж вечер, все семейство дома, И день закончен трудовой. Парит уж «Доширак» с беконом Среди пластмассы пищевой. И смотрит вся семья с восторгом, Дыханье затаив слегка, Вот кубик «Магги», желтый, твердый, Бульон творит из кипятка. И жирно блестками играя Средь пенопластовых бадей, Волшебно «Ролтон» набухает Горой распаренных кудрей! Когда дети познакомились с текстом, я подвела их к эвристической беседе и ответам на жизненно необходимые вопросы: • Скажите, девочки, полезным будет такой ужин для организма человека? • Какие вещества необходимы человеку для нормальной жизнедеятельности? • Подумайте, какие продукты содержат в себе все эти вещества? После чего учащиеся пришли к важному для себя выводу: овощи полезны и необходимы в рационе человека, заслуживают того, чтобы о них говорили и определились с темой урока. Затем я поставила перед ученицами проблему: «Попробуем составить проект исследования учебного материала на уроке». Тема урока понятна и близка учащимся, поэтому они смогли быстро определиться с планом действия на уроке. Опыт показывает, если необходимо акцентрировать внимание учащихся на составлении плана работы на уроке, а у них это не получается, необходимо прибегнуть к ряду дополнительных вопросов, которые помогут подвести к требуемому результату. С целью формирования личностных универсальных учебных действий, помогающих осознать свою значимость и мотивации желания более глубокого исследования «Технологии», как образовательной дисциплины, а также развития навыка поиска, анализа и структурирования знаний, использую метод «дай себе помочь» (слайд 3) Предлагаю ситуации, в которых ученики могут мне помочь. В добровольном порядке мои ученицы привлекаются для разработки материала, который применим для дальнейшего использования на уроках (это могут быть задания для контрольной работы, кроссворд на повторение, различные виды тестов для учеников параллельного класса, небольшие презентации по предстоящим темам и т.д.) Приведу примеры формирования регулятивных универсальных учебных действий. В рефлексивной части урока «Счетные швы. Вышивка крестом» я предлагаю ученицам исследовать отрывок письма Шарика коту Матроскину (слайд 4) и посчитать количество ошибок: «…вышивать совсем несложно! Берешь ткань, любую, лишь бы без рисунка, а то крестики потеряются. Нитки лучше катушечные, их отматывать легче. Иголочку нельзя забыть, следует выбрать самую тоненькую, такая сама вышивать будет. А чтобы лапы не поранить, обязательно их в перчатки спрятать требуется. А еще я точно знаю: без пялец не обойтись. Самые лучшие – железные, работая с ними и бицепсы накачаешь…». После окончания работы с текстом ученицы считают выявленные ошибки и самостоятельно дают оценку усвоенного на уроке материала в соответствии с указанными критериями. Формировать логические познавательные умения можно в процессе работы над параграфом в учебнике (слайд 5) Для этого, например, я предлагаю своим ученицам самостоятельно изучить тему «Сладкие блюда» и логически ответить на вопрос: чем одно блюдо отличается от другого? При этом ученицы самостоятельно проходят цепочку «компот-кисель-желе-мусс-самбук-суфле» и без проблем разбираются с технологией приготовления каждого блюда. Изучение учебного материала, таким образом позволяет сделать его ярким и надолго запоминающимся. Для формирования умения поиска и выделение необходимой информации часто использую прием «свои пpимepы» (слайд 6), который помогает ученикам подготовить свои примеры к новому разделу. Каждая из учениц, решая поставленную проблему, проводит собственное исследование по теме. Например, мои ученицы готовят сообщение о своих комнатных цветах к теме «Роль комнатных растений в жизни человека» или подбирают иллюстрации к теме «Стиль в одежде». Этот прием работы можно использовать при изучении других разделов учебной программы: интерьер жилого дома (способы декорирования помещении), изготовление швейного изделия (уроки моделирования), декоративно-прикладное творчество и т.д. Каждый ученик, приступая к практическим работам на уроке, испытывает ряд проблем, которые не позволяют справиться с поставленной задачей. С целью формирования навыка планирования своих действий (слайд 7), предлагаю ученицам работу по инструкционной карте или деятельность по составлению плана работы. Выполняя какую-либо работу (вышивку, пошив изделия, кулинарное блюдо), ученицы приучаются к деятельности по инструкции, начинают понимать важность соблюдения последовательности. Впоследствии эти навыки помогают моим ученицам достаточно грамотно справляться с таким видом работы, как составление технологической последовательности изготовления изделия при подготовке творческого проекта В каждой из изучаемых школьных дисциплин есть необходимость заучивания каких-либо понятий или определений. Я считаю, что эту работу ученика можно значительно облегчить, если школьник самостоятельно научится конструировать для себя определения или новые понятия (слайд 8). С этой целью я со своими ученицами использую прием «составь определение». Например: на уроках кулинарии, мы «открываем» определения: «салат», «суп», а на занятиях по пошиву швейных изделий, работаем над терминами: «заметать», «притачать», «пришить». Одним из самых важных умений является умение самооценки, анализа и критического осмысления проделанной работы, умение сравнивать результат с эталонным, видеть ошибки, знать требования к работам разного вида (слайд 9). Работа в парах, в группах – форма организации деятельности учащихся на уроке, которая необходима для того, чтобы обучить учебному сотрудничеству. Прежде чем вводить её, следует совместно с учащимися определить основные позиции эффективного взаимодействия. Используя в школе технологии деятельностной направленности, обязательно ввожу в организацию учебной деятельности работу в группах и парах (слайд 10). Такая форма организации работы необходима по определению: при снятии мерок друг с друга, приготовлении различных блюд на уроках кулинарии, целесообразна при выполнении творческих проектов. В заключении хочу отметить: формирование УУД – это реалии нашего времени, поэтому мы должны ежедневно работать над этим вопросом, повышать уровень своего педагогического мастерства, способствовать саморазвитию и самосовершенствованию ученика в атмосфере успеха, уверенности в своих силах и способностях (слайд 11) Как говорят: «Дорога в тысячу миль начинается с первого шага», а этот шаг начинается с наших уроков.
15.04.2015 14:21


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!