СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Актуальность
(Слайд 1)
Ежедневно, приступая к планированию форм работы, учитель ориентируется на главные цели своей профессиональной деятельности – формирование разносторонне развитой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях, как в собственных жизненных интересах, так и общественных.
Как оценить масштабы этой личности и ее возможности?
Украинский язык и литературу для русскоязычного контингента нашего региона можно отнести к трудным школьным предметами, вызывающими тревожность, неуверенность в своих силах. Проблема усиливается сокращением учебного времени на изучение предмета. Если ученик допускает много ошибок в своей работе, то это говорит о необходимости дополнительной практики и большей тренировки, чтобы овладеть необходимым умением или знанием. Следовательно, нужно предоставить нашим ученикам возможность дополнительной практики, причем в таком объеме, пока они (каждый в отдельности и все вместе) не овладеют знанием в достаточной мере.
Обучаясь в коллективе (с преобладанием фронтальных видов деятельности), в котором сильный ученик всегда в выигрыше: он быстрее "схватывает" новый материал, быстрее его усваивает, и учитель в большей мере опирается именно на него. А слабый раз от разу становится еще слабее, поскольку ему не хватает времени, чтобы все четко понять, ему не хватает характера, чтобы задать учителю вопрос, соответственно, он не может быстро и правильно отвечать и только "тормозит" ритмичное продвижение к всеобщему успеху. А если ученик обучается индивидуально, тогда он замыкается на себе, на своих удачах и неудачах. Его абсолютно не интересует, как дела у соседа. Если материал ему не дается - это его проблемы.
Как же справляться с устранением противоречий между:
Ответ – искать технологию, которая позволила бы:
Особенно эффективной в этом смысле оказывается технология сотрудничества.
Но с чего начать, как организовать работу, чтобы получить желаемый результат?
(Слайд 2)
Для выполнения задач технологии сотрудничества педагогу необходимо использовать в своей работе не только стандартные методы ведения урока, но в большей степени проявлять инициативу и строить процесс обучения и воспитания таким образом, чтобы ученик был постоянно в него вовлечен.
Педагога-практика интересуют прежде всего формы и методы, которыми он сможет оперировать в работе.
(Слайд 3)
В педагогике выделяют несколько форм учебного сотрудничества
Ситуации учебного сотрудничества с педагогом возникают, когда группа учащихся при решении поставленной учителем практической задачи замечают причины своей некомпетентности и указывает их учителю. Учебное сотрудничество характеризуется активностью учащегося, который, решая практическую задачу, осознаёт, что для её решения ему не хватает определённых знаний или способов действий. Ребёнок формулирует вопрос о конкретной помощи, которая ему необходима для решения задания и обращается к учителю. Ученик, умеющий отделять известное от ещё неизвестного и умеющий формулировать свой вопрос по теме обучения, становится субъектом учебной деятельности, умеющим учить себя с помощью учителя. Учитель вступает в сотрудничество с учащимся только по его инициативе, по запросу о конкретной помощи. Педагог делает всё возможное, чтобы ребёнок смог сформулировать свой вопрос на языке содержания учебного предмета.
(Слайд 4)
Старая парадигма «педагог-учебник-ученик» сходит на нет из-за важности обучения в период информатизации. Новая система направлена на самостоятельность педагога. Он может сам проводить познавательную активность учащихся, обучать их без сторонней помощи извлекать знания и использовать их практически. Учитель опирается на особенности ребенка, его личность, отношение с одноклассниками и родителями.
В концепции сотрудничества это положение учителя в качестве субъекта, а ученика - объекта педагогического процесса заменяется представлением об ученике как о субъекте своей учебной деятельности.
Учебное сотрудничество коренным образом изменяет роль учителя на уроке. Прямое обучение и инструктирование сокращается. Основная задача учителя- координатора состоит в стимулировании и направлении процесса самостоятельного поиска информации учащимися. Педагог, находящийся в позиции координатора обучения создаёт познавательные проблемные ситуации, направляет усилия учеников в определённое русло, сталкивает различные мнения, создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений, выводов.
Задача педагога – найти особые средства для того, чтобы ученик почувствовал себя способным решить сложные задачи, учитель создает ситуацию успеха ребенка, формирует положительную Я- концепцию.
(Слайд 5)
Побудить учащегося активно действовать помогут такие педагогические средства:
(Слайд 6)
(Слайд 7)
Приемы укрепления педагогического сотрудничества:
1. Этика вербального обращения к ученику:
этим приемом возбуждается и укрепляется радостное ожидание, предвкушение удовольствия. « Давай подумаем вместе…», «Может быть, сделаем так?» В этих словах заложено участие педагога, а в словах «мне интересно…», « Я хочу знать…» проявляется авторитарный стиль общения, что неприемлемо при организации взаимоотношений сотрудничества.
2. Стимулирующее общение, вызывающее радость ученика:
данный прием воспитывает любовь и доверие человека к человеку; тональность произнесения фраз должна быть располагающей, доброжелательной, уважительной, выражающей восхищение.
3. Дорисовывание:
Независимо от того, как ученик ведет себя на конкретном уроке, учитель « накладывает» на него «краски», веря в то, что ученик настроен на совершенствование. «ребята, сегодня у нас радостное событие! Алена, за которую все переживали, выполнила все задания без ошибок. Давайте поздравим ее с успехом и будем ждать большего!» Взгляд ребенка в этот момент просит: накладывай на меня «краски», и я стану таким.
4. Приобщение детей к плану урока:
ученики сами должны задать тон уроку, стать единомышленниками учителя, чувствовать себя хозяевами урока и осознавать исключительную роль в его творении.
5. Доверие ученику:
Обращаясь к ученику словами: « Только ты это сможешь сделать», «Это очень трудное дело, поэтому добровольцы вперед!» учитель показывает, что он доверяет ученику.
6. Иллюстрации из жизненных ситуаций
(Слайд 3 – возвращение, 2 пункт)
Совместная учебная работа учащихся предполагает их непосредственное обращение друг к другу за советом и помощью. В сотрудничестве со сверстниками дети учатся помогать товарищу, обращаться за помощью друг к другу, формулировать свою точку зрения, выяснять точку зрения своих партнеров, обнаруживать разницу точек зрения, пытаться разрешить разногласия с помощью аргументов. Сотрудничество со сверстниками необходимо для формирования способности строить своё действие с учётом действий партнёра, понимать и принимать мнение друг друга, уметь учитывать индивидуальное эмоциональное состояние партнёров; обладать инициативностью, способностью добывать недостающую информацию; обладать готовностью к составлению плана совместной деятельности; уметь решать конфликт, проявляя самокритичность и дружелюбие в оценке участника совместного действия, При учебном сотрудничестве со сверстниками прямая помощь учителя вредна, так как он берёт на себя рефлексивную часть работы.
(Слайд 8)
В организации учебного сотрудничества особенно эффективны различные виды групповой работы, а именно:
(Слайд 9) (поясняется содержимое слайда)
• cовместно-взаимозависимая2 (коллективно-кооперативная) — общий результат достигается действиями всех учеников; если же кто-то прекратит свою работу, то у остальных возникнут затруднения;
• коллективно — творческая3 — в процессе обучения имеет место учебная творческая работа коллектива; количество учащихся варьируется от двух до целого класса.
*
1 – например, методы «Круг идей», «Аквариум», различные турниры.
2 – например, «Вертушка» - выполнение в группе заданий с целью формирования навыка правописания чередующихся гласных в корне. (Задания внутри группы распределяются следующим образом. Один член группы выделяет корень все действия комментируются), другой определяет тип безударной гласной (подбирает проверочное слово при необходимости), третий – условия чередования, четвертый в зависимости от условия делает выбор, т. е. вставляет нужную гласную, пятый (капитан) проверяет. Работа идет до тех пор, пока все члены группы не овладеют каждым этапом работы).
При организации групповой работы для развития мышления и личности ребенка необходимо осуществлять дифференциацию и индивидуализацию обучения. Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания, а дифференцированная — выполнение различных заданий разными группами. Поощряется совместное обсуждение хода работы, обращение за советом друг к другу. При такой форме работы учащихся на уроке возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и своих товарищей. Помогающий получает при этом не меньшую помощь, так как его знания закрепляются при объяснении своему однокласснику.
(Слайды 10,11) -пояснения
3 – Я в своей работе решила испробовать проектную технологию как форму коллективно-творческой работы.
Иллюстрация на примерах. Демонстрация работ учащихся, папок проектов «Казкова майстерня» (5 кл.), «Народна драма. Весілля.» (9 кл.), «Багатогранність модернізму» (11 кл.), «Чи вміють кішки говорити? Функції мови та мовлення» (7 кл.).
Сотрудничество со сверстниками необходимо для формирования коллективного субъекта учебной деятельности, из которого формируется индивидуальный субъект. Учебное сотрудничество со сверстниками - "полу самостоятельность", в которой помощь взрослого нежелательна, так как берет на себя рефлексивную часть работы.
Многочисленные исследования по проблеме учебного сотрудничества показали, что его организация способствует развитию личностных качеств, позволяющих детям эффективно взаимодействовать не только в учебной деятельности: осмысление себя и своих действий по отношению к другим участникам совместной деятельности; терпимое отношение к чужому мнению, стремление понять чужую точку зрения, даже если она противоречит собственной; сопереживание, умение обнаруживать разницу эмоциональных состояний участников совместного действия; умение проявлять инициативу в поиске недостающей информации, и т. д.
(Слайд 3) – 3 пункт.
Динамику форм учебного сотрудничества рассматривают как последовательное движение ученика: от сотрудничества со сверстниками, к сотрудничеству с учителем и далее – к сотрудничеству с самим собой.
(Слайд 12)
Сотрудничество ученика с самим собой предполагает умение фиксировать, анализировать и оценивать изменения собственной точки зрения в результате приобретения новых знаний.
Чтобы научить ребенка определять границы известного и неизвестного, необходимо развивать у него способность к определяющей рефлексии. Определяющая рефлексия - "индивидуальная способность ученика устанавливать границы собственных возможностей, знать, что я знаю (умею) и чего не знаю (не умею)".
Чтобы научить ребенка устанавливать границы своих возможностей и проявлять активность и самостоятельность при построении взаимодействия с учителем, то есть научить сотрудничать, необходимо вместо ученика, который хорошо отвечает на вопросы учителя, воспитывать того, кто хорошо спрашивает.
Методы и приемы определяющей рефлексии. (Слайд 13)
Слайд 14
Сотрудничество с самим собой - умение фиксировать, анализировать и оценивать изменения собственной точки зрения в результате приобретения новых знаний, определять границы известного и неизвестного, дифференцированная конкретная самооценка, принятие себя.
Заключение.
Слайд 15
Учебное сотрудничество не разделяется на отдельные его формы; "сотрудничество со сверстником" - "сотрудничество с учителем" - "сотрудничество с самим собой", а рассматривается в единстве как необходимое условие интериоризации способов мыслительной деятельности в различных условиях взаимодействия.
© 2019, Слепак Лилия Ивановна 782