СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на районном семинаре учителей ОРКСЭ 24.12.14 г. Бобров

Нажмите, чтобы узнать подробности

Преемственность в преподавании курса

«Основы Православной культуры».

 

               МКОУ Чесменская средняя общеобразовательная школа,

Бобровского муниципального района Воронежской области

Учитель истории С.Ф. Самодурова.

 

В наше время, к сожалению,  размыты духовные ориентиры в обществе, и вековые общечеловеческие ценности цинично подменяются сребролюбием, эгоизмом, жестокостью, гордынею, распущенностью. Восстановление духовного в сегодняшнем человеке – одна из самых трудных задач нравственного воспитания подрастающего поколения. Наша школа прилагает усилия к тому, чтобы решить эту важнейшую задачу. Мы определили три направления в работе по духовно-нравственному воспитанию учащихся:

- преподавание предмета  «Основам православной культуры»;

- использование материала духовно – нравственного содержания в преподавании учебных предметов;

- проведение внеклассной работы.

Опыт показывает, что эту работу лучше начинать как можно раньше в начальных классах, и системно продолжать в среднем и старшем звене. Основой должны служить занятия на уроках, внеклассная работа – яркое продолжение курса. Занятия по «Основам православной культуры» проходят по программе Т.В. Дорофеевой, Л.И. Романовой с использованием всего учебно – методического комплекса: хрестоматий в 2-х частях и рабочих тетрадей С.В. Веретенниковой, Ларисы И. Романовой.

Первые годы в школе курс велся лишь во 2-ых классах классными руководителями, без использования рабочих тетрадей. Данная практика показала, что цели и задачи, поставленные, авторами программы, практически не реализуются, да и без работы с ученическими тетрадями – занятия проходили не столь интересно для детей.

Для решения целей и задач необходимо учитывать рекомендации авторов программы – для проведения занятий нужны 34 часа, а не  17, и с использованием всего УМК. Учителю необходимо пройти курсы, чтобы понимать специфику предмета, особенности преподавания. (Воцерковляться)

Сейчас у нас в школе по часу в урочное время проходят занятия во 2- 8 классах. Дети 2-6 обеспечены рабочим тетрадями, за счет родительских средств.

Общаясь с коллегами, зачастую, можно услышать удивление, откуда берутся эти 7 часов. БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН не секретный протокол. При шестидневке школьного компонента хватает с лихвой и на русский, и на математику, и на ОПК. Требовать у администрации часы не стоит, а настоятельно просить можно( приказ Главного управления образования Воронежской обл от 01/06/2007  № 505 и программа ВОИПКиПРО Т.В. Дорофеевой)

Если учитель придерживается программы, то он легко может справиться с задачей преемственности и целостности в процессе обучения. Ведь учебно-воспитательный  процесс курса построен, с учетом возрастных особенностей детей, концентрически опираясь на церковный календарь, краеведческий материал, неисчерпаемый кладезь сказки. Учителю остается, если есть возможность,  дополнить темы имеющимся материалом из собственной методической копилки, подобрать репродукции, принести иконку.

Так, например, о преподобном Сергие Радонежском дети узнают во 2 классе на 3 уроке курса в рамках темы «Трудолюбие и стремление к знаниям». На заключительном этапе урока обращаюсь к книжке – раскраске. Ребята стараются разглядеть, что изображено на странице, к какому сюжету из жития подходит этот рисунок, идет краткий пересказ. На дом желающие могут взять ксерокопию понравившейся страницы, раскрасить ее, а на следующем уроке делаем выставку рисунков.

В 3 классе, на 5 уроке по теме «Народный заступник», узнаем о дне памяти святого, выполняя 2-е и 3-е упражнение, вспоминаем эпизоды из жизни преподобного.  Здесь можно дополнить материал 2-го упражнения уже известной детям книжкой – раскраской или иллюстрациями из жития преподобного Сергия для детей из серии «Книга – подарок». (В тетради помещены два рисунка )

 В 4 кассе, в теме «Собиратель Русской Земли» (5 урок), есть очень интересное задание: дополнить предложения, вспомнив житие преподобного. Упражнение можно выполнить в классе, когда «сильные» дети, «среднему» классу даю это задание как опережающее. Если остаются недописанные предложения – зачитываю эпизоды жития, а дети самостоятельно ликвидируют пробелы. Затем узнаем, кто оказался внимательнее. В оставшееся время на уроке можно посмотреть видео - сюжет  о днях памяти святого из «Православного календаря». Работа по теме продолжается и на следующем 6 уроке, где дети знакомятся с Троице – Сергеевой лаврой. На этом уроке использую  видео – сюжет, буклеты, фотографии. О Сергие Радонежском, конечно же, вспоминаем на 16 уроке по теме «Герои Земли Русской», говоря о Дмитрие Донском.  

Если взять тему «Праздник Покрова Пресвятой Богородицы», то к имеющемуся материалу добавляю:

во 2 классе тема «Осенние праздники и осенние труды» (4 урок). В рабочей тетради есть рисунки храмов Покрова на Нерли, храма Василия Блаженного, Адмиралтейской церкви г. Воронежа. Добавляю икону праздника, яркие цветные репродукции  из церковного календаря, из журнала «Божий мир», открытки из набора о Воронеже, фотографии  с паломнических поездок в Покровский и Адмиралтейский храмы города

в 3 классе - на 6 уроке по теме «Под покровом любви» повторяем ранее изученное, идет работа над словами «покров», «омофор», знакомлю с историей праздника, опираясь на материалы хрестоматии к курсу и православной детской газеты «Свечечка». Дома с родителями дети записывают домашние рецепты, рассуждают, почему осень благодатная пора;

в 4 классе, на первом уроке, знакомясь с рабочей тетрадью, большинство детей узнают на обложке изображение  храма Покрова на Нерли, а с его историей мы знакомимся на 13 уроке в рубрике «Наше национальное достояние». Про праздник же дети сами по желанию готовят сообщения, получив опережающее задание накануне праздника. В сообщениях можно услышать об Аскольде и Дире.

Ребята любят самостоятельно  выполнять творческие задания, такие как: подготовить сообщение о празднике, рассказать о святом угоднике Божием. На уроках использую групповые театрализованные задания - придумать пантомиму-загадку на Библейские сюжеты, на тему православных праздников… При подготовке сообщений, рефератов дети используют жития святых, православный календарь для детей, материалы из журнала «Божий мир» (в Библиотеке при Дворце культуре есть), детских газет «Колокольчик», «Свечечка» и другую православную литературу, интернет ресурсы. В школьной библиотеке тоже можно найти соответствующие книги.  

С введением ФГОС в 4 кл курс проходим по учебнику Янушкявичене О.Л, Васечко Ю.С., протоиерея Виктора Дорофеева, Яшиной ОН «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» (УРОКИ дополняю краеведческим материалом  Например по теме «Девочка, которая стала храмом» Даю Д/З Узнать какие Богороднические храмы есть в Воронеже, Бобровском р-не) на следующий год планирую дополнить данный учебник тетрадями ВОИПКиПРО.

Жаль, что иногда учителя вместо записанных по плану уроков ОПК, проводят на самом деле русский, математику. Занятия на этих уроках развивают и речь, и память, и мелкую моторику рук, а главное воспитывают детей.

Тетрадь для 5 класса «Библия в зеркале культуры» распределяю на 2 года. (19 ур 5 кл). Материал богатейший за год  пройти не успеваем. Галопом по Европам не хочется. Библию для детей по темам вынесенными авторами мы прочитываем полностью, не пропуская ни Лота, ни Ревеку.  Дополняю историями праздников,  согласно церковному календарю, или дети готовят рассказ, или смотрим видео сюжеты «Православного календаря».  С житием святых знакомлю, используя диск «Мое Отечество» (согласно церковному календарю и календарно – тематическому планированию курса истории 6 класса).

Уроки  ОПК в 5классе помогают детям лучше понять предмет историю. Особенно разобраться в вопросе происхождении человека. В учебнике истории до сих пор дети читают про то, как человек произошел от обезьяны (Подробнее чуть позже) Здесь очень много межпредметной связи. Например, по темам: Библейские сказания, Древнееврейское царство, Персидская держава  « царя царей». Первые христиане и их учение. А знания о рабстве в Египте дополняют тему в ОПК про Моисея.

В 5 классе, часто даю опережающее задание. Если тема следующего урока, например, «Библейские патриархи. Авраам, Исаак, Иаков», то распределяем, какая группа про кого готовит сообщение. На следующий урок один рассказывает, если что – то пропускает, другие дополняют, и, слушая рассказ, параллельно анализируем поступки главных героев. В работе опираюсь на Библию для детей протоиерея Александра Соколова «Священная история в простых рассказах для чтения в школе и дома» (показ) (ПРИМЕР)

На уроках слушаем песни – притчи Светланы Копыловой. Сравниваем их с текстом в учебнике.

 В 7 кл, 8 кл  подбираю материал согласно программе. Для 8 класса необходим учебное пособие Священника Алексия Мороз и Т.А. Бергеневой «Уроки добротолюбия»

Темы данного курса по сути продолжаются на уроках «Исторического краеведения» 8-11 кл   Учебные пособия ВОИПКиПРО хорошо дополняют диски «Святые и святыни земли Воронежской», книга «Воронежско –Липецкая Епархия и её архипастырь на рубеже XX – XXI в», буклеты о монастырях).

На уроках  стараюсь больше использовать наглядность не столько через презентации,  а так, чтобы дети могли, передавая по рядам, подержать в руках икону, открытку, фотографию, чтобы удовлетворить потребность «потрогать, пощупать, разглядеть со всех сторон». Детям, а особенно, малышам очень нравиться рассматривать металлические иконы с барельефным изображением.  На это больше потребуется времени, но так запоминается лучше, и дети подвигаются и поупражняются в уважении друг к другу. Использую записи детской программы «Радость моя» телевизионного канала «Союз»: «Теплый хлеб», «О Суворове», «Босяк» (6кл по теме «Личность») и т.д. Слушаем аудиозаписи сказок «О кроткой овечке», «О Рождественском Ангеле», «Сказание о Казанской иконы Божией Матери» и др. По возможности устраиваю выставки книг по теме. В конце урока, если остается время, играем в игру «Дорога к храму». (ПОКАЗ)

В 4, 5 классах по теме «Законы праведной жизни» урок - игра. (ПОКАЗ)

Занятия по основам православной культуры проходят в кабинете истории, В кабинете истории совместно  с детьми в 2010 году оформлен уголок православной культуры. В классе иконы святых угодников Божиих, известных по учебникам людей разных эпох: Георгия Победоносца, Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Воронежских святителей Митрофана, Тихона, Антония, равноап кн Владимира, кн. Елисаветы, Николая II Из материала, помещенного на стенде «Купель», учащиеся могут узнать что – то нового для себя. (МАТЕРИАЛ - подарок)

 

Второе направление в работе школы: - использование материала духовно – нравственного содержания в преподавании учебных предметов

Каждый учитель, при желании, не зависимо от предмета, может использовать материал духовно – нравственного содержания на своих уроках. Например, на математике, задуматься о символе числа: 3,5,7, 40, 13. Самое распространенное выражение  «13 – чертова дюжина», а ведь некоторые православные храмы украшают 13 куполов – символизирующие Господа Иисуса Христа и 12 Апостолов. На уроках биологии, при сравнении большого дерева и маленького деревца, обратить внимание на то, что большое дерево много отдает, но и больше получает. Так и человек, чем больше сделает добра, тем больше к нему и вернется. А с другой стороны – раз у тебя такой корень – такие способности, задатки, то ты и должен их развивать, приносить пользу, а не превращаться в Обломова.

Предметы русский язык, литература, история, на мой взгляд, самая благодатная почва для духовного воспитания, нравственного формирования личности. Учителям русского языка и литературы можно использовать в работе учебное пособие по курсу начальной филологии и риторики Ивановой С.Ф. «Введение во храм слова: Книга для чтения с детьми в школе и дома»(показ)

История Тема «Происхождение человека». 5 кл Можно привести примеры из книги Джеффа Чепмена «Загадочные и удивительные. Двадцать живых примеров, опровергающих теорию эволюции».

Книга о птицах, животных, рыбах. Про утконоса узнаем, что тело млекопитающего животного, великолепного пловца, покрыто мехом, а вместо носа – клюв, как у утки. Он несет яйца, а выкармливает детенышей молоком. Гнездо строит под землей, около берега реки, а войти в него можно только из-под воды. Соответствует ли это животное законам эволюции? Эволюционисты считают, что он произошел от рептилий, но у археологов нет ни одного подтверждения этому. А найденные окаменелости утконоса подтверждают, что утконосы всегда были утконосами и единственный предок утконоса – утконос!

Рассказы не большие и в конце стоят вопросы. Например: « А может, Бог создал утконоса таким, какой он есть, чтобы показать нам, как глупо верить в эволюцию?». Каждый может высказать свою точку зрения. (о пингвинах, жирафах…)

В 10 классе подспорьем по этой теме может быть книга Дженатана Сарфати «Несостоятельность теории эволюции», диск «Сотворение мира» лекции, беседы зарубежных ученых Роджера Окланда и Уальдера Смитта.

 

Всем нам известно, что в формировании ребенка большую роль играет, на каких  примерах он воспитывается, какие книги он читает. Поэтому стараюсь на уроках больше отводить времени на изучение личности в истории. 

В наших учебниках такой информации мало. Изучая роль князей, царей, великих полководцев в истории страны, анализируя, почему они так поступили,  опираюсь на материалы дисков:

 «Мое Отечество». Уже говорила о нем.  (Здесь продолжительность док фильмов 10-15 минут)

«История государства Российского» ( продолжительность по 25 мин. Много сюжетов из художественных фильмов, хроник.)

«Земное и небесное»(по 40 мин видеолекции знаменитых современных артистов, музыкантов). Старшеклассники это смотрят с удовольствием. Делаем выводы.

Сейчас много разных учебных пособий. В нашей школе изучают историю России по инновационному учебнику Сергея Вячеславовича и Татьяны Владимировны Переверзенцевых издательства «Русский дом». В нем, как раз, очень много малопубликуемого в школьных учебниках материала, который помогает учителю построить работу над оценкой поступков известных и малоизвестных героях, простых людей, увидеть их нравственный подвиг.

Так учащиеся узнают и об апостоле Андрее Первозванном (срт51), и о варяге Феодоре с сыном Иоанном (Владимир в жертву в 983г), стр 55), и о подвигах в Золотой Орде князя Михаила Черниговского и его боярине Феодоре (стр 183),о князе Васильке Ростовского, и икону Димитрия Углеческого можно увидеть в этом учебнике. И прочитать много нового о Смуте, о Кузьме Минине и  о Дмитрии Пожарском

Авторы не только сообщают дату битвы, ход баталии, а уделяют внимание духовно – нравственному аспекту данного события. (Куликовская битва стр 229-233).

Последние годы в муниципальном этапе олимпиаде по истории есть вопросы по Русско –японской войне 1904-1905гг. В учебнике Данилова на тему 1 пункт, здесь параграф.  Дополняем сообщениями из ж «Русский дом», Свечечка»

К сожалению, данная линия в том году не вошла в Федеральный перечень учебников. К сентябрю 2014 года издательство не успело закончить работу лишь над учебником для 11 класса. Рекомендую использовать учебники данной линии для учителя, для любознательных, при подготовке к олимпиадам по истории, ОПК.

Любой учебник можно дополнить статьями из газет, журналов  «Русь Державная» «Воскресная школа», «Русский дом» и тд

Для уроков обществознания в церковной лавке можно подобрать необходимую литературу, диски. «Начало» Авдеенко Е.А. беседа о человеческой личности. «Сущность табака куренья», о сектах, «Смерть до рождения. Пусть он увидит солнце» Духовные беседы монахини Нины кандидата психологических наук (просматриваем беседы с девушками и с юношами порознь (для родит собр) песни Светланы Копыловой нравятся детям.

 

Третье направление в работе школы - проведение внеклассной работы

Стараемся, чтобы работа со звонком не заканчивалась. Ведь нравственное обретается только опытом жизни.

ВНЕУРОЧКА

В 2013-2014 уч. год вела «Духовный родничок» по программе Потаповской О. М.  «Программа духовно – нравственного воспитания дошкольников средствами художественно – продуктивной деятельности». Учебное пособие. –М.: Школьная Пресса, 2009 г. (ПРОГРАММА показ)

Показ папки работ детей за год

Составляя рабочие программы для внеурочке по данному направлению можно опираться на следующие работы: «Уроки о здоровье и добродетели» Православный учебник для детей. Священник Тимофей педагог Т. Берестова.  – М.: Паломник.2000 г; «Духовная азбука» С.В. Алексютина, г Воронеж

 

В школе работает кружок «Зёрнышко». Ребята поздравляют учителей, всех работников школы, учителей- пенсионеров с именинами, с Рождеством, с Пасхой. Дети готовят поздравительные открытки, дарят церковные календарики, именные иконки. С 2008 года в школе проходят Рождественские елки, Пасхальные представления. С большим удовольствием и чувством ответственности ребята готовят праздничные спектакли, в которых участвуют ученики всей школы. Оживляем праздники подвижными играми, играми с залом, викторинами, конкурсами, загадками, танцами, хороводами и беспроигрышной лотереей.

На праздниках объявляются итоги общешкольных конкурсов «На лучший Рождественский (Пасхальный) рисунок, плакат, открытку». Рождественские елки готовим на каникулах, и дети в морозы приходят, репетируют, чтобы подарить радость малышам. Елки заканчиваются общим чаепитием.

 Получаются интересные торжества, на которые с удовольствием приходят жители нашего села. С праздничными концертами вместе с приходским священником выступаем в Чесменском отделении временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов. Дети счастливы оттого, что могут подарить маленький праздник одиноким пожилым людям.

24 мая в субботу в школе провели игру «Дорога к храму», посвященную  Дню славянской письменности (ПОКАЗ). Дети заранее готовились к игре, знали правила игры, какие будут задания на каждой станции 

Игра началась с общего построения школы со 2 по 8 класс. Представление гостей, судей станций. Ими были девушки 9,11 классов, учителя.  Наставников  - учителей школы. Объявлялись места нахождения каждой станции, условия игры.

У начальных классов после линейки начался конкурс стихотворений о Пасхи, который судили протоиерей Леонид Гришанов, директор школы и учителя начальных классов. Лучшие чтецы с батюшкой и директором поехали поздравлять в дом – интернат бабушек  и сотрудников. Пропели тропарь, прочитали стихи, подарили самодельные пасхальные яйца с цыплятами.  

Учащиеся 5-8 классов, получив маршрутные листы, ходили по станциям и зарабатывали баллы. Ребят ждали следующие станции:

Притчи

Добродетели

Храмы России

Библейские герои

Праздничная

Таинства

Молитва

Кириллица

10 Заповедей и Заповеди Блаженства

Это батюшка с директором вернулись из дома временного проживания, проверяют работу станций

Это станция Жития святых

Пока ребята ходили по станциям, в холле звучали песни С.Копыловой

После общее построение. Батюшкины поздравления, сдача маршрутных листов директору школы и фото на память.

 

Старшеклассники занимаются проектно – исследовательской деятельностью. («Дорога к святому источнику» (пояснение), Масленица, Страстная неделя, Великий пост, Заступница Усердная)

 Ничто так не сплачивает детей, родителей, учителей, как совместные поездки по святым местам. Одна такая поездка заменяет серию уроков, бесед. Они духовно обогащают детей. Знакомят с историей родного края, с православными традициями русского народа. Дети видят православную жизнь сел, городов области, православные традиции почитания святых угодников, мест, храмов.  Наши юные паломники побывали в храмах, монастырях, с Шишовки, г Боброва,  п. г. т. Анна,  п. Новонадежденский Аннинского района,  с. Малые Ясырки Эртильского района,  с Новомакарово Грибановского района,  с. Костомарово Подгоренского района, в Дивногорье.  Ребят завораживает торжество, величие престольных праздников. С каким трепетом они прикладываются к святым мощам. Они не замечают пройденных километров Крестным ходом в Костомарове к источнику Тихвинской Иконы Божией Матери. Надолго остались в памяти пещерные храмы. Ну, а купание в святом источнике – это самый долгожданный момент в поездке.

Наша школа тесно сотрудничаем с батюшками Никольского храм села Шишовка. Настоятели -  протоиерей Андрей Семилетов, иерей Игорь Володько, иерей Владимир Перунов, иерей Иоанн Масько, протоиерей Леонид Гришанов  всегда приходят к нам на Рождественские и Пасхальные торжества, на линейки, посвященные 1 сентябрю и Последнему звонку, на другие общешкольные мероприятия и в будние дни. Батюшки проводят интересные беседы, отвечают на вопросы детей и взрослых. В прошлом учебном году 9,11 класс приезжали сюда в Успенских храм на экскурсию и для беседы с дьяконом Андреем Бельских. А затем он к нам практически всю 3 четверть по субботам приезжал к нам в школу и проводил занятия с 8-11 классниками.

Последние годы, по просьбе родителей, начинаются и заканчиваются молебнами о школьниках. До открытия молитвенного дома  Крещенские водосвятные молебны, освящение куличей происходит в здании школы. С Божьей помощью 23 марта 2011 года школьники и взрослые смогли приложиться к чудотворной иконе с частичкою мощей блаженной Матроны Московской, во время Крестного хода иконы по Воронежско –Борисоглебской Епархии.

 

Классным руководителям – ИМЕНИНЫ, ЛУЧИКИ

Книги «Детям о Христе», «Зернышки», серия Бориса Ганаго ….

ЖУРНАЛ Духовно-нравственное воспитание

Для работы с родителями КОГДА БОЛЕЮТ ДЕТИ врач- священник Алексей Грачев,

Протоиерей Сергей Николаев За советом к батюшке, За советом и утешением к батюшке

Журнал Виноград и др

Рождественский подарок учителям (урок, презентации, игры и т.) Показ файлов

С.В. Лободина «Способности ребенка как их развивать?» СКАЗКА О САДОВНИКАХ

 

 

 

Категория: Всем учителям
05.01.2015 01:46


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей