СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление по теме "Почему я выбираю системный подход в преподавании биологии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В Законе об Образовании определены ряд задач: качество, доступность и эффективность образования. Решение этих задач во многом зависит от того насколько результативно организован учебно-воспитательный процесс в школе, что полностью зависит от профессиональной компетентности учителя, от его умения использовать в учебном процессе новые педагогические технологии и подходы в обучении. Системный подход в обучении биологии позволяет обеспечить преемственность между всеми темами курса, осуществить логическую последовательность в изложении учебного материала во всех классах. В курсе биологии многие темы требуют именно системного подхода. Главным итогом данного подхода является опора на предыдущие знания, что способствует развитию системно-логического мышления, и приводит в результате к более высоким результатам. Я считаю, что в курсе «Биология» наиболее удачным, в плане результативности является системно-структурный поход. Проанализировав программу школьного курса «Биология», убедилась в том, что действительно, если преподавание каждой темы раздела программы выстраивать именно «от общего к частному», можно добиться 100% усвоения программного материала, при этом основываясь не на простом заучивании и констатации фактологического материала, а на логическом осмыслении полученных знаний, умения применить имеющуюся информацию, самостоятельном поиске взаимосвязи между биологическими понятиями. Именно системный подход позволяет давать учащимся прочные знания, основываясь на развитии таких психологических процессах как память, мышление, представление, анализ и синтез. Проведя небольшое исследование, в классах, где я преподаю, выявила следующие результаты: До введения системного подхода. - могли сделать вывод в 9 классе – 15% учащихся, в 10 классе – 27%; - найти взаимосвязь между явлениями – 9 класс – 23% учащихся, 10 класс – 36%; - применить полученные знания – 9 класс – 23%, 10 класс – 36% ; По тем же категориям, к концу 3 четверти могли сделать вывод в 9 классе – 46% учащихся, в 10 классе – 54%; - найти взаимосвязь между явлениями – 9 класс – 53% учащихся, 10 класс – 63%; - применить полученные знания – 9 класс – 69%, 10 класс – 72% ; Кроме того, мои ученики гораздо лучше стали оперировать биологическими понятиями при устных ответах, улучшилось запоминание биологической терминологии, основанное не на «зазубривании», а на понимании сущности данного биологического понятия, что подтверждается тем, что ученик может привести свой, а не «книжный» пример. Особенно большую помощь в развитии системного мышления учащихся оказывают опорные схемы, которые я создаю с помощью программы Power Point – слайдовой презентации с анимационными эффектами, достаточно много схем содержится в цифровых образовательных ресурсах – интерактивные схемы, рисунки. Хороший результат дает использование кластеров – составление схем самими учениками, что позволяет увидеть, насколько ученики усвоили взаимосвязь между понятиями на данном уроке. Большую помощь дает системный подход при подготовке к итоговой аттестации. Учащиеся лучше усваивают материал и более качественно готовятся к итоговой аттестации. При работе с тестами я прошу всегда обосновывать выбор ответа – сейчас девятиклассники делают это гораздо свободнее и грамотнее, чем в начале учебного года.
Категория: Биология
15.01.2015 08:51


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!