СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Взаимодействие школы и семьи в процессе адаптации ребенка к школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Взаимодействие школы и семьи в процессе адаптации ребенка к школе Обучение ребенка в 1-ом классе – первая и значительная ступень в его школьной жизни, связанная с большим количеством нагрузок. Происходят социально-психологические перемены в жизни ребенка – новые контакты, новые отношения, новые обязанности, новая социальная роль ученика. Очень важно, как будет происходить первый этап адаптации ребенка к школе, какую линию поведения выберут на этом этапе учителя и родители. Я хочу акцентировать внимание на степени эффективности взаимодействия школы и семьи по адаптации. Школьная адаптация – приспособление ребенка к классу, нормам поведения и взаимоотношения в новом коллективе. В процессе школьной адаптации происходит включение ребенка в систему взаимоотношений класса с его традициями, нормами жизни, ценностными ориентациями. Чтобы успешнее шел процесс адаптации я ставлю перед собой такие задачи:  познакомиться с опытом семейного воспитания ребенка с целью изучения уровня его подготовленности к школе;  оказывать помощь родителям в правильной организации учебной, творческой деятельности ребенка, его отдыха;  привлекать родителей к тесному взаимодействию работы с классом, со школой. Период адаптации ребенка к школе длится от 2-3 недель до полугода. Это зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей, степени подготовленности ребенка к школьной жизни, уровня сложности образовательных программ. Очень важна поддержка родных – мамы, папы, бабушек и дедушек. Ребенок приходит в школу вместе со своей семьей. Он «приносит» в школу представления, ценности и традиции, принятые в его семье. Семьи часто отличаются друг от друга по своему составу, условиям жизни, культурному и образовательному уровню. Родители, как правило, имеют свои представления и ожидания по поводу школьного обучения, основанные на их собственном прошлом опыте, а также определенные интересы и потребности, которые они связывают с этим процессом. Адаптация ребенка к школе будет тем более успешной, чем активнее будет вовлечена в его обучение семья. Школьную адаптацию можно разделить на 2 вида:  физиологическую, когда в организме происходят изменения, связанные с учебной нагрузкой;  социально-психологическую, т.е. привыкание к школе, когда дети осваиваются со своим новым статусом «ученика» и с новыми требованиями к нему. Признаками адаптации ребенка являются:  удовлетворенность ребенка процессом обучения; он не испытывает неуверенности и страха;  уровень освоения школьной программой;  самостоятельность ребенка при выполнении им учебных заданий. Границы помощи ограничены и доводятся до минимума.  удовлетворенность межличностными отношениями с одноклассниками и учителем. Устанавливается контакты в детской среде. По степени адаптированности детей можно условно разделить на 3 группы: 1-ая группа адаптируется в течение первых 2-х месяцев обучения. Эти дети быстро осваиваются в школе, быстро приобретают друзей. Они спокойны, доброжелательны, без напряжения выполняют требования учителя. Если у них и встречаются сложности, то к концу октября они их преодолевают. 2-ая группа имеет более длительный период адаптации. Эти ребята не могут сразу принять новую ситуацию обучения, общения с учителем, с детьми. Такие школьники могут играть на уроках, выяснять отношения с одноклассниками, не реагируют на замечания учителя или реагируют слезами, обидами. Они испытывают трудности в усвоении программы. Лишь к концу первого семестра реакции этих детей становятся адекватными требованиям школы, учителя. 3-ья группа – дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями. У них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций, они с большим трудом усваивают учебные программы. Успешной адаптации ребенка в школе способствует взаимодействие школы и семьи. Это взаимодействие необходимо, т.к. оно способствует гармоническому развитию личности. Школа дает ребенку знания и воспитывает у него сознательное отношение к действительности, а семья обеспечивает практический жизненный опыт, вырабатывает привычки поведения и критерии оценки добра и зла, достойного и недостойного, справедливого и несправедливого. Задачи, стоящие перед ребенком с первых дней в школе, требуют от него максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. В решении этих задач надежным помощником у ребенка должен быть не только учитель, но и семья. Обучение – это совместная работа учителей и родителей. Взаимосвязь с родителями является обязательной при развитии способностей каждого ученика. Я начинаю наше взаимодействие ещё до начала занятий с индивидуального общения с родителями, в результате которого знакомлю их с памяткой для родителей первоклассников (приложение № 1) получаю информацию о семье, об особенностях ребенка (приложение № 2), и с формой листка, в котором они должны будут отражать наблюдения за своим ребенком с первых дней его школьной жизни (приложение № 3). Сама же, руководствуясь советом известного педагога Ш.Амонашвили «Дети активные существа… А если это так, то следует создать им организованную среду, только не такую, которая грозит пальцем, напоминает о последствиях, читает морали, а такую, которая организовывает и направляет их деятельность», с 1 сентября веду листок наблюдения за каждым учеником (приложение № 4), в тоже время стремлюсь познать семьи учеников более детально посредством посещения их на дому, проведением дней консультаций, бесед с родителями в школе, а они бывают в ней каждый день. Через 3 недели обучения провожу родительское собрание, на котором с привлечением медицинского работника беседую с родителями по вопросу: «Особенности возраста первоклассника и организация его учебы». Предлагаю заполнить анкету (приложение № 5). После собрания анализирую анкеты, сопоставляю свои наблюдения с родителями и обозначаю формы работы педагогического просвещения родителей по вопросам адаптации. Они разнообразны:  родительские собрания;  лекции;  вечера вопросов-ответов;  дискуссии;  деловые игры;  совместные внеклассные мероприятия. По результатам анализа я определяю группы родителей, с которыми необходимо проводить индивидуальное педагогическое просвещение по следующим направлениям:  методы родительского воспитания, степень контроля, устанавливая родителями дома, уровня терпимости к поведению своих детей, уровня уважения роли ребенка в семье и т.д.;  умение ценить успехи детей, создание благоприятных условий для учебы. Работая с родителями, важно достичь обоюдного откровения, познания и понимания. Но бывают ситуации, когда оценка родителями их детей не совпадает с оценкой учителя. И тогда надо добиваться таких взаимоотношений с родителями, чтобы дать им позитивное направление. В.А. Сухомлинский советует: «Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, и как можно больше духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам». Мои принципы во взаимоотношениях с родителями:  выслушивать проблемы родителей, высказывать понимание и доброжелательность к их детям;  раскрывать способности родителей в отдельных областях воспитания детей;  не указывать родителям и не ругать их детей;  делиться с родителем накопленным педагогическим опытом;  уделять им столько времени, сколько потребуется;  информировать родителей лично при помощи индивидуальных бесед. Информацию, предназначенную для родителей, не передавать через детей или других лиц. Очень немногие родители понимают, что сразу с 1 сентября ребенок не может стать настоящим первоклассником. От родителей требуется активная помощь в адаптационный период. В памятке для родителей есть рекомендации как укреплять учебную мотивацию ребенка, как относиться к его успехам и неудачам. Безусловно, учеба – это напряжение, которое снять помогают адаптационные игры, внеклассные мероприятия, к проведению которых активно привлекаются родители (приложение № 5). Игры, внеклассные мероприятия помогают детской адаптации, а участие родителей способствует повышению их педагогической культуры. В конце октября опять провожу анкетирование родителей, но вопросы анкет для разных групп родителей разные в зависимости от индивидуальных трудностей детей к адаптации к школе, анализирую свой листок, наблюдения за каждым учеником. Вывод, увеличилось количество учеников, не испытывающих трудностей в адаптации. На родительском собрании родители делятся своими наблюдениями за детьми, изменением их отношения к школе, к установления межличностных отношений, но говорят и о трудностях с которыми они столкнулись. Очень важно при адаптации к школьной жизни объединить усилия школы и семьи в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья детей. Этому вопросу я посвящаю родительское собрание в ноябре месяце (приложение № 7). В конце года подвожу итоги совместной работы взаимодействия школы и семьи по адаптации первоклассников. При подготовке к итоговому родительскому собранию анализирую анкету, которую родители заполняют дома (приложение № 8). На собрании довожу анализ до сведения родителей, и мы за Круглым столом подводим итоги. Сделан вывод, что у учителя и у родителей общие цели. Надо отметить, что родители 1-ых классов очень активны, и у них большая потребность во взаимодействии со школой, и их помощь имеет большое значение. Взаимодействие учителей, родителей и учеников представляют замкнутый треугольник

Учитель Ученик

Родители Он представляет прочнейшую фигуру, т.к. стороны его совпадают. Ученики заканчивают 1-ый класс, но помощь ребенку не закончена. Его нельзя оставлять одного, ему нужно помогать и поддерживать его. Привлечение родителей к активному участию в процессе адаптации ребенка помогает выявить особенности психологического состояния младших школьников в период адаптации, характер изменений физического состояния учащихся, влияние деятельности учителя и характер взаимодействия учащихся друг с другом, тем самым обозначая особенности процесса приспособления учащихся к новому виду деятельности.

10.02.2019 20:19


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!