СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 02.06.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
«Можно быть профессором в области своего предмета, но если нет взаимоотношений между учителем и учениками, результатов образования не будет», – гласит педагогическая аксиома.
Важной составляющей современного урока, влияющей на качество обученности школьников, является эффективное педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса на уроке.
Педагогическое взаимодействие представляет собой преднамеренный контакт педагога и учащихся, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях.
Взаимодействие всех участников образовательного процесса подразумевает изменение системы взаимоотношений и действий между ними, только в таком случае можно приблизиться к субъект-субъектной организации обучения.
Еще К.Д. Ушинский говорил: «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал»
В условиях введения ФГОС, субъектную позицию ученика в образовательном процессе следует рассматривать как цель, условие и результат образования. Развиваясь как личность, ученик формирует и раскрывает свою собственную природу, а такая позиция возникает преимущественно тогда, когда педагог умеет вовлечь ученика в деятельность по самосовершенствованию себя и освоению универсальных учебных действий.
Достижение метапредметных, личностных и предметных результатов освоения образовательной программы необходимо рассматривать только в контексте формирования личной ответственности ре6ёнка за свой успех, его готовности прилагать личные усилия для достижения результатов в различных сферах деятельности и в общении.
Общение в педагогическом процессе выступает:
Профессор Л.В. Байбородова выделяет следующие типы педагогического взаимодействия:
Приоритетное условие для развития познавательной активности учащихся на уроке и их субъектной позиции при формировании универсальных учебных действий – сотрудничество (Буклет).
Взгляд на ученика как на помощника и союзника в деле формирования у него универсальных учебных действий позволит педагогу организовать такую форму сотрудничества учащихся, как взаимообучение. Общий принцип организации такого обучения - парное и коллективное решение учебных задач учащимися.
Коммуникативную атмосферу в классе создаёт учитель, это от его умения налаживать контакты зависит успешность реализации основных задач обучения. Учитель «считывает» эмоциональный фон класса и подкрепляет или корректирует его соответствующим образом.
Однако в реальности встречаются самые разные реплики, свидетельствующие о готовности самого учителя вступить в контакт с учащимися.
Как кажется вам, какие речевые штампы преобладают: позитивные или негативные? (по замечаниям учителей и детей, негативного характера преобладают и в количественном и качественном отношении, а позитивные вспоминаются заметно труднее).
Об эффективности наших взаимоотношений с учащимися можно судить по результатам анкетирования.
Анкетирование (ответы «да» или «нет»)
Если мы набрали больше трех ответов «да», то нам бы не мешало задуматься об эффективности своих взаимоотношений с учащимися. Все ли мы сделали, чтобы наши взаимоотношения с учениками на уроке были партнерскими, равными, основанными на дружелюбии и внимании друг к другу?
Но только изменить настрой учителя и его речь маловато для переорганизации учебного процесса. Вспомним обычный учебный класс, где в течение всего урока ученики видят затылки друг друга и только одно лицо – лицо учителя. Трудновато устанавливать и поддерживать контакты в такой обстановке. Между тем любая ситуация общения должна подкрепляться визуальным контактом (глаз, прежде всего), мимикой, жестами участников диалога. Даже удалённость друг от друга участников диалога влияет на успешность коммуникативной ситуации.
Психологи отмечают, что необходимо приложить максимум усилий к тому, чтобы избежать статичности на уроке – педагог должен двигаться по классу. Тогда изменяются границы зон общения. Но также нужно, чтобы двигались и наши школьники: даже небольшое физическое усилие вызывает физиологическую, а за ней и психическую активизацию внутренних сил. И учителю остаётся только одно – направить разбуженные силы в нужное русло.
Таким образом, если педагогическое взаимодействие учителя и ученика на уроке направлено на формирование субъектной позиции обучающегося в целях самосовершенствования и освоения универсальных учебных действий, а приоритетным условием для этого является сотрудничество, то оно действительно будет влиять на качество обученности школьников.
© 2018, Чеснокова Ольга Сергеевна 304