СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Прочитать. Посмотреть.Законспектировать.
Ритм и пластика в танце начала XX века (читать, законспектировать, посмотреть ссылки)
Упадок хореографического искусства на Западе в начале XXвека. Появление ритмопластических танцев. Их создатели отрицали классический танец как устаревший и не способный раскрыть современные темы и образы.
Яркие представители этого направления: Франсуа Дельсарт, Эмиль Жак Далькроз, Айседора Дункан.
Франсуа Дельсарт: Родился в Париже, в бедной семье. Рано увлёкся музыкой. Поступал в Консерваторию, но не выдержал конкурса, однако удостоился похвалы Марии Малибран. Его прослушивают в Комической опере и берут на сцену немедленно; это происходит в 1829 г. В 1834 лишился голоса. Однако он уже был весь поглощен мыслью о «постановке эстетики человеческого тела», то есть выразительности на научной почве".
В 1839 открылись знаменитые курсы Дельсарта. Среди его учеников и слушателей: Малибран, Рашель, английский трагик Макриди, Паска, Генриетта Зонтаг. Курсы посещали, в частности, Гуно, Ребер. Король Людовик Филипп приглашал Дельсарта во дворец. Художник Энгр говорил: «Неизвестно, кто сегодня король Франции». Теофиль Готье называл его «музыкальный Тальма», Ламартин — «верховным оратором».Дельсарт получил приглашение в Америку с предложением основать консерваторию, но тут случилась франко-прусская война. Он уехал из Парижа в родной город Солэм на севере Франции. Успел надиктовать двум дочерям несколько эпизодов, которые должны были служить введением к будущей книге. В марте 1871 вернулся в Париж. 20 июля 1871 года умер. Дельсарт не оставил письменного изложения своей системы. Несколько учеников, его дочери, несколько восторженных американских последовательниц собрали все, что осталось посленего в записных книжках, на клочках бумаги, или в заметках посторонних лиц, и спасли от гибели драгоценное наследие.
Эмиль Жак-Далькроз Отчаявшись научить своих студентов воспринимать ритмическую структуру музыкального произведения, Эмиль Жак-Далькроз предложил им на уроке сольфеджио пользоваться дирижерским жестом, что сразу помогло ученикам ощутить ритм музыки.
Позднее преподаватель присоединил к движениям рук шаги, бег и прыжки при выполнении ритмических рисунков. Именно сольфеджио навело его на мысль о воплощении музыкальных звучаний в движении. Это и было началом системы, названной впоследствии «системой ритмической гимнастики», а еще позднее – «ритмикой». Эмиль Жак-Далькроз (фр. Emile Jaques-Dalcroze), настоящее имя – Эмиль Жак, родился 6 июля 1865 года в Вене. В австрийской столице повсюду звучала музыка. И в семье Эмиля тоже. В доме постоянно музицировали: дед играл на скрипке, дядя – на фортепиано. С шести лет мальчик начал учиться музыке у частных преподавателей, в семь лет уже сочинил марш, а в двенадцать лет поступил в Женевскую консерваторию. (В 1875 году его семья переехала в Женеву). С раннего детства Эмиль проявлял бунтарский характер. Колледж, где он учился, считал тюрьмой и, окончив его, заявил, что только теперь почувствовал себя человеком. Ему сложно было решить, чему посвятить жизнь – музыке или театру. Выход был прост: в 19 лет юноша отправился в Париж, где посещал одновременно и музыкальные, и театральные курсы. В 1886 году его пригласили на работу вторым дирижером в театр в Алжире. Тогда ему был всего 21 год, и, чтобы иметь более солидный вид, музыкант отпустил бороду и надел пенсне, правда, с простыми стеклами. По возвращении из Алжира он два года брал уроки музыки у Антона Брукнера в Вене, потом отправился в Женеву – там уже исполнялись многие его произведения, затем переехал в Париж, где продолжал совершенствовать свои музыкальные знания.
В это же время существовал другой композитор, носивший такую же фамилию, и по предложению издательства, в котором печатались произведения Эмиля, он позаимствовал новую у своего друга Валькроза, изменив первую букву. С тех пор он подписывал свои произведения «Жак-Далькроз». В 1892 году музыкант стал профессором Женевской консерватории по классу гармонии и сольфеджио. Его лекции вызывали большой интерес у студентов своей жизнерадостностью. Позднее, будучи пожилым человеком, он упрекал молодых композиторов в пренебрежении к легкой музыке. Эмиль стал членом веселого кабачка, названного «Japajou», – центра артистической жизни Женевы. Там он сочинял и распевал свои веселые куплеты, писал забавные и остроумные стишки. В этот период жизни Далькроза уже многие его сочинения исполнялись на концертах в Женеве, Германии, Лондоне. Композитор был отличным импровизатором и мог прямо на концерте раскрыть в музыке любую тему. Рассказывают, что однажды, будучи с демонстрацией своей системы в Марселе, 74-летний Далькроз услышал много критических замечаний. Тогда он сел за рояль и начал импровизировать на тему «провала», скандируя: «Это полный провал», чем вызвал бурю аплодисментов у слушателей. Музыка Далькроза была столь характерна и своеобразна, что достаточно было прослушать несколько тактов, чтобы назвать автора. В то время в хореографии расцветал танцевальный жанр так называемых босоножек, основоположницей которого была Айседора Дункан. Далькрозу нравились ее пластические танцы, но он смотрел на творчество Дункан глазами музыканта и считал, что она танцует «под музыку», а он желал видеть в танцах «воплощение музыки». И тогда он придумал систему танца, в основе которой лежало утверждение, что тело человека – это инструмент мудрости и красоты. Его система вызвала резкое осуждение, а желание сопровождать песни движениями называли «гримасничаньем». Все были против: врачи считали эти упражнения утомительными; хореографы упрекали их в отсутствии техники движения, а музыканты – в сложных переходах; художникам не нравились черные тренировочные костюмы, а родители считали обнаженные руки и босые ноги танцоров неприличными.
Далькрозу понадобились вся его энергия, необычайное упорство, фанатичная вера в правильность его метода, чтобы, не сдаваясь, отстаивать свое начинание. Он был уверен, что со временем у него найдутся последователи и что после его смерти они продолжат его труд.
В годы борьбы за признание системы Далькроз организовывал бесчисленные демонстрации своего метода в Швейцарии, Австрии, Германии, Голландии, Англии, Франции и других странах. Эти показы вызывали огромный интерес. Везде открывались школы музыки и ритма. В 1905 году руководство консерватории разрешило ввести в учебную программу специальный курс ритмики. В эти годы Далькроз много писал о том, что детей надо приобщать к музыке с раннего детства. Он выступал за то, чтобы прием в музыкальные школы зависел не от материального благосостояния родителей, а от одаренности ребенка. Композитор особенно подчеркивал значение ритмики для детей, так как движение является биологической потребностью их организма. Он утверждал, что, вводя ритм в школьное образование, мы тем самым готовим ребенка к познанию искусства вообще, так как ритм является базой для любого вида искусства Недалеко от Дрездена, в поселке Хеллерау, почитателю идей Далькроза Вольфу Дорну удалось выстроить здание, названное Институтом Жак-Далькроза, где преподавалась его система ритмики. В учебном плане значились: ритмика, шведская гимнастика, пластика, сольфеджио, импровизация на рояле, гармония и теория музыки, хоровое пение, лекции по анатомии и физиологии.
Ритмические упражнения к постановке второго действия оперы «Орфей» Глюка перед широкой публикой в Хеллерау являлись первым опытом применения Далькрозом его принципов в театральной области. Большинство критиков писали, что «Орфей» – триумф режиссуры Далькроза. Все сходились на том, что в Хеллерау было показано нечто грандиозное и впечатляющее. Представление посетили более 5 000 человек. Среди зрителей были Станиславский, Дягилев, Рейнхардт, Нижинский, Луначарский, Рахманинов, Бернард Шоу и многие другие известные люди искусства. Конец деятельности Далькроза в Хеллерау наступил в 1914 году, когда он, подписав протест против разрушения немцами Реймсского собора, был вынужден покинуть Германию и вернуться в Швейцарию. Институт ритма, руководимый Далькрозом, возродился на берегу Женевского озера только после окончания войны. Эмиль Жак-Далькроз скончался в Женеве в 1950 году в возрасте восьмидесяти пяти лет. йседора Дункан в своем творчестве пренебрегла устоявшимися правилами и канонами и создала собственный стиль и пластику. Ее «танцы босоножек» стали основой модернистского направления в танцевальном искусстве.
Танцующая Бетховена и Горация
Анжела Айседора Дункан родилась в Сан-Франциско в 1877 году в семье банкира Джозефа Дункана. Отец вскоре ушел из семьи, и матери, Мэри Айседоре Грей, пришлось много работать, чтобы содержать четырех детей. Однако она часто говорила: «Без хлеба обойтись можно, а без искусства нет». В их доме всегда звучала музыка, в семье много читали, разыгрывали античные трагедии. Маленькая Айседора начала танцевать уже в два года. А в шесть лет она открыла первую «школу танца» для соседских детей: учила их движениям, которые придумывала сама. В 12 лет, давая уроки, юная танцовщица уже могла подрабатывать. Спустя год она бросила школу и посвятила все свое время танцам, изучению музыки, литературы и философии.
В 1895 году семья переехала в Чикаго. Дункан работала в театре, выступала в ночных клубах. Ее видение танца отличалось от классических представлений. Балет, по мнению танцовщицы, был лишь комплексом механических движений тела, не передающих душевных переживаний. В ее танце тело должно было стать проводником ощущений.«Нет такой позы, такого движения или жеста, которые были бы прекрасны сами по себе. Всякое движение будет только тогда прекрасным, когда оно правдиво и искренне выражает чувства и мысли»Айседору вдохновляла античность. Ее идеалом стала танцующая Гетера, изображенная на греческой вазе. Дункан заимствовала ее образ: выступала босиком, в полупрозрачной тунике, с распущенными волосами. Тогда это было ново и необычно, многие восхищались и стилем танцовщицы, и оригинальностью ее пластики. Движения Дункан были довольно простыми. Но она стремилась станцевать всё — музыку, картины и стихотворения.
«Айседора танцует всё, что другие говорят, поют, пишут, играют и рисуют, она танцует Седьмую симфонию Бетховена и «Лунную сонату», она танцует «Primavera» Боттичелли и стихи Горация».
Танец будущего
В начале XX века семья переехала сначала в Лондон, потом в Париж. В 1902 году актриса и танцовщица Лои Фуллер предложила Айседоре отправиться в турне по Европе. Вместе они создавали новые композиции: «Танец серпантин», «Танец огня». «Божественная босоножка» — Дункан стала очень известной в европейской культурной среде.В 1903 году она ездила в Грецию, где обучалась древнегреческому пластическому искусству, а потом переехала жить в Германию. В Грюневальде Дункан купила виллу и набрала воспитанников, которых учила танцевать и фактически содержала. Эта школа проработала до Первой мировой войны. «Я не собираюсь учить вас танцам. Я просто хочу научить вас летать, как птицы, гнуться, как молодые деревца под ветром, радоваться, как радуется под майским утром бабочка, дышать свободно, как облака, прыгать легко и бесшумно, как серая кошка».У Дункан появились собственные философские взгляды. Она считала, что учить танцевать нужно всех, чтобы это стало для людей «естественным состоянием». Под влиянием философии Ницше Дункан написала книгу «Танец будущего».В 1907 году Айседора выступала в Санкт-Петербурге. Ее концерты посещали члены императорской семьи, Михаил Фокин, Сергей Дягилев, Александр Бенуа, Лев Бакст, артисты балета, литераторы. Тогда же танцовщица познакомилась с Константином Станиславским. Позже в своей книге он вспоминал ее слова: «Прежде чем идти на сцену, я должна положить себе в душу какой-то мотор; он начнет внутри работать, и тогда сами ноги, и руки, и тело, помимо моей воли, будут двигаться».
Айседора Дункан вдохновляла многих своих современников: художников Антуана Бурделя, Огюста Родена, Арнольда Роннебека. Позировала для Эдварда Мейбриджа, который сделал серию динамичных фотографий танцующей Дункан. Известная балерина Матильда Кшесинская говорила, что у этой танцовщицы не будет последователей, но ее танец станет частью современного балета. В отношении классических танцев она была права: движения рук в балете вскоре стали более свободными под влиянием «дунканизма».
Дункан-Есенины
Вспоминая неудавшуюся семейную жизнь родителей, Дункан не стремилась выйти замуж. У танцовщицы был недолгий роман с режиссером Гордоном Крэгом, который стал отцом ее дочери Дейдры. Потом она родила сына Патрика от Париса Юджина Зингера (наследника Исаака Зингера, производителя швейных машин). В начале 1913 года маленькие дети Дункан трагически погибли. От самоубийства танцовщицу удержали воспитанницы ее школы в Германии: «Айседора, живите для нас. Разве мы — не ваши дети?»
В 1921 году Айседору Дункан пригласили в Москву, где она организовала школу танцев для детей из пролетарских семей. Тогда же танцовщица впервые встретилась с Сергеем Есениным. «Он читал мне свои стихи, – рассказывала потом Айседора. – Я ничего не поняла, но я слышу, что это музыка и что стихи эти писал гений!» Поначалу они общались через переводчиков: она не знала русского, он — английского. Вспыхнувший роман стремительно развивался. Они называли друг друга «Изадора» и «Езенин». Вскоре Есенин переехал в дом Дункан, на Пречистенку. Их отношения были бурными: вспыльчивый Есенин ревновал Айседору, мог оскорбить ее или ударить, уходил, но потом возвращался — раскаивался и клялся в любви. Друзья Дункан возмущались тем, что она позволяет себя унижать. А танцовщица считала, что у Есенина временное нервное расстройство и ситуация рано или поздно наладится.«Есенин впоследствии стал ее господином, ее повелителем. Она, как собака, целовала руку, которую он заносил для удара, и глаза, в которых чаще, чем любовь, горела ненависть к ней. И все-таки он был только партнером, он был как кусок розовой материи — безвольный и трагический. Она танцевала. Она вела танец».
В 1922 году Дункан и Есенин поженились, чтобы иметь возможность вдвоем поехать за границу. Они оба стали носить двойную фамилию: Дункан-Есенины. Пробыв некоторое время в Европе, пара отправилась в Америку, где Айседора занялась поэтической карьерой Есенина: организовала перевод и публикацию его стихотворений, устраивала поэтические чтения. Но в Америке Есенин страдал депрессией, все чаще устраивал скандалы, попадая на первые полосы газет. Пара вернулась в СССР, вскоре Айседора уехала в Париж. Там же она получила телеграмму: «Я люблю другую женщину, женат, счастлив».Спустя два года жизнь поэта трагически оборвалась в гостинице «Англетер». Еще через полтора года в Ницце погибла Айседора Дункан: она была удушена собственным шарфом, который попал в колесо автомобиля. Прах Айседоры Дункан захоронили на кладбище Пер-Лашез в Париж.
© 2020, Щепина Кристина Сергеевна 120