СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества» городского округа город Мантурово
Викторина "Сойдёмся, братья и друзья, и возвеличим землю русскую!" Педагог дополнительного образования первой категории Павлючкова Елена Викторовна
Тема занятия: «Объединение земель вокруг Москвы.»
Форма проведения: интеллектуальная викторина
Аннотация: Мероприятие проводится в форме игры- викторины. Служит заключительным занятием при самостоятельной, коллективной работе учащихся объединения по теме «Историческое прошлое России в тематических композициях»; как закрепление знаний достопамятных событий отечественной истории, выдающихся героев, святых людей России, полученных во время создания ими гончарного сосуда с фрагментами исторического содержания или глиняной скульптурной композиции. В игре участвуют две команды из разных школ по 4 человека , посещающих данное объединение. Глиняная скульптурная композиция «Сойдёмся, братья и друзья, и возвеличим землю русскую!» и её интерактивная презентация, сопровождающая ход мероприятия, являются основным компонентом в структуре и содержании занятия. Используются на протяжении всего мероприятия для наглядного представления игрового поля, выбора темы тура, визуализации заданий и проверки ответов, данных игроками. Для начисления баллов используются подготовленные педагогом буквы из азбуки зырян Стефана Пермского, образ которого изображён на представленной композиции, выполненной учащимися коллективно.
Правила игры: В игре принимают участие две команды по 4 человека. Вопросы и задания имеют стоимость 1 балл/1 буква. Цель мероприятия - создание условий для формирования устойчивого интереса к истории России, нравственно- патриотических чувств и ценностных ориентаций.
Задачи: Образовательные: - способствовать систематизации и закреплению знаний по истории России с помощью работы, выполненной самими учащимися коллективно в процессе освоения темы образовательной программы «Историческое прошлое России»- глиняной композиции «Сойдёмся, братья и друзья, и возвеличим землю русскую!» и презентации этой работы в электронном виде. Развивающие: - вести работу, направленную на развитие любознательности, воображения, предвидения, смелости в выдвижении гипотез, умения принимать нестандартные решения; - способствовать формированию операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений. Воспитательные: - совершенствовать умение осуществлять учебно- познавательную деятельность в группе; - вести работу, направленную на воспитание чувств гордости и уважения к прошлому своей страны.
Время реализации мероприятия: 45 минут
Необходимое оборудование и материалы: • мультимедийное оборудование; • глиняная композиция; • презентация композиции; • выполненные в объединении буквы- баллы
План проведения:
Этапы мероприятия Время реализации I. Организационный этап 3 мин. II. Этап мотивации учебно- познавательной деятельности 5 мин. III. Основной этап игры (45 мин)
1. Первый тур «Москва Белокаменная» 8 мин. 1 мин. 2. Второй тур «Стефан Пермский» 2 мин. 1 мин. 3. Третий тур «Алексий Московский» 4 мин. 2 мин. 4. Четвёртый тур «Сергий Радонежский» 3 мин. 1 мин. 5.Пятый тур «Куликовская битва» 5 мин. IV. Просмотр мультфильма «Куликовская битва» 6 мин. IV. Подведение итогов игры 2 мин. Рефлексия 3 мин.
I. Организационный этап. Данным занятием мы подводим итог проведённой в объединении серии работ, посвящённой теме объединения земель вокруг Москвы. Ранее нами был подобран материал в виде репродукций картин известных художников, заметок. Поиски и исследование этого периода в истории России перешли в создание, лепку глиняной композиции «Сойдёмся, братья и друзья, и возвеличим землю русскую!» (демонстрируется первый слайд)
Кто- то создавал свой малый сосуд и компоновал на нём выбранные и слепленные сюжеты из истории России, другие работали в группе и результат коллективной работы находится перед нами. Попытаемся на этом занятии вспомнить основные моменты, события, происходившие на Руси в 14 веке, отойти от выполнения ручной работы и заняться умственной деятельностью, историей своих предков. Тем более, ни одно стоящее произведение искусства невозможно создать без творческих поисков, без образного мышления, без умения выделить главное, особенно, если речь идёт об истории России. И знания, полученные в процессе освоения школьной программы подкрепляются знаниями и практической работой, выполненной в нашем объединении по лепке.
Постановка цели викторины (учащиеся делятся на 2 команды, придумывают название; за каждое задание команда получает по 1 баллу/букве, результаты фиксируются на доске). Время для обсуждения ответа 30 сеk. II. Этап мотивации учебно- познавательной деятельности
Ведущий: Каждый человек- участник истории. И потому, что живёт в определённое историческое время. И потому, что хочет знать историю своих предков, своей страны, своего народа.
(Демонстрируется второй слайд) Одним из отличительных признаков великого русского народа служит его способность подниматься на ноги после падения. Как бы ни было тяжко его унижение но пробьёт урочный час, он соберёт свои растерянные нравственные силы и воплотит их в одном великом человеке или в нескольких великих людях, которые и выведут его на покинутую им временно прямую историческую дорогу.
III. Основной игровой этап
Первый тур «Москва белокаменная» (демонстрируется 3 слайд)
В начале 14 века, в то время, когда все русские окраины страдали от внешних врагов, маленькое срединное Московское княжество оставалось безопасным, и со всех краёв русской земли потянулись туда бояре и простые русские люди. В это время в Москве происходит строительство первого белокаменного Кремля, от которого по сей день прозывают Москву Белокаменной.
Вопрос 1 (обсуждение 1 мин.) Как назывался город, который наряду с Москвой в 14 веке соперничал за лидерство в северо- восточной Руси? 1) Новгород 2) Тверь 3) Суздаль 4) Рязань
Вопрос 2 (обсуждение 1 мин.) Чем объясняется победа Москвы в борьбе за первенство среди русских княжеств? 1) выгодным географическим положением 2) развитием ремесла и торговли 3) мудрой политикой московских князей 4) всеми перечисленными причинами Вопрос 3 (обсуждение 1 мин.) Великий князь Московский, который продолжил политику московских князей по собиранию русских земель, трижды отражал нападения литовского князя Ольгарда 1) Дмитрий Иванович 2) Даниил Александрович 3) Юрий Данилович 4) Симеон Гордый
Вопрос 4 (обсуждение 30 сек.) Что помогло Москве выдержать осаду литовских войск? 1) Слабость литовских войск, их неорганизованность 2) Бездарность и трусость литовских военачальников 3) Постройка белокаменной крепости
Вопрос 5 (обсуждение 1 мин.) Белокаменный кремль был выстроен московским князем Дмитрием Ивановичем в году 1) 1359 2) 1367 3) 1372
Вопрос 6 (обсуждение 30 сек.) В каком году был предпринят первый поход литовского войска на Москву и осада города? 1) 1361 2) 1368 3 1375
Вопрос 7 (обсуждение 1 мин.) На какие силы в борьбе против Литвы опиралось Московское княжество? 1) Орду 2) Новгород Великий 3) Швецию 4) Антиордынские силы
Вопрос 8 (обсуждение 1 мин.) Что из вышеперечисленного характеризует действия Дмитрия Ивановича и его политику по отношению к Орде в 1370-е годы 1) Постоянно искал поддержки у ордынских ханов, часто ездил в Орду, отвозя богатые подношения 2) Прекратил выплачивать ордынский выход 3) Аккуратно собирал со всех русских земель деньги для ордынского выхода 4) Занимал позицию лавирлвания между Ордой и Литвой (Демонстрируется 4 слайд)
Вопрос 9 (обсуждение 1 мин.) Укажите архитектурный памятник, сооружение которого сооружено до времени правления Дмитрия Ивановича 1) Успенский собор Московского Кремля (время правления Ивана III) 2) Золотые ворота во Владимире 3) Храм Василия Блаженного в Москве 4) Софийский собор в Новгороде
(Демонстрируется 5 слайд) Три основные части, духовные силы трёх наших святых мужей сошлись для общего дела: Алексий, сын черниговского боярина- переселенца, представлял старый киевский юг, Стефан- новый финно- русский север и Сергий, сын ростовского боярина- переселенца великорусскую середину. Ни одного из этих имён нельзя произнести не вспомнив двух) остальных. Личный долг каждого своим путём вёл всех троих к одной общей цели.
Второй тур «Стефан Пермский» (демонстрируется 6 слайд)
Уроженец города Устюга, сын бедного соборного причётника, святитель Стефан идёт с христианской проповедью в Пермскую землю продолжать дело просвещения и обрусения заволжских инородцев. Святой епископ, этот просветитель зырян, обращает языческих жителей пермской земли к вере Христовой.
Вопрос 10 (обсуждение 1 мин.) Основная деятельность Стефана Пермского 1) Включение пермских земель в состав Великого Московского княжества 2) Строит новые церкви и монастыри и переводит церковные книги 3) Написание иконы «Святая троица» 4) Создание коми азбуки (азбуки зырян) 5) Все ответы правильные (Демонстрируется седьмой слайд «Зырянская Троица»- копия)
Вопрос11 (обсуждение 1 мин.)
Основные характеристики азбуки зырян
1) Использование букв греческого и славянского алфавитов
2) Состояла из 24 букв
3) Использование денежных значков зырян
4) Вырезались на тонких четырёхугольных палочках- пасах (знаках коми- охотниках, оставляемые ими на деревьях)
5) Верны все ответы
Буквы коми азбуки используются нами в качестве баллов
Третий тур «Алексий Московский» (демонстрируется восьмой слайд)
Не раз Стефан Пермский, этот видный церковный и государственный деятель путешествует по делам своей епархии в Москву- будущую столицу нашего государства. В этом городе на духовно- административном поприще подвизается Алексий, который является главным советником великих князей Московских, руковидит их боярской думой, ездит в Орду отмаливать ханов от злыз замыслов против Руси.
Вопрос 12 (обсуждение 30 сек.) Митрополит Алексий князе Дмитрии 1) Возглавил московское правительство при малолетнем князе Дмитрии и отстаивал позиции Москвы в Орде 2) Распространял и насаждал в русской земле идеи исихазма 3) Дал своё благословение Дмитрию Московскому на битву с Мамаем
Вопрос 13 (обсуждение 1 мин.) В середине XIV в. в Золотой Орде начались беспорядки, названные русскими летописцами «великой замятней», в результате которой произошёл её распад. В каком году Золотая Орда распалась на две части? 1) 1340 2) 1359 3) 1380
Вопрос 14 (обсуждение 1 мин., демонстрируется 9 слайд) Назовите имя жены золотоордынского хана Джанибека, которую исцелил святитель Алексий 1) Тайдула 2) Баялун 3) Ольга
Вопрос 15 (обсуждение 1 мин.) Почему русские князья не могли выступить единой силой? 1) Не было войска 2) Из- за раздоров князей 3) Не хватало оружия (Демонстрируется слайд 10)
Митрополит навещает Сергия Радонежского в обители, желая иметь его своим преемником, преподносит золотой крест, украшенный драгоценными камнями с предложением занять митрополичью кафедру.
Вопрос 16 (обсуждение 30 сек.) Соглашается Сергий Радонежский с этим предложением? 1)Да 2) Нет Преподобный отказывается от этого предложения со словами «кто я такой, грешный и худший из всех людей?»
Четвёртый тур «Сергий Радонежский»
(Демонстрируется слайд 12)
Нравственному воспитанию народа посвящает свою жизнь третий муж этой присноблаженной троицы. Основатель Троице- Сергиевого монастыря благославляет князя Дмитрия Ивановича на поход против татар перед Куликовской битвой1380 года, предрекая ему победу: «Иди на безбожников смело и победишь!»
Вопрос 17 (обсуждение 30 сек.) Как прозвали князя Дмитрия Московского за победу в битве на Куликовом поле? 1) Волжский 2) Невский 3) Донской
Вопрос 18 (обсуждение 30 сек.) Кем был Сергий Радонежский? 1) Купец 2) Монах 3) Ремесленник 4) Путешественник
Вопрос 19 (на обсуждение 1 мин.) В Русской Церкви крупнейшие монастыри получили статус Лавры. Укажите буквальное значение «лавра» в переводе с греческого языка 1) Место уединения 2) Обитель 3) Пустынь 4) Улица
Вопрос 20 (обсуждение 1 мин.) В какой праздник русские войска под предводительством Дмитрия Ивановича одержали победу на Куликовом поле? 1) Успения Божией Матери 2) Рождества Божией Матери 3) Покрова Божией Матери
Пятый тур «Куликовская битва» (демонстрируется слайд 13)
Сергий Радонежский отправляет на поле сражения двух своих монахов Александра Пересвета и Андрея Ослябю
Вопрос 21 (обсуждение 30 сек.) Между какими богатырями произошёл поединок, который положил начало Куликовской битве? 1) Ханом Мамаем и Дмитрием Донским 2) Челубеем и Пересветом 3) Челубеем и Дмитрием Донским
Вопрос 22 (обсуждение 1 мин.) Фактическим правителем Орды в 70-е гг. XIV в. был 1) Тохтамыш 2) Мамай 3) Тимур
Вопрос 23 (обсуждение 1 мин.) Союзником Мамая во время похода на Русь в 1380 г. был 1) Тохтамыш 2) Тимур 3) Ягайло (князь литовский)
(Демонстрируется слайд 14)
Русское войско встаёт на поработителей, идёт на его поиски в открытую степь, находит и уничтожает врага.
Вопрос 24 (обсуждение 1 мин.) Во время Куликовской битвы Дмитрий Иванович 1) Осуществлял руководство войсками с Красного холма 2)Находился в тылу войска 3) Сражался как простой воин Большого полка
Вопрос 25 (обсуждение 30 сек.) Героями Куликовской битвы, которые руководили Засадным полком, были 1) князь Дмитрий Боброк и князь Владимир Андреевич 2) князь Дмитрий Иванович и Сергий Радонежский 3) митрополит Алексий и папа римский Григорий 4) князь Александр Невский и воевода Дмитр
Вопрос 26 (обсуждение 1 мин.) Выберите из списка три последствия Куликовской битвы. Запишите цифры, под которыми они указаны (время обсуждения 1 мин) 1) усиление Москвы, как политического центра русских земель 2) освобождение от ордынской зависимости 3) восстановление веры в силы русского народа, в возможность победы над врагом 4) осознание необходимости объединения русской земли 5) усиление влияния католицизма в Московском княжестве 6) усиление влияния польских королей в Москве
IV. Подведение итогов игры. Награждение команды победителя.
© 2018, Крутикова Елена Викторовна 354