СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Застенчивость (часть 3)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Иногда застенчивость у ребенка с возрастом проходит. Но, к сожалению, такое счастливое преодоление застенчивости встречается далеко не всегда.

Большинству детей необходима помощь со стороны взрослых: родителей – с одной стороны и учителя – с другой. Работа по преодолению застенчивости должна вестись согласованно, постоянно и терпеливо. Она требует от взрослых осторожности, деликатности, так как застенчивые дети могут отреагировать на вмешательство взрослых совсем не так, как вы от них ожидаете [14,с.62-36].

Прежде чем начинать стараться избавить ребенка от смущения, стеснения, необходимо пересмотреть свои воспитательные и педагогические позиции учителям и родителям, ведь только от их отношения к нему, зависит будущее малыша [10,с.43].

Важно вовремя выявить застенчивых детей и начать проводить с ними коррекцию, задача которой состоит в том, чтобы тренировать застенчивого ребенка в общении с людьми.

Необходимо наличие программы, направленной на преодоление застенчивости в общении у детей младшего школьного возраста.

Задачи, которые ставит перед собой педагог:

1.Помочь детям осознать и признать свои сильные и слабые стороны (личностный рост при опоре на свои положительные и сильные стороны);

2.Формирование адекватной самооценки (повышение самооценки, развитие уверенности в себе);

Застенчивые дети часто погружены в себя, не общительны. Им трудно общаться с взрослыми людьми. Они склонны к стрессовому реагированию на обычные жизненные ситуации по пассивно – оборонительному типу.

Мучительно переживают ситуации, когда оказываются в центре внимания группы людей или когда их оценивают. Характеризуются беспокойством и мнительностью.

Полное избавление ребенка от застенчивости будет возможным только в случае длительной и совместной работы психолога с родителями, учителями, а также благодаря выполнению им тех рекомендаций, которые были предложены выше.

Проведя в школе четыре года, застенчивые дети частично адаптировались, привыкли к своему первому учителю, одноклассникам. И вот переход из начальной школы в среднее звено. Сразу увеличивается количество учителей, работающих в классе, а у каждого свои требования, своя методика обучения, опроса учащихся. И это приводит застенчивых детей к новым стрессовым ситуациям. Ребенок, который не проявляет активности на уроке, не участвует в процессе обучения, обсуждения проблемных ситуаций, в решении занимательных задач, вызывает у учителя ложное представление о его умственных способностях и возможностях, о желании и возможности учиться.

Не секрет, что с переходом в среднее звено объем домашних заданий, в том числе и по математике, резко увеличивается. И причина этого не только в усложнении программ, а и в том, что учителя – предметники планируют этот объем разрозненно, не зависимо от других предметов. Если учитель начальных классов мог видеть, сколько предположительно будет готовиться ребенок к следующему дню, какое домашнее задание будет выполнять по ряду предметов, то в старшей школе это проследить невозможно. Написание первых письменных работ, их результаты, дают представление о подборе детей в классном коллективе, о способностях к изучению математики каждым. На этом этапе нередко формируется ложное представление об умственных возможностях застенчивых, которое со временим трудно изменить. Ребенок замыкается в себе, перестает общаться, равнодушен к своим учебным достижениям, не пытается их улучшить.

Чтобы этого не произошло, необходимо предпринять ряд мер.

Так как в данной школе работаю более 24 лет, то обучаю уже детей своих бывших учащихся. Ведь они так и остались проживать в данном микрорайоне школы. Поэтому тесная связь с родителями пятиклашек. Каждая мама или папа в беседе со мной рассказывают об особенностях своего ребенка, его возможностях, увлечениях, характере. Дома они беседуя со своими детьми, вспоминают интересные истории своей школьной жизни, рассказывают им о том, что интересного их ожидает на уроках математики, как будет проходить учебный процесс, оценивание знаний и т.д. Таким образом, проходит заочное знакомство друг с другом. Такие беседы не только сближают детей и родителей, но и в случае с застенчивыми детьми настраивают их на положительный результат.

Велика роль и первого учителя в оказании помощи по адаптации детей. Мне всегда интересно пригласить учителя к себе на урок и в 5, и в 7 классах. Вместе заметить успехи и неудачи ребенка, наметить планы по ликвидации пробелов в знаниях и т.д.

Следующий шаг – я обязательно стараюсь посадить застенчивого ребенка поближе, чтобы он все время был в поле моего зрения. Тогда смогу лишний раз спросить, попросить выполнить то или иное поручение, скажем, проверить выполнение домашнего задания учащимися его ряда, задать дополнительный вопрос отвечающему у доски однокласснику, помочь мне оценить ответ, раздать тетради. Важно, чтобы такой ребенок ощутил, что ему рады, что в его помощи нуждаются, что к нему, как и к остальным детям пришли с добром, что оценка – это пустяк, завтра результат будет лучше, что учиться можно и нужно в свое удовольствие, легко, интересно, потому, что быть умным всегда модно.

Предлагая, творческое задание по желанию учащихся, я всегда надеюсь на то, что застенчивые дети захотят его выполнить. Написание и последующие выступление с рефератом, подготовка интересного сообщения, позволяет таким детям повысить и свою самооценку (я смогу, у меня получается), и поднять свой авторитет среди одноклассников, а следовательно, помочь в общении, и значимости этого общения. Такая практика показывает, что отвечать у доски на любом уроке, им тоже становится проще. Значит, ребенок поверил в свои силы, он готов к общению, он с удовольствием идет в школу, учится находить свое место в жизни, он не одинок. Да школьная жизнь – это не только набор положительных эмоций (к сожалению, и не школьная то же), но, во всяком случае, ребенок должен уметь адекватно реагировать на любые из них. Тогда и во взрослую жизнь он вступает более подготовленным, а, значит, сможет многого добиться.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Андреева А. Психологическая поддержка ребёнка // Воспитание школьников. – 2000. - № 3. – с.13.
  2. Бодалёв А.А., Ковалёв Т.А. Психологические трудности общения и их преодоление // Педагогика. – 199 № 5/6. С.15-16.
  3. Возрастная и педагогическая психология. / Под редакцией А.В.Петровского. – К.,199
  4. Галигузова Л.Н. Психологический анализ феномена детской застенчивости // Вопросы психологии. – 2000. - № 5. – С.28-31.
  5. Зимбардо Ф. Застенчивость. – К.,1991.
  6. Зимина И. Проблемы воспитания застенчивых детей // Воспитание школьников. – 2003. - № 7. – С.50-53.
  7. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб: Питер, 2001. – С.29-36.
  8. Изард Кэрролл. Эмоции человека. – М.,1980. – С.86-90.
  9. Куницына В.Н., Бойцова Е.Н. Психологический портрет застенчивого ребёнка // Гностические и коммуникативные компоненты в структуре педагогического мастерства. – Ижевск, 1993.
  10. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М., 1999.
  11. Куницына В.Н., Ефремова В.М. Влияние особенностей семейного уклада на возникновение у ребёнка застенчивости // Психологические проблемы индивидуальности. – Л., 1985. – С.31-37.
  12. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для детей и педагогов. – Ярославль, 1996.
  13. Платонов К. О застенчивости. // Популярная психология. Хрестоматия. / Сост. В.В. Мироненко. – М., 1990.
  14. Ройз С. Сором’язлива дитина – символ для батьків // Дзеркало тижня. – 2004. - № 6. – С.14-17.
27.10.2019 20:43


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!