СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Иногда застенчивость у ребенка с возрастом проходит. Но, к сожалению, такое счастливое преодоление застенчивости встречается далеко не всегда.
Большинству детей необходима помощь со стороны взрослых: родителей – с одной стороны и учителя – с другой. Работа по преодолению застенчивости должна вестись согласованно, постоянно и терпеливо. Она требует от взрослых осторожности, деликатности, так как застенчивые дети могут отреагировать на вмешательство взрослых совсем не так, как вы от них ожидаете [14,с.62-36].
Прежде чем начинать стараться избавить ребенка от смущения, стеснения, необходимо пересмотреть свои воспитательные и педагогические позиции учителям и родителям, ведь только от их отношения к нему, зависит будущее малыша [10,с.43].
Важно вовремя выявить застенчивых детей и начать проводить с ними коррекцию, задача которой состоит в том, чтобы тренировать застенчивого ребенка в общении с людьми.
Необходимо наличие программы, направленной на преодоление застенчивости в общении у детей младшего школьного возраста.
Задачи, которые ставит перед собой педагог:
1.Помочь детям осознать и признать свои сильные и слабые стороны (личностный рост при опоре на свои положительные и сильные стороны);
2.Формирование адекватной самооценки (повышение самооценки, развитие уверенности в себе);
Застенчивые дети часто погружены в себя, не общительны. Им трудно общаться с взрослыми людьми. Они склонны к стрессовому реагированию на обычные жизненные ситуации по пассивно – оборонительному типу.
Мучительно переживают ситуации, когда оказываются в центре внимания группы людей или когда их оценивают. Характеризуются беспокойством и мнительностью.
Полное избавление ребенка от застенчивости будет возможным только в случае длительной и совместной работы психолога с родителями, учителями, а также благодаря выполнению им тех рекомендаций, которые были предложены выше.
Проведя в школе четыре года, застенчивые дети частично адаптировались, привыкли к своему первому учителю, одноклассникам. И вот переход из начальной школы в среднее звено. Сразу увеличивается количество учителей, работающих в классе, а у каждого свои требования, своя методика обучения, опроса учащихся. И это приводит застенчивых детей к новым стрессовым ситуациям. Ребенок, который не проявляет активности на уроке, не участвует в процессе обучения, обсуждения проблемных ситуаций, в решении занимательных задач, вызывает у учителя ложное представление о его умственных способностях и возможностях, о желании и возможности учиться.
Не секрет, что с переходом в среднее звено объем домашних заданий, в том числе и по математике, резко увеличивается. И причина этого не только в усложнении программ, а и в том, что учителя – предметники планируют этот объем разрозненно, не зависимо от других предметов. Если учитель начальных классов мог видеть, сколько предположительно будет готовиться ребенок к следующему дню, какое домашнее задание будет выполнять по ряду предметов, то в старшей школе это проследить невозможно. Написание первых письменных работ, их результаты, дают представление о подборе детей в классном коллективе, о способностях к изучению математики каждым. На этом этапе нередко формируется ложное представление об умственных возможностях застенчивых, которое со временим трудно изменить. Ребенок замыкается в себе, перестает общаться, равнодушен к своим учебным достижениям, не пытается их улучшить.
Чтобы этого не произошло, необходимо предпринять ряд мер.
Так как в данной школе работаю более 24 лет, то обучаю уже детей своих бывших учащихся. Ведь они так и остались проживать в данном микрорайоне школы. Поэтому тесная связь с родителями пятиклашек. Каждая мама или папа в беседе со мной рассказывают об особенностях своего ребенка, его возможностях, увлечениях, характере. Дома они беседуя со своими детьми, вспоминают интересные истории своей школьной жизни, рассказывают им о том, что интересного их ожидает на уроках математики, как будет проходить учебный процесс, оценивание знаний и т.д. Таким образом, проходит заочное знакомство друг с другом. Такие беседы не только сближают детей и родителей, но и в случае с застенчивыми детьми настраивают их на положительный результат.
Велика роль и первого учителя в оказании помощи по адаптации детей. Мне всегда интересно пригласить учителя к себе на урок и в 5, и в 7 классах. Вместе заметить успехи и неудачи ребенка, наметить планы по ликвидации пробелов в знаниях и т.д.
Следующий шаг – я обязательно стараюсь посадить застенчивого ребенка поближе, чтобы он все время был в поле моего зрения. Тогда смогу лишний раз спросить, попросить выполнить то или иное поручение, скажем, проверить выполнение домашнего задания учащимися его ряда, задать дополнительный вопрос отвечающему у доски однокласснику, помочь мне оценить ответ, раздать тетради. Важно, чтобы такой ребенок ощутил, что ему рады, что в его помощи нуждаются, что к нему, как и к остальным детям пришли с добром, что оценка – это пустяк, завтра результат будет лучше, что учиться можно и нужно в свое удовольствие, легко, интересно, потому, что быть умным всегда модно.
Предлагая, творческое задание по желанию учащихся, я всегда надеюсь на то, что застенчивые дети захотят его выполнить. Написание и последующие выступление с рефератом, подготовка интересного сообщения, позволяет таким детям повысить и свою самооценку (я смогу, у меня получается), и поднять свой авторитет среди одноклассников, а следовательно, помочь в общении, и значимости этого общения. Такая практика показывает, что отвечать у доски на любом уроке, им тоже становится проще. Значит, ребенок поверил в свои силы, он готов к общению, он с удовольствием идет в школу, учится находить свое место в жизни, он не одинок. Да школьная жизнь – это не только набор положительных эмоций (к сожалению, и не школьная то же), но, во всяком случае, ребенок должен уметь адекватно реагировать на любые из них. Тогда и во взрослую жизнь он вступает более подготовленным, а, значит, сможет многого добиться.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
© 2019, Кучер Татьяна Васильевна 189