СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Главная задача общего начального образования: помочь сформировать у ребёнка навыки здорового образа жизни.
На современном этапе развития общества ставится задача воспитания здоровых, гармонично развитых детей, обладающих высокой умственной и физической работоспособностью. Для успешного решения этой задачи важно беречь здоровье смолоду, укреплять его с первых дней жизни. Только здоровый ребенок способен успешно и в полной мере овладеть школьной программой.
Важнейшей задачей является формирование у учителя способности видеть за каждым своим поступком влияние на здоровье ребенка. С этой
целью проводится целенаправленная систематическая работа в триаде: учитель - ученик - родители.
Воспитывается у обучающихся осознание того, что самое главное в жизни – здоровье. Для формирования и развития культуры здоровья необходимы жизненно важные навыки - способность человека демонстрировать гибкое и адекватное поведение, позволяющее успешно решать задачи повседневной жизни. По формированию культуры здоровья обучающихся, выделяют несколько жизненно важных навыков: умение творчески мыслить; умение общаться; умение устанавливать межличностные отношения; умение сопереживать; умение владеть эмоциями; борьба со cтpeccoм. Работа выстраивается по следующим направлениям:
- мониторинг показателей здоровья обучающихся (длительное наблюдение за состоянием ряда жизненно важных функций организма путем регистрации показателей этих функций);
- предупреждение заболеваний (профилактика утомления и переутомления школьников, динамические паузы, музыкотерапия, библиотерапия).
- организация психологической поддержки (сотрудничество со школьным психологом);
- профилактика вредных привычек (сотрудничество со школьным врачом, социальным педагогом при осуществлении различных видов деятельности: проведение праздников здоровья, экскурсий, встреч со специалистами медицины).
- физическое воспитание (центральное звено сохранения и укрепления здоровья обучающихся).
Работая в данном направлении, изучают и анализируют:
- причины пропусков занятий обучающимися уроков физической культуры;
- активность участия обучающихся класса в спортивно-оздоровительных мероприятиях;
- наличие позитивного контакта учителя физической культуры с родителями детей, имеющих проблемы в физическом и моторном развитии;
- состояние психологического климата вокруг детей с ослабленным здоровьем, с недостатками физического развития;
- духовно-нравственное воспитание (этические беседы, лекции, дискуссии, тематические вечера, конференции, воспитывающие ситуации, ролевые игры; тренинги для выработки этических знаний, привычек, коммуникативных умений; посещение музеев, выставочных залов, городской детской библиотеки).
Используют следующие формы и методы:
1. Методы формирования сознания (классные часы, беседы и диспуты, читательские конференции, мини-лекции).
2. Методы организации деятельности и формирования опыта поведения
(требования к выполнению норм поведения; приучение и упражнение,
содействующие формированию устойчивых способов поведения, привычек здорового образа жизни и отражающие сознательные установки личности; регулярное участие в спортивных и оздоровительных мероприятиях, формирующие качества здоровой личности; воспитывающие ситуации; тренинги; круглый стол.
3.Методы стимулирования поведения и деятельности (формирующие у обучающихся умения правильно оценивать свое поведение; поощрение в различных вариантах - одобрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение).
4.Метод игровых ситуаций (позволяющий легко и увлекательно усваивать обучающимися на практике правила здорового образа жизни).
5.Методы воздействия на эмоциональную сферу (формирование необходимых навыков в управлении своими эмоциями - метод внушения.
6.Метод проектов. Исследовательские проекты; творческие проекты.
Формирование здорового образа жизни осуществляется и на уроках математики, русского языка.
На уроках русского языка предлагаются следующие задания: правильно списать с доски - вежливые слова: «спасибо», «пожалуйста», «с добрым утром», «спокойной ночи»;
- поговорки: «Здоровье всего дороже»; «Без труда нет добра!»; «Терпенье дает уменье»; «Терпенье и труд все перетрут».
- пословицы: «Чистота – залог здоровья»; «Здоровье разум дарит»; «Кто долго жует, тот долго живет»; «С курами ложись, с петухами вставай».
На уроках математики проводят математический разбор пословицы. Задача: «Вставай в 5, завтракай в 9, обедай в 5, ложись в 9 – проживешь 99».
Важно напомнить детям, что продолжительность сна в возрасте до 10 лет должна быть 10 часов, то есть ложиться надо в 9, а вставать можно с 5 до 7 утра. После пробуждения не залеживаться в постели. Еще раз вспомнить пословицу: «С курами ложись, с петухами вставай». Такая вставка в урок напоминает о правильном режиме дня и ритме питания.
Для снятия общего или локального утомления используются упражнения: для кистей рук (Аплодисменты); бабочка (сказка); гимнастика для глаз. Для профилактики близорукости - специальную гимнастику для глаз – офтальмотренажер (схема разработана доктором медицинских наук В.Ф. Базарным); корректирующие осанку (Двигательный аппарат школьника интенсивно формируется. Результатом этого процесса становится осанка. Осанка – это приобретенное человеком в ходе роста и развития привычное, непринужденное положение тела во время покоя и в движении. Упражнения по коррекции осанки выполняются стоя);
самокоррекция (Выпрямиться. Раз – посмотреть налево; два – посмотреть направо. Подравняться. Смотрим прямо, дышим ровно, глубоко. Смотрим влево, смотрим вправо. Спинка ровная у нас, а осанка – высший класс!);
дыхательная гимнастика (Чудо-нос и Дыхательная медитация);
скороговорки музыкальные (речитатив; скороговорки – как элемент дыхательной гимнастики. Нужно глубоко вдохнуть и произнести скороговорку на одном дыхании).
Формировать и постоянно закреплять у детей чувство правильной осанки; полноценное питание, соответствующие умственные и физические нагрузки.
активное использование оздоровительных процедур; прогулки на свежем воздухе; бег; лыжные прогулки; утренняя гимнастика; занятия в спортивных секциях; доброжелательность, вовремя сказанные слова одобрения способствует лучшему усвоению знаний обучающимися и формированию культуры здоровья. Работать под девизом « От охраны здоровья – к успеху в учебе».
© 2015, Васильева Елена Николаевна 1503