СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Здоровьесберегающие технологии как средство формирования навыков здорового образа жизни у обучающихся начальных классов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главная задача общего начального образования: помочь сформировать у ребёнка навыки здорового образа жизни.

На современном этапе развития общества ставится задача воспитания здоровых, гармонично развитых детей, обладающих высокой умственной и физической работоспособностью. Для успешного решения этой задачи важно беречь здоровье смолоду, укреплять его с первых дней жизни. Только здоровый ребенок способен успешно и в полной мере овладеть школьной программой.

Важнейшей задачей является формирование у учителя способности видеть за каждым своим поступком влияние на здоровье ребенка. С этой

целью проводится целенаправленная систематическая работа в триаде: учитель - ученик - родители.

Воспитывается у обучающихся осознание того, что самое главное в жизни – здоровье. Для формирования и развития культуры здоровья необходимы жизненно важные навыки - способность человека демонстрировать гибкое и адекватное поведение, позволяющее успешно решать задачи повседневной жизни. По формированию культуры здоровья обучающихся, выделяют несколько жизненно важных навыков: умение творчески мыслить; умение общаться; умение устанавливать межличностные отношения; умение сопереживать; умение владеть эмоциями; борьба со cтpeccoм. Работа выстраивается по следующим направлениям:

- мониторинг показателей здоровья обучающихся (длительное наблюдение за состоянием ряда жизненно важных функций организма путем регистрации показателей этих функций);

- предупреждение заболеваний (профилактика утомления и переутомления школьников, динамические паузы, музыкотерапия, библиотерапия).

- организация психологической поддержки (сотрудничество со школьным психологом);

- профилактика вредных привычек (сотрудничество со школьным врачом, социальным педагогом при осуществлении различных видов деятельности: проведение праздников здоровья, экскурсий, встреч со специалистами медицины).

- физическое воспитание (центральное звено сохранения и укрепления здоровья обучающихся).

Работая в данном направлении, изучают и анализируют:

- причины пропусков занятий обучающимися уроков физической культуры;

- активность участия обучающихся класса в спортивно-оздоровительных мероприятиях;

- наличие позитивного контакта учителя физической культуры с родителями детей, имеющих проблемы в физическом и моторном развитии;

- состояние психологического климата вокруг детей с ослабленным здоровьем, с недостатками физического развития;

- духовно-нравственное воспитание (этические беседы, лекции, дискуссии, тематические вечера, конференции, воспитывающие ситуации, ролевые игры; тренинги для выработки этических знаний, привычек, коммуникативных умений; посещение музеев, выставочных залов, городской детской библиотеки).

Используют следующие формы и методы:

1. Методы формирования сознания (классные часы, беседы и диспуты, читательские конференции, мини-лекции).

2. Методы организации деятельности и формирования опыта поведения

(требования к выполнению норм поведения; приучение и упражнение,

содействующие формированию устойчивых способов поведения, привычек здорового образа жизни и отражающие сознательные установки личности; регулярное участие в спортивных и оздоровительных мероприятиях, формирующие качества здоровой личности; воспитывающие ситуации; тренинги; круглый стол.

3.Методы стимулирования поведения и деятельности (формирующие у обучающихся умения правильно оценивать свое поведение; поощрение в различных вариантах - одобрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение).

4.Метод игровых ситуаций (позволяющий легко и увлекательно усваивать обучающимися на практике правила здорового образа жизни).

5.Методы воздействия на эмоциональную сферу (формирование необходимых навыков в управлении своими эмоциями - метод внушения.

6.Метод проектов. Исследовательские проекты; творческие проекты.

Формирование здорового образа жизни осуществляется и на уроках математики, русского языка.

На уроках русского языка предлагаются следующие задания: правильно списать с доски - вежливые слова: «спасибо», «пожалуйста», «с добрым утром», «спокойной ночи»;

- поговорки: «Здоровье всего дороже»; «Без труда нет добра!»; «Терпенье дает уменье»; «Терпенье и труд все перетрут».

- пословицы: «Чистота – залог здоровья»; «Здоровье разум дарит»; «Кто долго жует, тот долго живет»; «С курами ложись, с петухами вставай».

На уроках математики проводят математический разбор пословицы. Задача: «Вставай в 5, завтракай в 9, обедай в 5, ложись в 9 – проживешь 99».

Важно напомнить детям, что продолжительность сна в возрасте до 10 лет должна быть 10 часов, то есть ложиться надо в 9, а вставать можно с 5 до 7 утра. После пробуждения не залеживаться в постели. Еще раз вспомнить пословицу: «С курами ложись, с петухами вставай». Такая вставка в урок напоминает о правильном режиме дня и ритме питания.

Для снятия общего или локального утомления используются упражнения: для кистей рук (Аплодисменты); бабочка (сказка); гимнастика для глаз. Для профилактики близорукости - специальную гимнастику для глаз – офтальмотренажер (схема разработана доктором медицинских наук В.Ф. Базарным); корректирующие осанку (Двигательный аппарат школьника интенсивно формируется. Результатом этого процесса становится осанка. Осанка – это приобретенное человеком в ходе роста и развития привычное, непринужденное положение тела во время покоя и в движении. Упражнения по коррекции осанки выполняются стоя);

самокоррекция (Выпрямиться. Раз – посмотреть налево; два – посмотреть направо. Подравняться. Смотрим прямо, дышим ровно, глубоко. Смотрим влево, смотрим вправо. Спинка ровная у нас, а осанка – высший класс!);

дыхательная гимнастика (Чудо-нос и Дыхательная медитация);

скороговорки музыкальные (речитатив; скороговорки – как элемент дыхательной гимнастики. Нужно глубоко вдохнуть и произнести скороговорку на одном дыхании).

Формировать и постоянно закреплять у детей чувство правильной осанки; полноценное питание, соответствующие умственные и физические нагрузки.

активное использование оздоровительных процедур; прогулки на свежем воздухе; бег; лыжные прогулки; утренняя гимнастика; занятия в спортивных секциях; доброжелательность, вовремя сказанные слова одобрения способствует лучшему усвоению знаний обучающимися и формированию культуры здоровья. Работать под девизом « От охраны здоровья – к успеху в учебе».

06.11.2015 17:09


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!