СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Здоровьесберегающие технологии на уроках математики

Нажмите, чтобы узнать подробности

   Здоровье — главный фактор развития человеческого, а особенно детского организма. Понятие здоровья в настоящее время рассматривается не только как отсутствие заболевания, болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полного физического, душевного и социального благополучия

В последние годы происходит резкое ухудшение здоровья детей, главными причинами являются:

  1. Малоподвижный образ жизни;
  2. Перегрузка учебного процесса многими дисциплинами;
  3. Несбалансированное питание;
  4. Отсутствие здорового образа жизни во многих семьях;
  5. Неблагополучная экологическая ситуация

       Обучать здоровому образу жизни, вести профилактику вредных привычек нужно в школе. Для этого необходимо в учебно-образовательном процессе учитывать возрастные особенности развития учащихся. Использовать здоровьесберегающие и здоровьеукрепляющие педагогические технологии, формирующие здоровую, социально активную личность.

Какие же условия и факторы школьной жизни оказывают разрушающее воздействие на здоровье детей?

  • Первый – это инструктивно-программирующие методики. Весь учебный процесс направлен на закрепощение детского организма в режиме постоянного сидения. При таком психомоторном закрепощении ребенок в начальной школе уже через 10–15 минут испытывает нервно-психические нагрузки, ведущие к ранней стенокардии, близорукости и сколиозу. У него угнетается и парализуется общий тонус организма.
  • Второй фактор, губительный для здоровья, – это продолжительное воздействие на детей школьной среды: закрытые помещения, ограниченные пространства, заполненные однообразными искусственно созданными элементами. При этом угнетается эмоциональная сфера детей, подавляется иммунитет, не реализуется их генетическая программа.
  • Третий фактор. Словесно-информационный – вербальный принцип построения учебного процесса. Книжное изучение жизни предполагает некритическое восприятие готовой информации. При этом подавляется творчество, которое заложено в них природой, они не могут самостоятельно мыслить и рассуждать.
  • Четвертый фактор – это лежащие в основе учебного процесса методики, разрушающие целостное восприятие мира.
  • Пятый фактор – это чрезмерное увлечение методиками "интеллектуального" развития в ущерб чувственному, эмоционально-образному. Обучение детей в детском саду компьютеру приводит к "шизоидной интоксикации" сознания. Реальный мир у ребенка заменяется искусственным, виртуальным, что ведет к распаду важнейшей психической функции воображения. И как следствие – раннее формирование шизоидно-психической конституции.

          Вдобавок ко всем этим факторам в последнее десятилетие в школу вошли здоровьеразрушающие инновации:

  1. Замена парт на столы, что привело к ранней потере зрения и нарушениям осанки.
  2. Замена каллиграфического письма перьевой ручкой на безотрывное письмо шариковой. В связи с этим выросли утомляемость, неуравновешенность, агрессия.
  3. Замена электролампового освещения на высококачественное люминесцентное, которое заглушает внутренние биоритмы ребенка, влияет на ритмы головного мозга; после введения предмета "Информатика" прибавилось и излучение от дисплеев и компьютеров.
  4. Сокращение или изгнание из школы уроков труда. Школа выпускает безруких, безволевых людей, не умеющих продуктивно трудиться и ценить свой и чужой труд, а потому – нравственно ущербных.
  5. Ошибочным считают введение в середине 50-х годов совместное обучение и воспитание мальчиков и девочек.
  6. Замена шестидневной учебной недели на пятидневную, что привело к дополнительной нагрузке.
  7. Бесконечные смены содержания образования и учебных планов, результаты "инновации" не оцениваются медиками.

В итоге совокупного действия всех описанных условий и факторов школьной жизни у детей возникают неврозы, психосоматические и вегетативные расстройства внутренних органов (сердца).

 

Все здоровьесберегающие технологии,

применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить

на три основные группы:

  • Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия учебно-образовательного процесса;
  •  Технологии оптимальной организации учебного - образовательного процесса и физической активности  учащихся;
  •  Разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.

Основные требования к  уроку

с комплексом здоровьесберегающих технологий такие:

1. Рациональная плотность урока (время, затраченное школьниками на учебную работу) должна составлять не менее 60 % и не более 75-80 %;

2. Рассмотрение вопросов, связанных со здоровьем обучающихся, способствующие формированию у обучающихся ценностей здорового образа жизни и потребностей в нем;

3. Включение различных видов деятельности, способствующие развитию памяти, логического и критического мышления;

4. Использование различных технологий преподавания (при выборе технологий необходимо учитывать и то: способствуют ли они активизации инициативы и творческого самовыражения обучающихся);

5. Создание на уроке благоприятного психологического климата и обязательно ситуации успеха и эмоциональные разрядки - нужно включать в урок технологические приемы и методы, способствующие самопознанию, самооценке  учащихся;

6. Обучение должно производиться с учетом ведущих каналов восприятия информации учащимися;

7. Контроль научности изучаемого материала;

8. Формирование мотивации деятельности учащихся;

9 Осуществление индивидуального подхода к  учащимся с учетом личностных возможностей;

10. Включение в урок физкультминутки, динамические паузы, определять их место, содержание и длительность (лучше на 20-ой и 35-ой минутах урока, длительностью - 1 мин., состоящие из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого);

11. Проведение рефлексии в течение всего урока.

Основные требования

к содержанию обучения  предметов естественно-математического цикла

с позиций здоровьесбережения школьников:

  1. Разнообразие форм представления содержания, обеспечивающих возможность использования различных каналов восприятия и различных способов переработки и фиксации информации;
  1. 2. Включение в содержание сведений методологического характера. Содержание обучения математике должно включать не только знания о математических понятиях, утверждениях, правилах – о числе, отношениях и их свойствах, величинах, задачах и т.п., но и рассматривать метазнания (знания о математике, об особенностях математических объектов); смыслы математических понятий и способов действий; язык представления математического знания, форму его выражения.
  1. 3. Возможность варьировать объем содержания обучения в соответствии с возможностями и способностями учащихся, исключая информационную перегрузку и “недогрузку”.

Включение в цели урока элементов оздоровительной направленности, как в организации, так и в содержании (для чего желательно в начале учебного года продумать введение здоровьесберегающего компонента в учебный процесс). Понимая, что основным средством обучения является учебник, чтобы он мог быть использован эффективно и без ущерба здоровью, полезно проанализировать содержание и оформление учебника математики для того, чтобы построить работу с упражнениями, заданиями учебника, обеспечивающую сохранение здоровья  учащихся.

Необходимо на уроках решать задачи, которые непосредственно связаны с понятиями “рациональное питание”, “здоровый образ жизни”, “вредные привычки”, “витамины”.

Чтобы организация уроков  выполняла условия здоровьесберегающего обучения ,

она должна обеспечивать:

а)        предупреждение и снятие мышечной и умственной усталости;

б)       положительное воздействие на эмоциональное состояние учащихся, как через содержание математического учебного материала, так и вне связи с содержанием математики;

в)        возможность принимать информацию многосенсорно;

г)        создание ситуаций для возникновения и проявления личностных смыслов изучаемого учебного математического материала, собственного мнения по всем вопросам обучения, взаимодействия с другими смыслами и другими мнениями;

д)       разнообразие форм учебной деятельности.

При выполнении этих пунктов будет обеспечена организация здоровьесберегающего урока.

Целью здоровьесбережения и здоровьетворения является, ориентация учебного процесса на обязательное выполнение требований: никакие обучающие, развивающие и воспитательные цели на уроке не должны достигаться ценой здоровья обучающихся.

      Для включения всех обучающихся в учебную деятельность по освоению изучаемого материала необходимо помнить: один и тот же учебный материал может быть представлен несколькими средствами обучения (печатные издания, аудио – видео и др.), каждое из которых обладает своими дидактическими возможностями. Поэтому средства обучения математике необходимо подбирать так, чтобы обучающиеся смогли включиться в работу в соответствии с индивидуальными возможностями, при этом “визуалы” смогли увидеть, “кинестеты” – ощутить, “аудиалы” – услышать.Средства обучения должны снимать физическое напряжение и усталость; включать обучающихся в деятельность по освоению предметного содержания своей внешней привлекательностью, преодолевать отчуждение научного знания от обучающихся, обеспечивать личностно-значимый смысл

технологий обучения изучаемых математических понятий и способов действий.

             Цель здоровьесберегающих образовательных – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Основной показатель, отличающий все здоровьесберегающие образовательные технологии, – регулярная экспресс-диагностика состояния обучающихся и отслеживание основных параметров развития организма в динамике (начало – конец учебного года), что позволяет сделать соответствующие выводы о состоянии здоровья обучающихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Амосов М.В., Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя школы. – М.: АРКТИ, 2003

2. Береговой Я. Школа угрожает здоровью детей и учителей. Как их защитить? //Народное образование. - 2001. - №5.

3. Гаврильчук А. Здоровый образ жизни, его принципы и составляющие //ОБЖ. - 2001. - № 5

4. Деятельность школы и здоровье // Народное образование. - 2001. - № 2

5. Ковалько В.И. Школа физкультминуток: Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр. – М.: “ВАКО”, 2005 – (Мастерская учителя).

6. Селевко П.К. Современные образовательные технологии. М., 1998

7. Синягина Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психол. установки и упражнения / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004 – (Семейная библиотека)

8. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: АРКТИ, 200

9.Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1–4 классы. М.: “ВАКО”, 2004, 296 с. – (Педагогика. Психология. Управление

 

 

 

Используемые ИНТЕРНЕТ-ресурсы

1. http://mathematic.su/index.html за страницами учебника

2. http://festival.1september.ru.

3. http://www.uztest.ru/abstracts/?idabstract=72000. Сайт в помощь учителю математики, руководитель Ким Н.Е.

4. http://karmanform.ucoz.ru

 

 

Категория: Математика
22.01.2015 13:26


Рекомендуем курсы ПК и ПП