СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Здоровье — главный фактор развития человеческого, а особенно детского организма. Понятие здоровья в настоящее время рассматривается не только как отсутствие заболевания, болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полного физического, душевного и социального благополучия
В последние годы происходит резкое ухудшение здоровья детей, главными причинами являются:
Обучать здоровому образу жизни, вести профилактику вредных привычек нужно в школе. Для этого необходимо в учебно-образовательном процессе учитывать возрастные особенности развития учащихся. Использовать здоровьесберегающие и здоровьеукрепляющие педагогические технологии, формирующие здоровую, социально активную личность.
Какие же условия и факторы школьной жизни оказывают разрушающее воздействие на здоровье детей?
Вдобавок ко всем этим факторам в последнее десятилетие в школу вошли здоровьеразрушающие инновации:
В итоге совокупного действия всех описанных условий и факторов школьной жизни у детей возникают неврозы, психосоматические и вегетативные расстройства внутренних органов (сердца).
Все здоровьесберегающие технологии,
применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить
на три основные группы:
Основные требования к уроку
с комплексом здоровьесберегающих технологий такие:
1. Рациональная плотность урока (время, затраченное школьниками на учебную работу) должна составлять не менее 60 % и не более 75-80 %;
2. Рассмотрение вопросов, связанных со здоровьем обучающихся, способствующие формированию у обучающихся ценностей здорового образа жизни и потребностей в нем;
3. Включение различных видов деятельности, способствующие развитию памяти, логического и критического мышления;
4. Использование различных технологий преподавания (при выборе технологий необходимо учитывать и то: способствуют ли они активизации инициативы и творческого самовыражения обучающихся);
5. Создание на уроке благоприятного психологического климата и обязательно ситуации успеха и эмоциональные разрядки - нужно включать в урок технологические приемы и методы, способствующие самопознанию, самооценке учащихся;
6. Обучение должно производиться с учетом ведущих каналов восприятия информации учащимися;
7. Контроль научности изучаемого материала;
8. Формирование мотивации деятельности учащихся;
9 Осуществление индивидуального подхода к учащимся с учетом личностных возможностей;
10. Включение в урок физкультминутки, динамические паузы, определять их место, содержание и длительность (лучше на 20-ой и 35-ой минутах урока, длительностью - 1 мин., состоящие из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого);
11. Проведение рефлексии в течение всего урока.
Основные требования
к содержанию обучения предметов естественно-математического цикла
с позиций здоровьесбережения школьников:
Включение в цели урока элементов оздоровительной направленности, как в организации, так и в содержании (для чего желательно в начале учебного года продумать введение здоровьесберегающего компонента в учебный процесс). Понимая, что основным средством обучения является учебник, чтобы он мог быть использован эффективно и без ущерба здоровью, полезно проанализировать содержание и оформление учебника математики для того, чтобы построить работу с упражнениями, заданиями учебника, обеспечивающую сохранение здоровья учащихся.
Необходимо на уроках решать задачи, которые непосредственно связаны с понятиями “рациональное питание”, “здоровый образ жизни”, “вредные привычки”, “витамины”.
Чтобы организация уроков выполняла условия здоровьесберегающего обучения ,
она должна обеспечивать:
а) предупреждение и снятие мышечной и умственной усталости;
б) положительное воздействие на эмоциональное состояние учащихся, как через содержание математического учебного материала, так и вне связи с содержанием математики;
в) возможность принимать информацию многосенсорно;
г) создание ситуаций для возникновения и проявления личностных смыслов изучаемого учебного математического материала, собственного мнения по всем вопросам обучения, взаимодействия с другими смыслами и другими мнениями;
д) разнообразие форм учебной деятельности.
При выполнении этих пунктов будет обеспечена организация здоровьесберегающего урока.
Целью здоровьесбережения и здоровьетворения является, ориентация учебного процесса на обязательное выполнение требований: никакие обучающие, развивающие и воспитательные цели на уроке не должны достигаться ценой здоровья обучающихся.
Для включения всех обучающихся в учебную деятельность по освоению изучаемого материала необходимо помнить: один и тот же учебный материал может быть представлен несколькими средствами обучения (печатные издания, аудио – видео и др.), каждое из которых обладает своими дидактическими возможностями. Поэтому средства обучения математике необходимо подбирать так, чтобы обучающиеся смогли включиться в работу в соответствии с индивидуальными возможностями, при этом “визуалы” смогли увидеть, “кинестеты” – ощутить, “аудиалы” – услышать.Средства обучения должны снимать физическое напряжение и усталость; включать обучающихся в деятельность по освоению предметного содержания своей внешней привлекательностью, преодолевать отчуждение научного знания от обучающихся, обеспечивать личностно-значимый смысл
технологий обучения изучаемых математических понятий и способов действий.
Цель здоровьесберегающих образовательных – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Основной показатель, отличающий все здоровьесберегающие образовательные технологии, – регулярная экспресс-диагностика состояния обучающихся и отслеживание основных параметров развития организма в динамике (начало – конец учебного года), что позволяет сделать соответствующие выводы о состоянии здоровья обучающихся.
Список использованной литературы
1. Амосов М.В., Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя школы. – М.: АРКТИ, 2003
2. Береговой Я. Школа угрожает здоровью детей и учителей. Как их защитить? //Народное образование. - 2001. - №5.
3. Гаврильчук А. Здоровый образ жизни, его принципы и составляющие //ОБЖ. - 2001. - № 5
4. Деятельность школы и здоровье // Народное образование. - 2001. - № 2
5. Ковалько В.И. Школа физкультминуток: Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр. – М.: “ВАКО”, 2005 – (Мастерская учителя).
6. Селевко П.К. Современные образовательные технологии. М., 1998
7. Синягина Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психол. установки и упражнения / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004 – (Семейная библиотека)
8. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: АРКТИ, 200
9.Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1–4 классы. М.: “ВАКО”, 2004, 296 с. – (Педагогика. Психология. Управление
Используемые ИНТЕРНЕТ-ресурсы
1.
2. http://festival.1september.ru.
3. http://www.uztest.ru/abstracts/?idabstract=72000. Сайт в помощь учителю математики, руководитель Ким Н.Е.
-80%
© 2015, Дворская Елена Степановна 1623