СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Напряжённый ритм современной жизни, конфликтные ситуации, возникающие иногда дома, в школе и на работе, истощают нервную систему, порождают в коре головного мозга очаги застойного возбуждения, которое усиливается под действием отрицательных эмоций. Слаженная работа систем организма нарушается, возникают неврозы: человек становится раздражительным или подавленным, у него ухудшаются настроение, сон, аппетит, падает работоспособность. В тяжёлых случаях на этом фоне могут развиться язвенная и гипертоническая болезни, дерматиты, эндокринные и многие другие заболевания. Есть ли средства, способные предотвратить развитие этих заболеваний и помочь их успешному лечению? Есть. И не мало. Одно из них – занятие декоративно- прикладным творчеством, рукоделием.
Здоровье заключается в труде,
и нет к нему столбовой дороги,
кроме как через кропотливый труд.
Уэйт Филлипс
Механизм профилактического и лечебного действия рукоделия связан с возникновением в головном мозге во время вязания, плетения и т. д. нового очага возбуждения. Увлечённость работой, приятные мысли и эмоции усиливают положительное воздействие «очага рукоделия». Возбуждение из этого участка распространяется на соседние отделы коры головного мозга и подавляет застойные очаги возбуждения, вызванные отрицательными эмоциями. При этом неприятные, гнетущие мысли незаметно рассеиваются, на смену тревожному, напряженному состоянию приходит ощущение покоя, радости, удовлетворения, а в коре и подкорке протекают восстановительные процессы. Спокойная обстановка, удобная поза, неторопливое однообразие выполняемых действий и положительный эмоциональный фон, сопровождающие рукоделие, способствуют нормализации деятельности не только нервной системы, но и всего организма в целом. Вывод напрашивается сам собой: здоровьесберегающие технологии нужны для того, чтобы полноценно заниматься рукоделием, а рукоделие это и есть ни что иное как здоровьесберегающие технологии.
Надеемся, что с помощью рукоделия вы сможете не только создавать красивые, оригинальные, модные вещи, но и сохранить здоровье, хорошее настроение.
Два мира есть у человека.
Один – который нас творит.
Другой – который мы до века
Творим по мере наших сил.
Николай Заболоцкий
Это как наказ педагогу- внешкольнику. Я желаю вам творить, искать и не робеть. Успехов вам!
Литература
4. М. Д. Корбетт. Как приобрести хорошее зрение без очков.- Москва: Полина,
1995.
5. Е. М. Косинова. Гимнастика для пальчиков.- Москва: Олма-пресс, 2001.
6. А. Певцов. Дыхательная гимнастика Александры Стрельниковой. Я
побеждаю болезни.- Москва: ООО «Издательство АСТ», 2009.
Электронные ресурсы
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Комплекс А
Комплекс Б
1. Сидя на краю стула, дети вытягивают руки перед собой, соединенные в замок, затем поднимают их вверх и прогибают спину так, чтобы почувствовать позвоночник. Затем руки вытянуты перед грудью, а спина выгибается, как у кошки, когда она сердится.
2. Упражнение их гимнастики Ушу. Ноги на ширине плеч, одна нога согнута в колене, вторая вытянута на пятке, носок на себя. Руки сзади в замке. Спина прямая. Нагибаться вперед, не сгибая спины, стараясь тянуться подбородком к носку, носок тянется на встречу. То же выполнить в другую сторону.
3. Упражнения из гимнастики Ушу. Одна нога согнута в колене, вторая вытянута в сторону, носок на себя. Рука, соответствующая вытянутой ноге, согнута прямо вдоль груди, кисть под прямым углом вверх. Сгибаясь в сторону вытянутой ноги, не менять положение рук и ног. Стараться дотянуться вытянутой рукой до носка вытянутой ноги. То же выполнить в другую сторону.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Все ребята
Все ребята дружно встали (выпрямиться)
И на месте зашагали (ходьба на месте).
На носочках потянулись, (руки поднять вверх)
А теперь назад прогнулись
(прогнуться назад, руки положить за голову).
Как пружинки, мы присели (присесть)
И тихонько разом сели (выпрямиться и сесть).
Осанка
Мы проверили осанку и свели лопатки (ходьба на месте).
Мы походим на носках (ходьба на носках),
А потом на пятках (ходьба на пятках).
Мы идем, как все ребята, и как мишка косолапый.
(ходьба на внешнем своде стопы)
Потом быстрее мы пойдем и после к бегу перейдем.(бег на месте)
Мы с тобой
Для начала мы с тобой крутим только головой(вращения головой).
Корпусом вращаем тоже. Это мы, конечно, сможем.
(повороты вправо и влево)
Напоследок потянулись вверх и в стороны. Прогнулись.
(потягивания вверх и в стороны)
От разминки покраснели и за парты снова сели.
(дети садятся за парты)
Утренняя
Чтобы нам совсем проснуться (дети встают)
Надо потянуться (потягиваются).
Раз – прогнуться (прогибаются),
Два – нагнуться (наклоняются),
Три – в ладоши три хлопка ( хлопают в ладоши три раза),
Головою три кивка (кивают головою три раза).
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
Замок
На двери висит замок. Кто его открыть бы смог?
(быстрое соединение пальцев в замок)
Потянули…(пальцы сцеплены в замок, дети тянут руки в разные стороны)
Покрутили…(выполняют волнообразные движения кистями рук)
Постучали…(пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладошками друг об дружку)
И открыли! (пальцы расцепились)
Мои пальчики
Вот все пальчики мои (повороты кистей рук)
Их, как хочешь, поверни-
(хлопок перед собой, легкий хлопок по столу, повторить повороты кистей рук)
И вот эдак, и вот так, (руки перед грудью, пальцы в «замок»)
Не обидятся никак. (руки вперед, ладони вперед)
Раз, два, три, четыре, пять,
(круговые движения кистями, пальцы в «замок» (моторчик))
Не сидится им опять. (встряхивающее движение кистями рук)
Постучали, (постучать пальцами друг о друга)
Повертели (повороты кистей рук)
И работать захотели. (встряхивающие движения кистями рук)
Дали ручкам отдохнуть, (встряхивающие движения согнутыми руками)
А теперь обратно в путь. (положить руки на стол)
Волшебные пальчики
Долго, долго мы лепили,
(Руки сцеплены в замок; круговые вращения руками.)
Наши пальцы утомили.
( Встряхивание кистями рук.)
Пусть немножко отдохнут
(Поглаживание каждого пальчика по очереди.)
И опять лепить начнут.
Дружно руки разведем
(Развели руки в стороны.)
И опять лепить начнем
(Хлопаем в ладоши).
ПРИЛОЖЕНИЕ № 4
Упражнения на расслабление глазных мышц
1.Широко раскройте глаза и рот 4 – 6 раз.
2.Крепко зажмурьтесь 6 раз, затем сделайте 12 легких (подобных движениям крыльев бабочки) морганий, чтобы подготовить веки к работе на целый день. Глаза в течение дня должны часто и легко моргать.
3.«Письмо носом». Значительная часть напряжения, приходящаяся на нашу нервную систему, покоится в задней части шеи, у основания черепа. Все мы так много читаем, пишем, печатаем и т.д., что на определенном этапе шея начинает тянуть голову назад и сутулить плечи. Чувствуем, что устали. Чтобы облегчить это состояние, нужно закрыть глаза и, используя нос как удлиненную ручку, писать им что-нибудь в воздухе (пр. «Привет, Ксюша!).
4.«Упражнения для бровей». У сильно напряженных глаз тяжелые брови как бы спадают на ресницы. Этого не должно быть. Поднимите свои брови сознательным усилием. Появилось ли у вас какое-нибудь ощущение в верхней части ушей? Старайтесь делать это до тех пор, пока у вас оно не появится. В итоге шевелить ушами можно без подъема своих бровей и морщения лба.
5.«Пальцевые повороты». Держа палец перед своим носом, поворачивая голову из стороны в сторону и убеждая себя в том, что палец движется до тех пор, пока у вас действительно не появится такого ощущения. Это упражнение выполняйте до счета 20-30, попеременно открывая и закрывая свои глаза. Это упражнение удалит из ваших глаз «соринку» напряжения.
6.«Большие повороты». Упражнения выполняем стоя, ноги на ширине плеч. Затем перенося вес тела на правую ногу, поверните голову и плечи к левой стене. После этого, перенося вес тела на правую ногу, поверните голову и плечи к правой стене. Делайте это движение в ритме вальса, отрывая во время поворотов пятку от пола.
7.«Пальминг». Выпрямите пальцы одной руки и положите ладонь на лицо. Положите мизинец другой руки поперек основания четырех раскрытых пальцев правой руки (руки при этом образуют нечто похожее на перевернутую букву ). Место пересечения оснований мизинцев образует как бы дужку очков и должно располагаться на переносице (как дужка очков). Во время пальминга держите глаза закрытыми. Впадины ладоней расположатся точно над орбитами ваших глаз. Устраните напряжение в пальцах, расслабьте запястья, локти. Для этого положите их на колени или на стол так, чтобы шея находилась на одной прямой с позвоночником. Если вам необходимо наклониться вперед, согнитесь в талии, но сохраните прямизну в шее и позвоночнике. При пальминге солнечные пятнышки и точечки исчезнут. Это упражнение дает глазам отдых, расслабляет мышцы глаз и одновременно активирует нервные клетки глаз. Вы вливаете новые силы в зрительный нерв и нервы сетчатки. Пальминг нужно делать понемногу, но часто. Даже прикрыв глаза ладонями на секунд десять, вы вновь вернете им в ходе загруженного дня чувство расслабления.
8.«Мы писали»
Ах, как долго мы писали, глазки у ребят устали. (поморгать глазами)
Посмотрите все в окно, (посмотреть вправо – влево)
Ах, как солнце высоко. (посмотреть вверх)
Мы глаза сейчас закроем, (закрыть глаза ладошками)
В классе радугу построим, вверх по радуге пойдем,
(посмотреть по дуге вверх – вправо и вверх – влево)
Вправо, влево повернем, а потом скатимся вниз, (посмотреть вниз)
Жмурься сильно, но держись.
(зажмурить глаза, открыть и поморгать ими)
ПРИЛОЖЕНИЕ № 5
Упражнения на дыхание
Йоговское дыхание с задержками
1.Дыхание выполняется стоя. Сначала просто носом вдыхаем медленно максимальное количество воздуха, представляя, что он наполняет легкие, и они раздуваются как воздушные шары. Затем произвольно, через рот (рот трубочкой) выдыхаем, добиваясь, чтобы весь воздух вышел, напрягая живот, ягодицы и другие части тела – делаем задержку (счет 1 – 4). И снова повторяем 3 – 4 раза.
2.Дыхание животом. Детям можно прижать к животу ладонь и покачать ее. Вдох – надуваем живот, задержка дыхания. Выдох – живот втягиваем (живот прилипает к позвоночнику). Упражнение можно повторять по количеству лет ребенка.
Гимнастика А.Н.Стрельниковой
Короткий и резкий вдох носом сочетается с движениями, сжимающими грудную клетку. Выдох уходит самопроизвольно. Хватаем – нюхаем, кланяемся – нюхаем, приседаем – нюхаем, поворачиваемся – нюхаем и т.д.
« Ладошки»
И.п. – стоять ровно и прямо. Руки согнуты в локтях, локти опущены, ладошки раскрыты. Сжимаем ладони в кулачки и одновременно шмыгаем носом. После вдоха ладони разжимаются. Делаем 4 вдоха и отдыхаем 3 – 5 секунд, повторяем вдохи и отдых. Повторяем 8 раз.
«Погончики»
Исходное положение тоже, только кулачки прижаты к животу на уровне пояса. «Вдох» - с силой толкаем кулаки вниз к полу (руки от плеча до кончиков пальцев выпрямляются, пальцы растопыриваются), возвращаемся в исходное положение. Выполняем упражнения 8 раз по 4 вдоха, чередуя их с отдыхом.
«Насос»
Возьмите в руки воображаемый насос. Слегка кланяемся вниз – руки, выпрямляясь, легким движением тянутся к полу, плечи расслаблены, голова опущена – вдох – выпрямились. И так 4 раза по 4 вдоха – поклона.
«Обнимите плечи»
Исходное положение: стоять ровно и прямо, руки согнуты в локтях, подняты на уровень груди и разведены в стороны. При этом одна рука должна размещаться чуть ниже. Бросаем согнутые в локтях руки(одна поверх другой) навстречу друг другу до отказа так, чтобы локти сблизились друг над другом в одном месте – вдох! И одновременно с каждым «объятием» нужно коротко и шумно (на всю комнату) шмыгать носом. И так 4 раза по 4 движения – вдоха. Если дети - подростки и старше, то все упражнения можно выполнять по 8 движений – вдохов.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 6
Самомассаж
1.амый простой и быстрый – от кончиков пальцев до плечевых суставов делать 25 обхватов или сжатий рук. Массаж весьма эффективен, т.к. способствует удалению шлаков из тканей, улучшает кровообращение и обмен веществ.
2.Массаж начинают с большого пальца левой руки от первого сустава к кончику пальца, надавливая в каждой точке по счету 3 раза. Сначала верхнюю и нижнюю поверхность пальца, затем боковую. Массаж делать от большого пальца к мизинцу. Затем правую руку.
3.Руки поставить на стол: надавливание двумя пальцами одной руки – подушечки другой руки – 3 раза.
4.«Надеваем перчатку» - на каждый пальчик «натягиваем» «пальчик» перчатки.
5.«Снимаем перчатку»
6.Поглаживание /растирание/ ладоней снизу и сверху – укрепляет кисти рук и одновременно стимулирует кровоснабжение и энергию легких и сердца.
7.Массаж точки Хе – Гу (между 1 и 2 пальцами) излечивает вялость толстого кишечника.
8.Массаж мякоти вокруг большого пальца улучшает снабжение кислородом легких.
9.Массаж точки на внутренней поверхности ладони между 4 и 5 пальцами вместе с линией жизни очень важен в стимулировании сердечной деятельности.
10.При повышении температуры рекомендуется большим пальцем противоположной руки массировать третий межпястный промежуток на ладони (между средним и безымянными пальцами.
11.При кашле с силой массируют ногтевую фалангу среднего пальца кисти. Продолжительность воздействия на каждую точку – от трех до пяти минут.
12.При першении и боли в горле очень важно массировать точку под челюстью на уровне верхнего края адамова яблока (кадыка).
13.Для стимуляции защитных сил организма полезно надавливать на точку, расположенную на виске, у конца брови, в углублении на границе лба и скулы.
14.Обхватите ладонями сзади шею и затылок, разотрите их движениями от центра в стороны до ощущения тепла.
15.Массаж ушей начинаем с поглаживания уха сверху вниз. Разогрели уши. Затем пригибаем верхнюю часть уха к нижней. Разгибаем, пригибаем, словно раскатывая и скатывая ухо (делаем «пельмень»).
16.Мочка уха очень болезненна, здесь очень важные биологически активные точки. Нажали, помассировали, отпустили (одну минуту). Это поможет при зубной боли, восполительных процессах в полости рта, близорукости, глаукоме, бессоннице, повышенной раздражительности.
17.Легко дергаем себя за уши – сначала 20 раз вниз, а потом берем ухо за середину и дергаем вверх тоже до 20 раз.
18.Улыбнитесь и, не открывая рта, сделайте круговые движения языком (по внутренней поверхности десен) 36 раз в одну сторону и столько же в другую. Представьте, что по всему телу растекается спокойствие.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 7
Упражнения на релаксацию
Роняем руки
Дети поднимают руки в стороны и слегка наклоняются вперед. По предложению ведущего снимают напряжение в плечах и дают рукам упасть вниз. Повиснув, руки слегка пассивно качаются, пока не остановятся. Упражнение повторяется. Руки не следует раскачивать после их падения. Можно подсказать детям образ: руки – висят, как веревочки.
Трясем кистями
Исходное положение – руки согнуты в локтях, кисти пассивно свисают. Быстрыми и непрерывными движениями предплечья трясти кистями, как тряпочками.
Поднимаем и опускаем плечи
Дети как можно выше поднимают плечи, затем свободно опускают их в нормальное положение (сбрасывают плечи вниз).
Деревянные и тряпичные куклы
Движения помогают осознавать напряженное и ненапряженное состояние мышц тела. Изображая деревянных кукол, дети напрягают мышцы ног, корпуса, слегка отведенных в стороны рук и делают резкий поворот всего тела, сохраняя неподвижными шею, руки, плечи. Ступни крепко и неподвижно стоят на полу.
Подражая тряпичным куклам, они снимают излишнее напряжение в плечах и корпусе, руки висят пассивно. В таком положении дети быстрым, коротким толчком поворачивают тело то вправо, то влево. При этом руки взлетают и обвиваются вокруг корпуса.
Роняем руки
Дети поднимают руки в стороны и освобождают от напряжения мышцы спины, шеи и плеч. Корпус, голова и руки падают вперед, колени слегка подгибаются. Затем дети выпрямляются, последовательно разгибаясь в тазобедренном, поясничном и плечевом поясе, и принимают исходное положение.
Мельница
Дети описывают руками большие круги, делая маховые движения вперед – вверх. После энергичного толчка руки и плечи освобождаются от всякого напряжения, свободно взлетают, описывают круг и пассивно падают. Движения выполняются несколько раз подряд в довольно быстром темпе. Следите, чтобы у детей в плечах не возникло зажимов, при которых в руках нарушается правильное круговое движение.
Твердые и мягкие руки
Руки подняты в стороны. Дети до предела выпрямляют все суставы рук (ослабляют напряжение, давая плечам опуститься) и напрягают все мышцы – от плеча до кончиков пальцев. Затем, не опуская рук, ослабляют напряжение, давая плечам опуститься, а локти, кисти и пальцы слегка пассивно согнуть. Руки как бы ложатся на мягкую подушку.
Приложение № 8
Комплекс А
1. Вдох и выдох через нос (вдох, быстрый, не очень глубокий, выдох продолжительный).
2. Вдох через нос, выдох через рот.
3. Вдох через рот, выдох через нос.
4. Вдох и выдох через одну половину носа, затем через другую (попеременно).
5.Вдох через одну половину носа, выдох через другую (попеременно).
6. Вдох через нос, замедленный выдох через нос с усилением в конце.
7. Вдох через нос, выдох через неплотно сжатые губы.
8. Вдох через нос, выдох через нос толчками (кратковременно задерживая дыхание, выталкивая воздух маленькими порциями).
Через 7-10 дней от начала выполнения дыхательных упражнений добавляются упражнения для активизации мускулатуры шеи, наружных и внутренних мышц гортани. Такой интервал необходимо соблюдать, чтобы на раннем этапе восстановления не перегружать занятия упражнениями.
Комплекс Б
Упражнения выполняются сидя.
1. Исходное положение - руки в замок на затылке. Отклонение головы
назад с легким сопротивлением рук.
2. Исходное положение - сжатые в кулак кисти рук упираются в подбородок. Наклоны головы вперед с легким сопротивлением рук.
3. Исходное положение - ладони прикрывают уши. Наклоны головы в стороны к плечам с сопротивлением рук.
4. Движение нижней челюсти вниз, в стороны, вперед. Сжимание челюстей.
5. Надувание щек.
6. Доставание кончиком языка мягкого нёба.
7. Поднятие мягкого нёба при зевке.
Оба комплекса упражнений легко выполнимы. Их можно рекомендовать для самостоятельных тренировок 6 раз в течение дня по 4-5 раз каждое упражнение.
© 2016, ШАЛГАНОВА ГАЛИНА АЛЕКСАНДРОВНА 568