СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Многочисленные исследования физиологов, психологов, педагогов доказывают негативное влияние существующей системы обучения на здоровье и развитие подрастающего поколения, что позволяет сделать вывод о том, что данная проблема стала, по сути, ключевой в стратегии дальнейшего развития отечественного образования. Поэтому один из приоритетов на современном этапе в отечественном образовании ориентирован на решение задач по формированию, сохранению и укреплению здоровья детей и подростков.
Формирование здоровья: ценностей здорового образа жизни, мотивации воспитанников на здоровый образ жизни осуществляется через содержание программ образования, раскрывающих сущность основных компонентов здоровья и здорового образа жизни посредством организации взаимодействия участников педагогического процесса, где формируются ценности здоровья и понимание определенных способов его достижения.
Классификация здоровьесберегающих технологий:
1 группа – медико-гигиенические (соблюдение СанПинов, контроль за этим со стороны администрации)
2 группа – физкультурно-оздоровительные технологии (поведение на уроках физкультминуток, работа спортивных секций, кружков по обучению ЗОЖ)
3 группа – экологические технологии (обустройство школьной среды,
озеленение, освещение, тепловой режим)
4 группа – техническое обеспечение безопасности жизнедеятельности
5 группа – здоровьесберегающие образовательные технологии.
Они подразделяются на:
1) Организационно-педагогические технологии (определенный ход учебного процесса, регламентированный СанПинами, предотвращающий утомление детей).
2) Психолого-педагогические технологии (они тесно связаны с уроком: личностно- ориентированное обучение, метод создания ситуации успеха, технология педагогической поддержки, методы активного обучения и др.)
3)Учебно-воспитательные технологии (учебные программы по формированию ЗОЖ по предметам учебного плана).
Отличительные особенности здоровьесберегающих образовательных технологий
• отсутствие назидательности и авторитарности
• воспитание, а не изучение культуры здоровья
• элементы индивидуализации обучения
• наличие мотивации на здоровый образ жизни учителя и учеников
• интерес к учебе, желание идти в школу
• наличие физкультминуток
• наличие гигиенического контроля
Эти технологии помогают учащимся самореализоваться в учебной деятельности, самоутверждаться в сообществе одноклассников.
В практике на моих уроках нашли применение следующие технологии:
Личностно-ориентированный подход. Он способствует формированию положительных познавательных мотивов у детей и снижению уровня тревожности.
Метод проектов. Этот метод позволяет индивидуализировать обучение, повысить социальную и личностную значимость учащихся, расширить спектр возможностей детей в проявлении инициативы и самостоятельности.
Методы активного обучения прочно вошли в технологический арсенал. Это - ролевые и деятельностные игры, групповая и парная работа, уроки-диалоги, дискуссии, метод критического мышления.
Сохранение здоровья обусловлено способностью организма обеспечивать постоянство своей внутренней среды под влиянием внешних воздействий. В этой связи учебно-воспитательный процесс на занятии должен быть направлен на поддержание постоянства внутренней среды организма ребенка через соблюдение санитарно-гигиенических норм и требований, осуществление профилактических и психогигиенических мероприятий, учета его индивидуальных особенностей в определении темпов и уровня усвоения учебного материала.
Здоровьесберегающий урок должен: воспитывать, стимулировать у детей желание жить, быть здоровыми, учить их ощущать радость от каждого прожитого дня; показывать им, что жизнь - это прекрасно, вызывать у них позитивную самооценку.
Здоровьесберегающие действия на уроке:
1.Оптимальная плотность урока
• количество видов учебной деятельности
• их смена
• длительность и чередование
• отвлечения от учебной работы
2.Чередование видов учебной деятельности
• чтение,
• письмо,
• слушание,
• рассказ,
• рассматривание пособий,
• ответ на вопрос,
• решение примеров.
• просмотр видеосюжетов и презентаций
Рекомендации:
1. Считается гигиенически рациональным использование 4-7 видов учебной деятельности, 1-2 – нерациональным.
2. Смена различных видов должна проводиться через каждые 7-10 минут (нерациональная смена через 15-20 минут, когда у ребенка уже появляются признаки утомления).
Оздоровительные моменты на уроке:
• физкультминутки, динамические паузы
• минутки релаксации
• дыхательная гимнастика
• гимнастика для глаз
• массаж активных точек
• речевая гимнастика
Цель оздоровительных моментов:
1.Отдых центральной нервной системы.
Наличие эмоциональных разрядок необходимы для снятия умственного напряжения, утомления. В течение урока рационально использовать 2-3 разрядки.
• поговорка,
• высказывание,
• веселое четверостишие,
• юмористическая или поучительная картинка
2.Профилактика утомления, нарушения осанки, зрения.
Правильная поза ученика во время занятий за столом.
• длина сиденья стула должна соответствовать длине бедер ребенка
• высота ножек стула должна равняться длине голени.
• голеностопный, коленный, тазобедренный суставы при сидении образуют прямой угол
• между краем стола и грудной клеткой сидящего ученика необходимо выдерживать расстояние равное ширине кисти ребенка
• расстояние от глаз до стола (тетради, книги) соответствует 30-35 см.
• тетрадь при письме должна лежать на столе под углом 30 градусов.
• при письме сидеть нужно с одинаковой нагрузкой на обе ягодицы.
• позвоночник опирается на спинку стула.
• предплечья лежат на поверхности стола симметрично и свободно.
• надплечья находятся на одном уровне
Рабочая поза должна соответствовать виду учебной деятельности на уроке. Её соблюдение и чередование во время занятий контролируется педагогом, непродолжительные отклонения от указанных поз нужны для отдыха, расслабления. Педагогам следует корректировать нарушения в рабочей позе учащихся.
3.Положительные эмоции
• Создание у детей положительной эмоциональной настроенности является обязательным условием правильно организованного учебного процесса.
• Положительные эмоции способны полностью снимать последствия отрицательных.
Учащиеся средней и старшей школы уже более серьезно и основательно изучают темы, способствующие здоровьесбережению, знакомясь с проблемами взаимозависимости правильного питания и поддержания организма в хорошей форме, диетического питания и активности, профессионального и любительского спорта и его влияния на продолжительность жизни. Глубоко и всесторонне обсуждаются вредные привычки молодежи, такие, как курение, употребление спиртных напитков и наркотиков и их влияние на только на физическое, но и на психическое здоровье неокрепшего организма, на деторождение и др. Учащиеся не только читают тексты по проблемам, они обсуждают их в диалогах, группах, проводят пресс-конференции, готовят проекты по этим темам, доклады и рефераты, находя и творчески перерабатывая информацию по интересующим их вопросам, что способствует воспитанию их творческих способностей, учебной компетенции.
Значительная часть современных проблем, отражающих сложность ситуации в системе общего образования и требующих скорейшего разрешения, так или иначе, связаны со здоровьем подрастающего поколения, и учителя школы стремятся внести свою лепту в решение проблемы здоровья учащихся и педагогов в системе образования.
Список используемой литературы:
1.Здоровьесберегающее обучение и воспитание. Под ред. В.И. Андреева. – Казань: Центр инновационных технологий, 2000.
2.Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Учебная нагрузка и здоровье школьников. Человек. Культура. Здоровье. – М.: Генезис, 1997.
3.Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. М.: «ВАКО», 2004.
4.Феоктистова В.Ф. Образовательные здоровьесберегающие технологии. Волгоград, 2009.
5.Чупаха И.В., Пужаева Е.З., Соколова И.Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. – М.: Илекса, Народное образование, 2003.
© 2015, Новикова Анастасия Александровна 831