СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Здоровьесберегающие технологии в педагогике.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Многочисленные исследования физиологов, психологов, педагогов доказывают негативное влияние существующей системы обучения на здоровье и развитие подрастающего поколения, что позволяет сделать вывод о том, что данная проблема стала, по сути, ключевой в стратегии дальнейшего развития отечественного образования. Поэтому один из приоритетов на современном этапе в отечественном образовании ориентирован на решение задач по формированию, сохранению и укреплению здоровья детей и подростков.

Формирование здоровья: ценностей здорового образа жизни, мотивации воспитанников на здоровый образ жизни осуществляется через содержание программ образования, раскрывающих сущность основных компонентов здоровья и здорового образа жизни посредством организации взаимодействия участников педагогического процесса, где формируются ценности здоровья и понимание определенных способов его достижения.

Классификация здоровьесберегающих технологий:

1 группа – медико-гигиенические (соблюдение СанПинов, контроль за этим со стороны администрации)

2 группа – физкультурно-оздоровительные технологии (поведение на уроках физкультминуток, работа спортивных секций, кружков по обучению  ЗОЖ)

3 группа –  экологические технологии (обустройство школьной среды,

озеленение, освещение, тепловой режим)

4 группа – техническое обеспечение безопасности жизнедеятельности

5 группа – здоровьесберегающие образовательные технологии.

Они подразделяются на:

  1) Организационно-педагогические технологии (определенный ход учебного процесса, регламентированный СанПинами, предотвращающий утомление детей).

  2) Психолого-педагогические технологии (они тесно связаны с уроком: личностно- ориентированное обучение, метод создания ситуации успеха, технология педагогической поддержки, методы активного обучения  и др.)

  3)Учебно-воспитательные технологии (учебные программы по формированию ЗОЖ по предметам учебного плана).

Отличительные особенности здоровьесберегающих образовательных технологий

•        отсутствие назидательности и авторитарности

•        воспитание, а не изучение культуры здоровья

•        элементы индивидуализации обучения

•        наличие мотивации на здоровый образ жизни учителя и учеников

•        интерес к учебе, желание идти в школу

•        наличие физкультминуток

•        наличие гигиенического контроля  

 Эти технологии  помогают учащимся самореализоваться  в учебной деятельности, самоутверждаться в сообществе одноклассников.

       В практике на моих  уроках нашли применение следующие технологии:

Личностно-ориентированный подход. Он способствует формированию положительных познавательных мотивов у детей и снижению уровня тревожности.

Метод проектов. Этот метод позволяет индивидуализировать обучение, повысить социальную и личностную значимость учащихся, расширить спектр возможностей детей в проявлении инициативы и самостоятельности.

Методы активного обучения  прочно вошли в технологический арсенал.    Это - ролевые  и деятельностные игры,  групповая и парная работа, уроки-диалоги, дискуссии, метод критического мышления.

Сохранение здоровья обусловлено способностью организма обеспечивать постоянство своей внутренней среды под влиянием внешних воздействий. В этой связи учебно-воспитательный процесс на занятии должен быть направлен на поддержание постоянства внутренней среды организма ребенка через соблюдение санитарно-гигиенических норм и требований, осуществление профилактических и психогигиенических мероприятий, учета его индивидуальных особенностей в определении темпов и уровня усвоения учебного материала.

Здоровьесберегающий урок должен: воспитывать, стимулировать у детей желание жить, быть здоровыми, учить их ощущать радость от каждого прожитого дня; показывать им, что жизнь - это прекрасно, вызывать у них позитивную самооценку.

Здоровьесберегающие действия на уроке:  

1.Оптимальная плотность урока

•        количество видов учебной деятельности

•        их смена

•        длительность и чередование

•        отвлечения от учебной работы

2.Чередование видов учебной деятельности

•        чтение,

•        письмо,

•        слушание,

•        рассказ,

•        рассматривание пособий,

•        ответ на вопрос,

•        решение примеров.

•        просмотр видеосюжетов и презентаций

Рекомендации:

1.      Считается гигиенически рациональным использование 4-7 видов учебной деятельности, 1-2 – нерациональным.

2.      Смена различных видов должна проводиться через каждые 7-10 минут (нерациональная смена через 15-20 минут, когда у ребенка уже появляются признаки утомления). 

Оздоровительные моменты на уроке:

•        физкультминутки, динамические паузы

•        минутки релаксации

•        дыхательная гимнастика

•        гимнастика для глаз

•        массаж активных точек

•        речевая гимнастика

Цель оздоровительных моментов:

1.Отдых центральной нервной системы.

 Наличие эмоциональных разрядок  необходимы для снятия умственного напряжения, утомления. В течение урока рационально использовать 2-3 разрядки. 

•        поговорка,

•        высказывание,

•        веселое четверостишие,

•        юмористическая или поучительная картинка

2.Профилактика утомления, нарушения осанки, зрения.

Правильная поза ученика во время занятий за столом.

•        длина сиденья стула должна соответствовать длине бедер ребенка

•        высота ножек стула должна равняться длине голени.

•        голеностопный, коленный, тазобедренный суставы при сидении образуют прямой угол

•        между краем стола и грудной клеткой сидящего ученика необходимо выдерживать расстояние равное ширине кисти ребенка

•        расстояние от глаз до стола (тетради, книги) соответствует 30-35 см.

•        тетрадь при письме должна лежать на столе под углом 30 градусов.

•        при письме сидеть нужно с одинаковой нагрузкой на обе ягодицы.

•        позвоночник опирается на спинку стула.

•        предплечья лежат на поверхности стола симметрично и свободно.

•        надплечья находятся на одном уровне

Рабочая поза должна соответствовать виду учебной деятельности на уроке. Её соблюдение и чередование во время занятий контролируется педагогом, непродолжительные отклонения от указанных поз нужны для отдыха, расслабления. Педагогам следует корректировать нарушения в рабочей позе учащихся.

3.Положительные эмоции

•        Создание у детей положительной эмоциональной настроенности является обязательным условием правильно организованного учебного процесса.

•        Положительные эмоции способны полностью снимать последствия отрицательных.

Учащиеся средней и старшей школы уже более серьезно и основательно изучают темы, способствующие здоровьесбережению, знакомясь с проблемами взаимозависимости правильного питания и поддержания организма в хорошей форме, диетического питания и активности, профессионального и любительского спорта и его влияния на продолжительность жизни. Глубоко и всесторонне обсуждаются вредные привычки молодежи, такие, как курение, употребление спиртных напитков и наркотиков и их влияние на только на физическое, но и на психическое здоровье неокрепшего организма, на деторождение и др. Учащиеся не только читают тексты по проблемам, они обсуждают их в диалогах, группах, проводят пресс-конференции, готовят проекты по этим темам, доклады и рефераты, находя и творчески перерабатывая информацию по интересующим их вопросам, что способствует воспитанию их творческих способностей, учебной компетенции.

Значительная часть современных проблем, отражающих сложность ситуации в системе общего образования и требующих скорейшего разрешения, так или иначе, связаны со здоровьем подрастающего поколения, и учителя школы  стремятся внести свою лепту в решение проблемы здоровья учащихся и педагогов в системе образования.

 

Список используемой литературы:

1.Здоровьесберегающее обучение и воспитание. Под ред. В.И. Андреева. – Казань: Центр инновационных технологий, 2000.

2.Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Учебная нагрузка и здоровье школьников. Человек. Культура. Здоровье. – М.: Генезис, 1997.

3.Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. М.: «ВАКО», 2004.

4.Феоктистова В.Ф. Образовательные здоровьесберегающие технологии. Волгоград, 2009.

5.Чупаха И.В., Пужаева Е.З., Соколова И.Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. – М.: Илекса, Народное образование, 2003.

02.01.2015 09:55


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!