СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка. Иностранный язык является одним из наиболее трудных школьных предметов и характеризуется большой интенсивностью, требующей от учеников концентрации внимания и напряжения сил в течение всего урока. Вот почему на этой дисциплине столь важно уделять внимание применению здоровьесберегающих технологий. Использование новых форм и методов преподавания и раннее начало систематического обучения приводят к повышению утомляемости, росту числа детей, не способных полностью адаптироваться к нагрузкам, нервному напряжению. В связи с этим необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности школьников. При организации занятия выделяют три основных этапа, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и определенными видами деятельности. Эффективность усвоения знаний учащимися в течение урока: 5–25-я минута – 80%; 25–35-я минута – 60–40%; 35–40-я минута – 10%. Утомление обычно проявляется в снижении работоспособности, которая наступает вследствие продолжительной или интенсивной работы. Биологическая роль этого состояния заключается в своевременной защите организма от истощения. Свидетельства утомления: 1) снижение продуктивности труда: увеличивается количество ошибок и время выполнения задания; 2) ослабление внутреннего торможения: двигательное беспокойство, частые отвлечения, рассеянность внимания; 3) появление чувства усталости; 4) шум в классе. Что заметит внимательный учитель: 1) нетерпеливое ерзанье в ожидании звонка; 2) изменение почерка; 3) динамизм телодвижений (кривлянье); 4) вегетативные реакции: потливость рук, покраснение лица, изменение частоты пульса; 5) жалобы на головную боль и неприятные ощущения в животе; 6) младшие школьники пытаются себе помочь сосредоточиться, организовать себя «внешней» речью (проговаривание текста). Общие и характерные симптомы утомления (физиологического дискомфорта): 1) появление болей и неприятных ощущений в различных частях тела; 2) отрицательные эмоции – раздражимость, нервозность, чувство бессилия, иногда агрессия; 3) ухудшение внимания; 4) изменение отношения к работе – возникновение желания отдохнуть; 5) внешнее проявление утомления – снижение скорости и ритмичности выполнения заданий, увеличение количества ошибок. Главные причины утомления: 1) профессиональные ошибки и низкий уровень компетенции педагогов; 2) перегруженность школьных программ и интенсификация учебного процесса; 3) левополушарный перекос содержания программ и методов преподавания; 4) переполнение классов (более 20 человек), затрудняющее индивидуализацию учебно-воспитательного процесса; 5) несоблюдение санитарно-гигиенических условий в классе и школе; 6) нарушение организационно-педагогических требований к проведению образовательного процесса.

Кратковременные физические упражнения и игры усиливают кровообращение и дают отдохнуть участкам мозга, находившимся в раздраженном состоянии во время учебы, вызывая возбуждение других участков. После такого активного отдыха внимание повышается, восприятие материала улучшается, в целом активизируя организм детей. Таким образом, устранить утомление можно, если оптимизировать физическую, умственную и эмоциональную активность. Для этого следует переключаться на иные виды деятельности, применять всевозможные средства восстановления работоспособности. Интенсивность умственной деятельности в ходе занятий Часть урока Время Нагрузка Деятельность 1-й этап. Врабатывание (оргмомент, фонематическая зарядка, вводная беседа) 5 мин. Относительно невелика Репродуктивная, переходящая в продуктивную. Повторение 2-й этап. Максимальная работоспособность 20–25 мин. Максимальное снижение на 15-й мин. Продуктивная, творческая, знакомство с новым материалом 3-й этап. Конечный порыв (актуализация пройденного материала) 10–15 мин. Небольшое повышение работоспособности Репродуктивная, отработка узловых моментов пройденного.

Советы педагогу 1. Используйте частую смену видов учебной деятельности (опрос, письмо, аудирование, чтение, рассказ, составление диалогов, просмотр наглядных материалов, работу с компьютером, ответы на вопросы, рисование, работу с интерактивной доской); норма: 4–7 видов деятельности за урок. 2. Применяйте не менее трех видов преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный, групповую, парную, индивидуальную, самостоятельную работу), чередуя их не позже чем через 10–15 минут; 3. Используйте методы, способствующие активизации и творческому самовыражению учащихся, – непринужденную беседу, выбор действия, способа действия, взаимодействия, свободу творчества; активный метод – ученик в роли учителя, исследователя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевую игру, дискуссию, семинар. 4. Применяйте динамические паузы или минуты релаксации (норма: дважды за занятие, через 15–20 мин. урока по 1 мин. из трех упражнений). 5. Обязательно наличие внешней мотивации (оценка, поддержка, соревновательный момент). 6. Стимулируйте внутреннюю мотивацию – стремление больше узнать, радость от активности, интерес к материалу, удовольствие от полученных знаний. 7. Поддерживайте у детей веру в собственные силы для достижения желаемых результатов в учебе. 8. Создавайте ситуацию успеха (необходимо постоянное поощрение интеллектуальных способностей ребят). 9. Справедливо оценивайте ответы школьников (используйте вариативную систему оценивания: за один урок ставьте баллы за каждый вид деятельности, суммируя их в конце; тогда понятие «двойка» просто исчезнет). Оценка должна помогать, а не отбивать охоту учиться. Виды релаксации: 1) физкультурные минутки; 2) динамические паузы; 3) массаж активных точек.

Виды физкультминуток: 1) упражнения для снятия общего или локального утомления; 2) упражнения для кистей рук; 3) гимнастика для глаз; 4) гимнастика для слуха; 5) упражнения, корректирующие осанку; 6) дыхательная гимнастика; 7) артикуляционно-мимическая гимнастика. У каждого учителя в арсенале свои приемы, физминутки, которые он использует на уроках. Например, гимнастика для слуха Такие упражнения способствуют развитию фонематического слуха и, кроме того, плодотворно воздействуют на органы зрения Clap your hands once, when you hear the short sound [I]: slim, teacher, six, sit, bee, lick, tree, giraffe Хлопни в ладоши 1 раз, если ты услышишь короткий звук и Clap your hands twice, when you hear the sound [e]: bed, cap, bad, black, bedroom, match, bent, seven, ten Хлопни в ладоши 2 раза, если ты услышишь звук э Say «yes», when you hear words starting with the sound [s]: snake, smile, cat, six, seven, she, snow, some, we, sunny Скажи да, если ты услышишь слова, начинающиеся со звука с Bend the upper part of the ear down with your hand. Unbend, bend, as if you are rolling up and down the ear. The ears should become warm Пригибаем верхнюю часть уха вниз. Разгибаем, пригибаем, словно раскатывая и скатывая ушко. Ушки должны стать теплыми Press the lobe of the ear, rub and release. Rub the whole ear in a circle from one side to another. You should rub 2 ears at the same time Нажали пальчиками на мочки, помассировали, отпустили. Массируем круговыми движениями все ухо в одну сторону, в другую. Массировать нужно сразу оба уха Start pulling the ears. First 20 times down, then take the middle of the ear and pull 20 times Дергаем себя за ушки 20 раз вниз, а потом беремся за серединку и дергаем тоже 20 раз.

Использование здоровьесберегающих технологий на уроке английского языка с учетом физиологических особенностей детей приводит к достижению высокой эффективности занятия, возрастает удовлетворенность ребят полученными знаниями, повышается качество образования по предмету, укрепляется и сохраняется здоровье школьников.

09.11.2021 12:04


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!