СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.
Российская школа в ходе своего реформирования провозгласила идеи гуманизма приоритетными. В период младшего школьного возраста у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни. По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, за последние десятилетия состояние здоровья детей младшего школьного возраста ухудшилось: увеличилось количество детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья – с 60,9 до 67, 6%, а имеющих хронические заболевания – 15,9 до 17,3%. Исследования показывают, что около 25- 30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшилось в 4 раза. Число близоруких детей увеличилось с 1 класса к выпускным - с 3,9% до 12,3%. С нервно-психологическими расстройствами - с 5,6% до 16,4%. С нарушениями осанки - с 1,9% до 16,8%.
Образовательный процесс постоянно усложняется и требует от учеников большого умственного и нервно-психического напряжения. Поэтому проблема здоровья детей, сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель в состоянии сделать для здоровья ученика больше, чем врач. Это не значит, что он должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение в школе не наносило ущерба здоровью учащихся. Он должен знакомить их с правилами сохранения здоровья, с основами здорового образа жизни.
Таким образом, актуальность данной проблемы обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании.
2. Цели и задачи педагогического опыта
Целью моего опыта является формирование у учащихся понимания здоровья как состояния гармонии своего внутреннего мира во всех его аспектах – биологическом, социальном и духовном, а также гармонии взаимодействия с миром внешним, природой и социальной средой, через получение практических навыков такого взимодействия.
Задачи:
Разработать мероприятия, которые уменьшают риск возникновения заболеваний и повреждений, связанных с социальными аспектами жизни учащихся начальной школы;
Пропаганда здорового образа жизни;
Помочь каждому ребенку осознать свои способности, создать условия для их развития;
Способствовать сохранению и укреплению здоровья ребенка, т.е. осуществлять личностно-ориентированный подход при обучении и воспитании.
3.Описание опыта
Учитель многое может. И если все, что он может сделать для укрепления здоровья школьников, он осуществляет, дети вырастут такими. какими мы хотим их видеть – хорошими, умными и здоровыми. С.М. Громбах.
Меня всегда волновал вопрос: Как мне нужно работать, чтобы положительно повлиять на ухудшающиеся год от года показатели состояния здоровья детей? Изучив литературу, опыт работы других учителей, я решила, что именно здоровьесберегающие технологии должны прийти мне на помощь.
Проанализировав причины школьных болезней, я пришла к выводу о необходимости решать эти проблемы комплексно. С родителями своих учеников провела цикл бесед: «Я и мой ребенок», «Здоровьесберегающие технологии в школе и в семье», «Разговор о правильном питании», «Режим дня школьника». Очень помогла здесь медсестра школы, которая дала родителям много полезных рекомендаций. Родители выявили некоторые причины школьных болезней:
недостаточная освещенность кабинета;
несоблюдение детьми режима дня;
нерегулярное питание;
плохой воздух школьных помещений.
Причины были не только выявлены, но были найдены пути их решения. Родители сменили освещение (заменили лампы, приобрели жалюзи), наладили контроль за питанием в школьной столовой и старались, чтобы их дети соблюдали режим дня. Они принимали активное участие в физкультурно-оздоровительной работе (веселые старты, дни здоровья, районные спортивные мероприятия), анкетировании, тестировании).
Однако необходимо заметить, что в современной школе добавилось много других недостатков. Влияние на здоровье школьников оказывают и многие другие факторы.
1.Интенсификация обучения.
2.Снижение двигательной активности.
3.Увеличение простудных заболеваний и пропусков уроков по болезни.
4.Нарушение зрения и осанки.
5.Ухудшение нервно-психического здоровья.
Необходимо было создать систему мер по охране и укреплению здоровья школьника через использование педагогических технологий и методических приемов. То есть, использовать здоровьесберегающие технологии. Как сказал профессор Смирнов Н.К.: «Здоровьесберегабщие технологии – система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье ребенка. Система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленная на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития». Исходя из этого, я приняла все меры, чтобы организовать индивидуальный подход к учебно-воспитательной работе с учетом психических, физиологических особенностей и состояния здоровья детей. Организационно-педагогические условия проведения образовательного процесса, как и технология работы учителя на уроке, составляют сердцевину здоровьесберегающих образовательных технологий.
Важная составная часть здоровьесберегающей работы учителя - это рациональная организация урока. От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности.
Я стараюсь проводить уроки, следуя следующим правилам:
1. Слежу за санитарно-гигиеническим состоянием класса (чистота, температура и свежесть воздуха, хорошее освещение).
2. Комфортное начало и конец урока, что обеспечивает положительный эмоциональный настрой. Это достигается с помощью таких приемов:
-использование положительных установок на успех ( «Я смогу», «У меня все получится» и др.)
умение настроить себя и других на положительную волну ( «Улыбнись другу», «Улыбнись самому себе»).
рисование различных значков на полях тетради, которые отражают настроение детей (методика Лутошкина А.Н., позволяющая быстро узнать степень готовности класса).
3. Выстраиваю урок в рациональном режиме, т.е. с четким чередованием различных видов деятельности и отдыха детей. В силу возрастных особенностей необходимо учитывать, что первые 3-5 минут урока идет «вырабатывание». Оптимально устойчивая работоспособность длится 10-15 минут, после этого наступает состояние утомления, если не сменить тактику. Для повышения умственной работоспособности, предупреждения преждевременного утомления детей и снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу физкультминутки. Их провожу, учитывая специфику предмета, часто с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и дыхательной гимнастики (приложение 3).
В состав упражнений для физкульминуток я включаю:
упражнения по формированию осанки,
укреплению зрения,
укреплению мышц рук,
отдых позвоночника,
упражнения для ног,
потягивание,
массаж груди, лица, рук, ног,
упражнения, направленные на выработку рационального дыхания.
Большинство учащихся начальных классов не умеют правильно дышать во время выполнения мышечной нагрузки, ходьбы, бега, а также в условиях относительного мышечного покоя. Неправильное дыхание приводит к нарушению деятельности сердечно - сосудистой и дыхательной систем, снижению насыщения крови кислородом, нарушению обмена веществ, поэтому я ввожу упражнения для глубокого дыхания. Они дают нагрузку мышцам, которые не были загружены при выполнении текущей деятельности, а также способствуют расслаблению мышц, выполняющих значительную нагрузку. В 1-2 классах физкультминутки проводила я сама, а в 3-4 классах их проводили уже дети
4. Очень важен положительный эмоциональный фон урока, который зависит от доброжелательного тона учителя. О том, что хороший смех дарит здоровье, сказано немало. А постоянная серьезность – признак психического нездоровья. Поэтому на своих уроках стараюсь делать психологическую разрядку.
Огромное значение в организации деятельности учителя по сохранению и укреплению здоровья школьников отводится методике преподавания. В своей работе я применяю образовательные технологии по их здоровьесберегающей направленности. Хочу привести некоторые из них.
Личностно-ориентированная обучение. В центр образовательной системы ставлю личность ребенка, стараюсь обеспечить комфортные условия. Объяснение нового материала на уроке веду с опорой на субъективный опыт учащегося, как это предлагается в технологии личностно - ориентированного обучения. В результате использования этого метода дети учатся обращаться к своему личному опыту, предъявлять свою собственную позицию, искать и находить свои оригинальные способы деятельности
Технология сотрудничества создает все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся. Разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности ребенка, использовать их для более полного развития личности. Важнейшая черта этой технологии - приоритет воспитания над обучением - позволяет в рамках формирования общей культуры личности последовательно воспитывать культуру здоровья учащегося. Здесь я использую такие приемы организации деятельности:
работа в группах,
работа в парах сменного состава,
деятельность с элементами соревнования,
взаимооценка,
ребенок-консультант и др.
Игровые оздоровительные технологии позволяют решить целый комплекс важных вопросов в работе с младшими школьниками, удовлетворить их потребность в движении и стабилизировать эмоции, научиться владеть своим телом, развивать не только физические, но и умственные и творческие способности. Игры на всех этапах урока, а именно игры на :
развитие внимания;
развитие памяти и восприятия, наблюдательности;
развитие произвольных движений и самоконтроля;
развитие сообразительности, самодисциплины и самоорганизации;
развитие мышления и речи.
В 1-2 классах я часто применяю сказкотерапию, где дети учатся вместе со сказочными героями преодолевать трудности, быть добрыми и справедливыми. Огромные возможности для душевного здоровья имеет музыкотерапия. Она является интересным и перспективным направлением, которое используют в лечебных и оздоровительных целях. Экспериментально доказано, что музыка может успокаивать, укреплять иммунную систему, что приводит к снижению заболеваемости, улучшает обмен веществ, активнее идут восстановительные процессы. Я использую веселую ритмичную музыку в физкультминутках, а спокойную лирическую при самостоятельной работе на уроках изобразительного искусства, литературного чтения, технологии и др. Активизируя деятельность учащихся, я использую нестандартные формы проведения учебных занятий:
урок-практикум;
урок-исследование;
урок - творческая мастерская;
урок-конкурс;
урок - творческая игра;
урок-путешествие;
урок-викторина.
Технология проблемного обучения. Внедряя данную технологию, разработала систему проблемных вопросов, задач и заданий по русскому языку, чтению, математике и природоведению, цель которых – активизировать мыслительные процессы учащихся, стимулировать их самостоятельную учебную деятельность.
Педагогическая проблемная ситуация создаётся с помощью активизирующих действий, вопросов учителя, подчёркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания. Проблемные ситуации создаю на различных этапах процесса обучения: при изучении нового материала, закреплении, контроле с помощью различных методических приёмов. (Приложение)
Технология разноуровневой дифференциации обучения. Свои уроки строю с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащихся. В работе использую трехуровневые задания, в том числе и контрольные работы. Так появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделить внимание сильному.
Упорядочение системы домашних заданий, их дозировка, выбор и творческий характер заданий.
Объем домашних заданий и степень их сложности я соразмеряю с возможностями каждого ребенка. Предлагаю детям самим выбрать вариант задания. Пример вариантов: И. Бунин «Листопад» -1) выразительное чтение, 2) наизусть отрывок, 3) иллюстрирование стихотворении.
Рефлексивное обучение. Вот некоторые приемы рефлексии, которые я использую на уроках.
1.Самый простой вариант – показываю учащимся карточки с изображением лиц: веселого и грустного.
Учащимся предлагаю выбрать рисунок, который соответствует их настроению. Детям также можно предложить представить себя лучиками солнца. В конце урока дать задание разместить лучики на солнце согласно своему настроению. Учащиеся подходят к доске и вставляют лучики.
2. Интересен, на мой взгляд, и прием с различными цветовыми изображениями.
У учащихся две карточки: синяя и красная. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце урока. В данном случае мы можем проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия. Не может не вызвать интереса у учителя причина изменения настроения в ходе урока. Это ценная информация для размышления и корректировки своей деятельности. Эффективен прием «Букет настроения». В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока учитель говорит: «Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравилось, – голубой».
Стараюсь включать в содержательную часть урока материал, связанный со здоровьем и здоровым образом жизни. На уроках русского языка это может быть запись с комментированием пословиц и поговорок о здоровье. Например: Береги платье снову, а здоровье смолоду. Болен – лечись, а здоров – берегись. Здоровье дороже денег: здоров буду – и денег добуду.
На уроках окружающего мира: разговор о правильном питании школьника, составление режима дня, рисование плакатов на тему: «Шум здоровью вредит».
На уроках математики: задачи с познавательным содержанием. Например: Картофель, сваренный в кожуре, сохраняет 75% витаминов. Картофель, очищенный и сваренный целыми клубнями – 60 %, а порезанный кусками – 35%. На сколько % больше витаминов сохраняется в картофеле, сваренном в кожуре, по сравнению с картофелем, очищенным и порезанным кусками?
- Картофель « в мундире» и запечённый в кожуре наиболее полезен. В нём много витамина С и калия. Они укрепляют сердце, делают человека энергичным, защищают от инфекций.
В своей работе использую технологию проектной деятельности.
В 3 классе в течение года составлялись групповые мини-проекты на тему «Сохранение здоровья».
Работа над проектами строилась таким образом: сначала выявляли проблемы со здоровьем, которые возникают у детей школьного возраста; затем из сборников, из журналов, детских газет собрали пословицы о здоровье; после этого каждый выбрал подходящие своей теме пословицы. Сбор информации фиксировался учениками в черновом варианте на рабочем листе, составленному мной для индивидуальной работы ученика во внеурочное время.
В 4 классе уроки проектной деятельности посвятили озеленению класса. Каждый ученик работал над индивидуальным проектом, выбрав для себя определенное комнатное растение, не только декоративно-привлекательное, но и приносящее пользу здоровья человека. Сначала он выполнял поисковую работу, заполняя черновой рабочий лист. Одним из пунктов «Рабочего листа» являлось определение пользы растения. В результате был составлен содержательный определитель полезных комнатных растений под названием «Сад на подоконнике. Красота или польза?». Кроме того каждый ученик сам посадил и вырастил полезное растение, информацию о котором собирал. Например, фиалка: способствует улучшению настроения, обладает способностью успокаивать, снижает артериальное давление и т.д.; золотой ус: выделяя фитонциды, растение уничтожает бактерии, дает прилив сил, бодрости и улучшает самочувствие; пеларгония: её пахучие эфирные масла освежают воздух, очищая его от вредных примесей, считается, что она обладает положительной для человека энергией; и другие.
Все шире в учебный процесс входят информационные технологии. Преимущество их использования перед традиционными технологиями в том, что за тоже время дается больше информации, форма и способ подачи ее более наглядны, а значит, легче воспринимаются. Уровень работоспособности на таких уроках не снижается до конца урока. Наглядность, возможность изменять темп и формы изучения материала, его образно-художественное представление-все это делает компьютер незаменимым помощником учителя. На уроках и на внеклассных мероприятиях применяю ИКТ. Использую не только готовые медиаресурсы, но и сама создаю презентации.
К урокам готовлю наглядные пособия, раздаточный материал. Помогают мне в этом и дети, и родители. Я являюсь заведующей учебным кабинетом. В нем хранится демонстрационный и дидактический материал для уроков по предметам.
4. Внеклассная работа.
Но в наше время недостаточно быть только преподавателем предметником. Нужно быть и хорошим воспитателем. Немаловажное место в рамках реализации здоровьесберегающей технологии занимает внеклассная работа с детьми и привлечение родителей учащихся.
В течение 3 лет я веду кружок «Планета здоровья», на котором рассматриваются темы здоровьесбережения, вопросы пропаганды здорового образа жизни.
Работа с семьей ведется по следующим направлениям:
1. Привлечение родителей к обучению детей здоровому образу жизни (проведение тематических родительских собраний, в том числе и с приглашением специалистов; индивидуальные беседы, приглашения на открытые уроки и классные часы, инструктажи по организации закаливания в семье и т.д.).
2. Участие в конкурсах и выставках (поделок, стихотворений, плакатов).
3. Организация досуга учащихся и собственного (дни здоровья, соревнования, помощь в проведении мероприятий летнего оздоровительного лагеря).
4. Проведение совместных праздников («Папа, мама, я – спортивная семья»).
В воспитательной работе сотрудничаю с районными организациями.
© 2020, Зайнуллина Эльвира Маратовна 2041