СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Здоровьесбережение в школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.

Российская школа в ходе своего реформирования провозгласила идеи гуманизма приоритетными. В период младшего школьного возраста у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни. По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, за последние десятилетия состояние здоровья детей младшего школьного возраста ухудшилось: увеличилось количество детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья – с 60,9 до 67, 6%, а имеющих хронические заболевания – 15,9 до 17,3%. Исследования показывают, что около 25- 30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшилось в 4 раза. Число близоруких детей увеличилось с 1 класса к выпускным - с 3,9% до 12,3%. С нервно-психологическими расстройствами - с 5,6% до 16,4%. С нарушениями осанки - с 1,9% до 16,8%.

Образовательный процесс постоянно усложняется и требует от учеников большого умственного и нервно-психического напряжения. Поэтому проблема здоровья детей, сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель в состоянии сделать для здоровья ученика больше, чем врач. Это не значит, что он должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение в школе не наносило ущерба здоровью учащихся. Он должен знакомить их с правилами сохранения здоровья, с основами здорового образа жизни.

Таким образом, актуальность данной проблемы обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании.

2. Цели и задачи педагогического опыта

Целью моего опыта является формирование у учащихся понимания здоровья как состояния гармонии своего внутреннего мира во всех его аспектах – биологическом, социальном и духовном, а также гармонии взаимодействия с миром внешним, природой и социальной средой, через получение практических навыков такого взимодействия.

Задачи:

  • Разработать мероприятия, которые уменьшают риск возникновения заболеваний и повреждений, связанных с социальными аспектами жизни учащихся начальной школы;

  • Пропаганда здорового образа жизни;

  • Помочь каждому ребенку осознать свои способности, создать условия для их развития;

  • Способствовать сохранению и укреплению здоровья ребенка, т.е. осуществлять личностно-ориентированный подход при обучении и воспитании.

3.Описание опыта

Учитель многое может. И если все, что он может сделать для укрепления здоровья школьников, он осуществляет, дети вырастут такими. какими мы хотим их видеть – хорошими, умными и здоровыми. С.М. Громбах.

Меня всегда волновал вопрос: Как мне нужно работать, чтобы положительно повлиять на ухудшающиеся год от года показатели состояния здоровья детей? Изучив литературу, опыт работы других учителей, я решила, что именно здоровьесберегающие технологии должны прийти мне на помощь.

Проанализировав причины школьных болезней, я пришла к выводу о необходимости решать эти проблемы комплексно. С родителями своих учеников провела цикл бесед: «Я и мой ребенок», «Здоровьесберегающие технологии в школе и в семье», «Разговор о правильном питании», «Режим дня школьника». Очень помогла здесь медсестра школы, которая дала родителям много полезных рекомендаций. Родители выявили некоторые причины школьных болезней:

  • недостаточная освещенность кабинета;

  • несоблюдение детьми режима дня;

  • нерегулярное питание;

  • плохой воздух школьных помещений.

Причины были не только выявлены, но были найдены пути их решения. Родители сменили освещение (заменили лампы, приобрели жалюзи), наладили контроль за питанием в школьной столовой и старались, чтобы их дети соблюдали режим дня. Они принимали активное участие в физкультурно-оздоровительной работе (веселые старты, дни здоровья, районные спортивные мероприятия), анкетировании, тестировании).

Однако необходимо заметить, что в современной школе добавилось много других недостатков. Влияние на здоровье школьников оказывают и многие другие факторы.

1.Интенсификация обучения.

2.Снижение двигательной активности.

3.Увеличение простудных заболеваний и пропусков уроков по болезни.

4.Нарушение зрения и осанки.

5.Ухудшение нервно-психического здоровья.

Необходимо было создать систему мер по охране и укреплению здоровья школьника через использование педагогических технологий и методических приемов. То есть, использовать здоровьесберегающие технологии. Как сказал профессор Смирнов Н.К.: «Здоровьесберегабщие технологии – система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье ребенка. Система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленная на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития». Исходя из этого, я приняла все меры, чтобы организовать индивидуальный подход к учебно-воспитательной работе с учетом психических, физиологических особенностей и состояния здоровья детей. Организационно-педагогические условия проведения образовательного процесса, как и технология работы учителя на уроке, составляют сердцевину здоровьесберегающих образовательных технологий.

Важная составная часть здоровьесберегающей работы учителя - это рациональная организация урока. От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности.

Я стараюсь проводить уроки, следуя следующим правилам:

1. Слежу за санитарно-гигиеническим состоянием класса (чистота, температура и свежесть воздуха, хорошее освещение).

2. Комфортное начало и конец урока, что обеспечивает положительный эмоциональный настрой. Это достигается с помощью таких приемов:

-использование положительных установок на успех ( «Я смогу», «У меня все получится» и др.)

  • умение настроить себя и других на положительную волну ( «Улыбнись другу», «Улыбнись самому себе»).

  • рисование различных значков на полях тетради, которые отражают настроение детей (методика Лутошкина А.Н., позволяющая быстро узнать степень готовности класса).

3. Выстраиваю урок в рациональном режиме, т.е. с четким чередованием различных видов деятельности и отдыха детей. В силу возрастных особенностей необходимо учитывать, что первые 3-5 минут урока идет «вырабатывание». Оптимально устойчивая работоспособность длится 10-15 минут, после этого наступает состояние утомления, если не сменить тактику. Для повышения умственной работоспособности, предупреждения преждевременного утомления детей и снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу физкультминутки. Их провожу, учитывая специфику предмета, часто с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и дыхательной гимнастики (приложение 3).

В состав упражнений для физкульминуток я включаю:

  • упражнения по формированию осанки,

  • укреплению зрения,

  • укреплению мышц рук,

  • отдых позвоночника,

  • упражнения для ног,

  • потягивание,

  • массаж груди, лица, рук, ног,

  • упражнения, направленные на выработку рационального дыхания.

Большинство учащихся начальных классов не умеют правильно дышать во время выполнения мышечной нагрузки, ходьбы, бега, а также в условиях относительного мышечного покоя. Неправильное дыхание приводит к нарушению деятельности сердечно - сосудистой и дыхательной систем, снижению насыщения крови кислородом, нарушению обмена веществ, поэтому я ввожу упражнения для глубокого дыхания. Они дают нагрузку мышцам, которые не были загружены при выполнении текущей деятельности, а также способствуют расслаблению мышц, выполняющих значительную нагрузку. В 1-2 классах физкультминутки проводила я сама, а в 3-4 классах их проводили уже дети

4. Очень важен положительный эмоциональный фон урока, который зависит от доброжелательного тона учителя. О том, что хороший смех дарит здоровье, сказано немало. А постоянная серьезность – признак психического нездоровья. Поэтому на своих уроках стараюсь делать психологическую разрядку.

Огромное значение в организации деятельности учителя по сохранению и укреплению здоровья школьников отводится методике преподавания. В своей работе я применяю образовательные технологии по их здоровьесберегающей направленности. Хочу привести некоторые из них.

Личностно-ориентированная обучение. В центр образовательной системы ставлю личность ребенка, стараюсь обеспечить комфортные условия. Объяснение нового материала на уроке веду с опорой на субъективный опыт учащегося, как это предлагается в технологии личностно - ориентированного обучения. В результате использования этого метода дети учатся обращаться к своему личному опыту, предъявлять свою собственную позицию, искать и находить свои оригинальные способы деятельности

Технология сотрудничества создает все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся. Разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности ребенка, использовать их для более полного развития личности. Важнейшая черта этой технологии - приоритет воспитания над обучением - позволяет в рамках формирования общей культуры личности последовательно воспитывать культуру здоровья учащегося. Здесь я использую такие приемы организации деятельности:

  • работа в группах,

  • работа в парах сменного состава,

  • деятельность с элементами соревнования,

  • взаимооценка,

  • ребенок-консультант и др.

Игровые оздоровительные технологии позволяют решить целый комплекс важных вопросов в работе с младшими школьниками, удовлетворить их потребность в движении и стабилизировать эмоции, научиться владеть своим телом, развивать не только физические, но и умственные и творческие способности. Игры на всех этапах урока, а именно игры на :

  • развитие внимания;

  • развитие памяти и восприятия, наблюдательности;

  • развитие произвольных движений и самоконтроля;

  • развитие сообразительности, самодисциплины и самоорганизации;

  • развитие мышления и речи.

В 1-2 классах я часто применяю сказкотерапию, где дети учатся вместе со сказочными героями преодолевать трудности, быть добрыми и справедливыми. Огромные возможности для душевного здоровья имеет музыкотерапия. Она является интересным и перспективным направлением, которое используют в лечебных и оздоровительных целях. Экспериментально доказано, что музыка может успокаивать, укреплять иммунную систему, что приводит к снижению заболеваемости, улучшает обмен веществ, активнее идут восстановительные процессы. Я использую веселую ритмичную музыку в физкультминутках, а спокойную лирическую при самостоятельной работе на уроках изобразительного искусства, литературного чтения, технологии и др. Активизируя деятельность учащихся, я использую нестандартные формы проведения учебных занятий:

  • урок-практикум;

  • урок-исследование;

  • урок - творческая мастерская;

  • урок-конкурс;

  • урок - творческая игра;

  • урок-путешествие;

  • урок-викторина.

Технология проблемного обучения. Внедряя данную технологию, разработала систему проблемных вопросов, задач и заданий по русскому языку, чтению, математике и природоведению, цель которых – активизировать мыслительные процессы учащихся, стимулировать их самостоятельную учебную деятельность.

Педагогическая проблемная ситуация создаётся с помощью активизирующих действий, вопросов учителя, подчёркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания. Проблемные ситуации создаю на различных этапах процесса обучения: при изучении нового материала, закреплении, контроле с помощью различных методических приёмов. (Приложение)

Технология разноуровневой дифференциации обучения. Свои уроки строю с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащихся. В работе использую трехуровневые задания, в том числе и контрольные работы. Так появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделить внимание сильному.

Упорядочение системы домашних заданий, их дозировка, выбор и творческий характер заданий.

Объем домашних заданий и степень их сложности я соразмеряю с возможностями каждого ребенка. Предлагаю детям самим выбрать вариант задания. Пример вариантов: И. Бунин «Листопад» -1) выразительное чтение, 2) наизусть отрывок, 3) иллюстрирование стихотворении.

Рефлексивное обучение. Вот некоторые приемы рефлексии, которые я использую на уроках.

1.Самый простой вариант – показываю учащимся карточки с изображением лиц: веселого и грустного.

Учащимся предлагаю выбрать рисунок, который соответствует их настроению. Детям также можно предложить представить себя лучиками солнца. В конце урока дать задание разместить лучики на солнце согласно своему настроению. Учащиеся подходят к доске и вставляют лучики.

2. Интересен, на мой взгляд, и прием с различными цветовыми изображениями.

У учащихся две карточки: синяя и красная. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце урока. В данном случае мы можем проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия. Не может не вызвать интереса у учителя причина изменения настроения в ходе урока. Это ценная информация для размышления и корректировки своей деятельности. Эффективен прием «Букет настроения». В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока учитель говорит: «Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравилось, – голубой».

Стараюсь включать в содержательную часть урока материал, связанный со здоровьем и здоровым образом жизни. На уроках русского языка это может быть запись с комментированием пословиц и поговорок о здоровье. Например: Береги платье снову, а здоровье смолоду. Болен – лечись, а здоров – берегись. Здоровье дороже денег: здоров буду – и денег добуду.

На уроках окружающего мира: разговор о правильном питании школьника, составление режима дня, рисование плакатов на тему: «Шум здоровью вредит».

На уроках математики: задачи с познавательным содержанием. Например: Картофель, сваренный в кожуре, сохраняет 75% витаминов. Картофель, очищенный и сваренный целыми клубнями – 60 %, а порезанный кусками – 35%. На сколько % больше витаминов сохраняется в картофеле, сваренном в кожуре, по сравнению с картофелем, очищенным и порезанным кусками?

- Картофель « в мундире» и запечённый в кожуре наиболее полезен. В нём много витамина С и калия. Они укрепляют сердце, делают человека энергичным, защищают от инфекций.

В своей работе использую технологию проектной деятельности.

В 3 классе в течение года составлялись групповые мини-проекты на тему «Сохранение здоровья».

Работа над проектами строилась таким образом: сначала выявляли проблемы со здоровьем, которые возникают у детей школьного возраста; затем из сборников, из журналов, детских газет собрали пословицы о здоровье; после этого каждый выбрал подходящие своей теме пословицы. Сбор информации фиксировался учениками в черновом варианте на рабочем листе, составленному мной для индивидуальной работы ученика во внеурочное время.

В 4 классе уроки проектной деятельности посвятили озеленению класса. Каждый ученик работал над индивидуальным проектом, выбрав для себя определенное комнатное растение, не только декоративно-привлекательное, но и приносящее пользу здоровья человека. Сначала он выполнял поисковую работу, заполняя черновой рабочий лист. Одним из пунктов «Рабочего листа» являлось определение пользы растения. В результате был составлен содержательный определитель полезных комнатных растений под названием «Сад на подоконнике. Красота или польза?». Кроме того каждый ученик сам посадил и вырастил полезное растение, информацию о котором собирал. Например, фиалка: способствует улучшению настроения, обладает способностью успокаивать, снижает артериальное давление и т.д.; золотой ус: выделяя фитонциды, растение уничтожает бактерии, дает прилив сил, бодрости и улучшает самочувствие; пеларгония: её пахучие эфирные масла освежают воздух, очищая его от вредных примесей, считается, что она обладает положительной для человека энергией; и другие.

Все шире в учебный процесс входят информационные технологии. Преимущество их использования перед традиционными технологиями в том, что за тоже время дается больше информации, форма и способ подачи ее более наглядны, а значит, легче воспринимаются. Уровень работоспособности на таких уроках не снижается до конца урока. Наглядность, возможность изменять темп и формы изучения материала, его образно-художественное представление-все это делает компьютер незаменимым помощником учителя. На уроках и на внеклассных мероприятиях применяю ИКТ. Использую не только готовые медиаресурсы, но и сама создаю презентации.

К урокам готовлю наглядные пособия, раздаточный материал. Помогают мне в этом и дети, и родители. Я являюсь заведующей учебным кабинетом. В нем хранится демонстрационный и дидактический материал для уроков по предметам.

4. Внеклассная работа.

Но в наше время недостаточно быть только преподавателем предметником. Нужно быть и хорошим воспитателем. Немаловажное место в рамках реализации здоровьесберегающей технологии занимает внеклассная работа с детьми и привлечение родителей учащихся.

В течение 3 лет я веду кружок «Планета здоровья», на котором рассматриваются темы здоровьесбережения, вопросы пропаганды здорового образа жизни.

Работа с семьей ведется по следующим направлениям:

1. Привлечение родителей к обучению детей здоровому образу жизни (проведение тематических родительских собраний, в том числе и с приглашением специалистов; индивидуальные беседы, приглашения на открытые уроки и классные часы, инструктажи по организации закаливания в семье и т.д.).

2. Участие в конкурсах и выставках (поделок, стихотворений, плакатов).

3. Организация досуга учащихся и собственного (дни здоровья, соревнования, помощь в проведении мероприятий летнего оздоровительного лагеря).

4. Проведение совместных праздников («Папа, мама, я – спортивная семья»).

В воспитательной работе сотрудничаю с районными организациями.

10.01.2020 11:28


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!