СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Здоровый образ жизни второй половины дня. Правильная организация рабочего времени

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как утверждают специалисты, здоровье людей зависит: на 10% – от усилий врачей и возможностей медицины, на 20% – от генетически заложенных параметров здоровья, на 20% – от экологической обстановки и на 50% – от здорового образа жизни.

То, что здоровье зависит от образа жизни, заметили ещё далёкие предки современных людей. Древние греки начали формулировать общие принципы здоровой жизни.

В современной жизни идея здорового образа жизни не утратила своей актуальности, а лишь все больше усугубляется в связи с новыми условиями: повышенного жизненного ритма, концентрации внимания, ответственности за чужие жизни, вовлечения в новые и сложные виды деятельности.

Речь пойдет о правильном организации рабочего времени второй половины дня для детей и взрослых в образовательной организации, то есть о «продленке».

Чтобы быть здоровым, нужно соблюдать ряд правил. Для соблюдения этих правил необходимо два условия – устойчивая мотивация и постоянство.

Правила здорового образа жизни:

  • Рационально организованный режим дня с правильным чередованием периодов сна, труда и отдыха
  • Правильное питание
  • Двигательная активность

Почему же так важен режим? Всё живое на земле подвержено ритмам - периодически повторяющимся изменениям характера и интенсивности биологических процессов и явлений. Биоритмы влияют на работоспособность органов, которая сильно колеблется в течение дня. Например, сердце максимально эффективно работает с 11 до 13. Правильный распорядок дня поможет спланировать совпадение наибольших нагрузок с наивысшими возможностями организма. Это позволит человеку меньше уставать и меньше расходовать свои ресурсы. Подъем и укладывание спать в одно и то же время, прием пищи по часам позволит физиологическим системам заранее настроиться на определённый вид деятельности и затем осуществить её наиболее результативно. Сегодня врачи говорят, что многие современные заболевания, в первую очередь стрессы и депрессии, связаны с нарушением распорядка дня. Ночная активность приводит к тому, что организм расходует много сил, не успевает отдыхать. В результате система даёт сбои и человек заболевает. Постоянные стрессы ведут к возникновению новых и прогрессированию уже имеющихся заболеваний. Режим дисциплинирует, помогает эффективнее достигать своих целей. Продуманный уклад жизни позволяет рационально использовать своё время и успевать намного больше: не только работать, но и отдыхать, проводить время с близкими, заниматься хобби. Особенно значимо соблюдение режима детьми, которые на все отклонения (нерегулярный прием пищи, сокращение времени сна, прогулок, выполнение домашних заданий в вечернее время и т.п.) реагируют значительно тяжелее и быстрее, чем взрослые. Ребенок быстро устает, становится рассеянным, ничего не успевает, появляются головные боли, снижается настроение, исчезает желание учиться. Нарушение режима может стать причиной задержки роста и нормального развития детского организма.

Чтобы уберечь себя от массы проблем в будущем, необходимо вырабатывать у ребенка привычку прислушиваться к своему организму, ритму его деятельности и обращать внимание на появившиеся изменения. Ритм жизни, режим дня помогают сформировать правильные привычки. Только необходимо помочь детям в выработке и усвоении правил режима дня, а взрослым, по возможности, соблюдать самим эти правила, являясь образцом правильного поведения.

Большое значение имеет и правильное питание. Пища должна приниматься не только по часам, но быть сбалансированной по количеству белков, жиров, углеводов как для школьников, так и для взрослых. Обязательно содержать витамины и микроэлементы. Школьники обычно затрачивают много сил и энергии, поэтому пищу должны получать соответствующую потребностям организма.

Здоровый образ жизни как школьника, так и взрослого имеет еще один критерий - физическая активность. В детском возрасте совершенно недопустимо пассивное времяпрепровождение. Дети должны заниматься спортом или другой активной деятельностью. Но и взрослые не должны забывать о физкультминутках для своего организма. В массовом доступе очень много полезных и несложных упражнений, которые можно делать прямо на рабочем месте, если нет возможности посещать фитнес клубы. Не стоит пренебрегать этим.

Особое внимание хочется уделить правильному построению рабочего дня, с учетом принципов здорового образа жизни, в образовательной организации во второй половине – в группе продленного дня. Следует сразу оговориться, что детям, не достигшим к моменту поступления в школу необходимого уровня готовности, часто и длительно болеющим или имеющим ослабленную нервную систему, желательно проводить вторую половину дня не в школе, на «продленке», а дома, что позволит снять дополнительную психологическую нагрузку.

Что же создает особые трудности для ребенка, занимающегося в группе продленного дня? Прежде всего, длительное пребывание в большом коллективе, необходимость постоянно действовать «как все», часто вопреки своим интересам и желаниям, минимум возможностей уединиться, просто отдохнуть от шума. Все это может стать причиной нарушений психического здоровья ребенка.

Организация рабочего времени педагогов и воспитателей во второй половине дня заключается в контроле и организации режимных моментов детей - активный отдых, обед и полдник, самоподготовка, прогулка, в отдельных школах сон (только для учащихся первых классов), самоподготовка, внеурочная (внеучебная) деятельность по интересам. При отсутствии специальных игровых помещений и комнаты отдыха, маленьком выборе кружков дети постоянно находятся (исключая прогулки) в одном и том же классе и тогда продленный день мало чем отличается от учебного. Это трудно и психологически, и физически. Поэтому педагоги и воспитатели обязательно должны строго следить за соблюдением режимных моментов. И хотя в первом классе (первое полугодие) нет домашних заданий, а значит, и самоподготовки в прямом смысле слова, хорошо, если воспитатели продленного дня выделяют 35—40 минут для проведения разнообразных дидактических игр и тренировочных упражнений с обязательными перерывами после каждых 15—20 минут умственной работы. Тренировочные упражнения особенно необходимы детям, испытывающим, например, трудности при обучении письму. Совсем необязательно, чтобы это была работа по прописям или механическое выписывание букв и их элементов. Можно предложить детям специальные графические задания, конструирование букв из элементов, игры по звукобуквенному анализу и т.п. Выполнение заданий в одно и то же время в условиях продленного дня в школе способствует формированию привычки готовить уроки, которая в младшем школьном возрасте возникает сравнительно быстро и обладает относительной устойчивостью.

Активный отдых после уроков обеспечивает «разрядку», удовлетворяет потребность детского организма в движении, неформальном общении, т.е. школьники могут снять напряжение, связанное с интенсивной работой в первой половине дня. Обычно это игровые и самодеятельные формы занятий, физические упражнения, прогулки. Желательно, чтобы дети имели возможность переодеться в удобную одежду, а главное — предоставить им большую свободу выбора и вида деятельности, и формы ее проведения. Очень полезны эмоциональные музыкальные паузы, во время которых детям дается возможность подвигаться, потанцевать (не следует путать с уроками хореографии, где дети вынуждены снова выполнять требования взрослых). Хорошо, если эти эмоциональные музыкальные паузы будут «вкраплены» в канву урока по хореографии, например.

Активный отдых в паузе между уроками и самоподготовкой полезнее всего на воздухе. Это могут быть игры на школьной спортивной площадке, прогулки. И только в случае неблагоприятных погодных условий этот отдых можно организовать в помещении. Одни дети любят поиграть на полу, поваляться, побороться, а другие — уединиться, посидеть в сторонке. При оборудовании игровой комнаты, если есть возможность, желательно выделить отдельные, отгороженные мебелью «кабинеты», в одном из которых будут собираться любители техники, в другом — играть в куклы, в третьем — читать, в четвертом — работать и т.д. Пол необходимо покрыть войлочным материалом или застелить ковром; окраска стен, освещение, шторы на окнах, цветы должны создать уют, спокойную обстановку. Детям в таких условиях будет по-домашнему свободно, каждый сможет найти занятие по душе. Такая организация свободного времени позволит ребятам объединиться в группы с общими интересами и увлечениями. Внеучебная деятельность может включать как эпизодические разовые мероприятия, так и регулярные (например, кружковые) занятия.

Во время занятий и отдыха во второй половине дня дети не должны быть чересчур «зарежимлены». Не нужно заставлять их ходить парами и строем, ставить оценки за поведение и выполнение заданий, пусть каждый ребенок будет свободен в выборе занятий. Важно создавать ситуации, обогащающие и усложняющие межличностные связи всех членов коллектива, качественно изменяющие характер их общения.

Дети, неформально общающиеся на «продленке», начинают лучше понимать и правильнее оценивать друг друга. Продленный день позволяет перенести часть учебной нагрузки на вторую половину дня. Чередуя разные виды деятельности, увеличивая двигательную активность, можно существенно повысить работоспособность ребенка, облегчить его адаптацию к требованиям школы.

По гигиеническим нормативам максимальная продолжительность сосредоточенной работы у младших школьников примерно 30 минут (а у некоторых значительно меньше), время прогулки — 3—3,5 часа в день. Для сохранения работоспособности ребенку через каждые 30—45 минут занятий необходимы 10—15-минутные паузы, физкультминутки под музыку. Очень полезно для профилактики нарушения зрения во время перерывов выполнять гимнастику для глаз. Эти упражнения состоят из многократного (15—20 раз в течение 3 минут) перевода взора с мелкого ближнего предмета на другой предмет, находящийся на расстоянии 7—10 м от глаз. Очень важно педагогам и воспитателям следить за тем, чтобы дети сохраняли правильную рабочую позу во время посадки. Несоблюдение элементарных гигиенических требований может привести к ухудшению осанки, близорукости и другим нарушениям здоровья.

Начинать приготовление уроков нужно с менее трудных предметов, затем переходить к наиболее сложным и заканчивать легкими. Оптимальным для приготовления домашних заданий является время с 15 до 16 часов, приготовление домашнего задания в 18—19 часов малоэффективна и к тому же очень утомительна для ребенка. Это время резкого снижения работоспособности.

Уважаемые взрослые, не забывайте и не переоценивайте свои силы. У вас есть прекрасная возможность жить по режиму вместе с детьми хотя бы в условиях образовательной организации и не ленитесь делать физкультминутки, прерываться при работе за компьютером, принимать вовремя пищу. Здоровье – это дар, а дар необходимо ценить и беречь.

Несколько слов следует сказать о режиме дня в выходные дни и каникулы. Время приготовления ко сну, приема пищи, гигиенических процедур остается тем же, что и в будни. Все остальное время должно быть максимально использовано для пребывания на воздухе (спортивные игры, развлечения), а также для посещения театров, музеев, туризма и т. п. Это относится как к детям, так и ко взрослым. Необходимо выделить время для занятий по интересам, в зависимости от склонностей человека, для общения с родными и близкими. Особенно старайтесь расшевелить лежебок и домоседов, развивайте потребность в деятельном отдыхе, укреплении своего тела. В режиме воскресного дня, как, впрочем, и в будни, должно быть время для выполнения определенных домашних обязанностей (для детей 6—9 лет — 1-1,5 часа).

Увеличивая время на дополнительный сон и прогулки в выходные дни, следует помнить, что «отоспаться» и «нагуляться» впрок на всю неделю вперед нельзя. Поэтому важно соблюдать установленную регулярность отдельных режимных моментов в течение суток. Соблюдение этих условий будет способствовать укреплению здоровья, повышению работоспособности и успешности обучения. И, конечно же, большое значение для самочувствия любого человека имеет его хорошее настроение, которое поддерживают положительные эмоции. Поэтому старайтесь создавать и сохранять в семье добрый психологический климат.

Структура построения 2-ой половины дня в АНОО "Гимназия Святителя Василия Великого" следующая:

13.10-13.30 – обед

13.30-14.10 - прогулка начальных классов

14.10-15.30 - кружки согласно индивидуальному маршруту/час самоподготовки с переменкой на отдых

15.30-15.40 – перемена

15.40-16.20 - кружки согласно индивидуальному маршруту/час самоподготовки

16.20-16.35 – полдник

16.35-17.15 - кружки согласно индивидуальному маршруту

17.15-отъезд домой

Как видно из схемы, учтены время и перерывы между приемами пищи, соблюдается индивидуальный подход в выстраивании маршрута для каждого ребенка (даются рекомендации родителям в отношении нагрузки ребенка, выбора кружков), для учащихся 1-х классов увеличено время прогулки, время самоподготовки приходится на период наибольшей активности. Дети находятся в постоянном перемещении из кабинета в кабинет, из одного здания в другое в связи с территориальной удаленностью кружков, что положительно сказывается на здоровье и психологическом, и физическом, а десятиминутные перемены способствуют большей организованности и дисциплинированности, чтобы быстрее собраться и добраться до нужного кабинета или здания во избежание сокращения времени занятий. Кроме того, из всего многообразия кружков большая часть спортивного характера (футбол, теннис, бадминтон, хореография, художественная гимнастика, плавание, стрельба из лука, самбо и др.), что способствует реализации двигательной активности ребенка, развитию его физического потенциала, приобретению новых навыков. Соблюдаются перерывы между занятиями, когда дети имеют возможность поиграть в подвижные ими любимые игры в рекреациях под контролем взрослых, т.к. классы подвергаются обязательному проветриванию. Таким образом, исключается однообразие в обстановке, а возможность переодеться в удобную одежду, пообщаться и поиграть в свои игры помогают почувствовать ребенку себя в домашней атмосфере. Красиво оформленные классы и рекреации, создание уголков по интересам и, конечно же, внимание, забота и любовь взрослых являются неотъемлемыми компонентами в организации жизни детей. Что же касается педагогического коллектива, то сотрудникам тоже приходится много двигаться, жить по режиму, дышать экологически чистым воздухом в связи с удаленностью гимназии от мегаполиса и получать удовольствие от работы, что важно для создания благоприятного психологического климата не только на работе, но и в собственных семьях.

В заключение своего выступления приведу известный афоризм: «Посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу». Режим дня — это образ жизни, путь к здоровью. Учите детей быть здоровыми и будьте сами здоровы!

Спасибо за внимание!

Литература:

1. М.В. Антропова, Л.М. Кузнецова, Т.М. Параничева. Режим дня младшего школьника. – М., Вентана-Граф, 2002 г.

2. Интернет-ресурсы

https://medaboutme.ru/obraz-zhizni/publikacii/stati/

http://vse-sekrety.ru/1003-zdorovyy-obraz-zhizni.html https://medaboutme.ru/obrazzhizni/publikacii/stati/?utm_source=copypaste&utm_medium=referral&utm_campaign=copypaste

03.02.2022 11:34


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!