СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Жанровые особенности песен рок- группы «Король и Шут»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Жанровые особенности песен рок- группы «Король и Шут»

Русский рок — направление рок-музыки, зародившееся в СССР в 1960-е годы под влиянием западной рок-музыки и бардовской песни и развивавшееся как за счёт самодеятельных коллективов, так и за счёт официальных ВИА. Своего расцвета русский рок достиг в 1980-е, благодаря ослаблению цензуры в СССР. В этот период были созданы рок-клубы, появились и приобрели популярность такие группы, как «Кино», «Алиса», «ДДТ», «Ария», «Браво», «Nautilus Pompilius», «Чайф», «Гражданская оборона», а уже известные, например, «Аквариум» и «Машина Времени», начали издавать альбомы официально.

Русский рок XX века часто рассматривают как единое культурное движение, имеющее некоторые общие музыкальные, эстетические и идейные черты. Характерной особенностью русского рока был акцент на текстах песен, также русский рок стал символом молодёжи эпохи перестройки. В XXI веке в России существуют практически все жанры рок-музыки, из-за чего «русский рок» стал более размытым понятием.

Русский рок - это не только музыкальное направление и средство общения молодёжи; прежде всего это музыка протеста. Появление русского рока связывают с протестом против официальной системы власти.

Русский рок отличается от европейского социальными текстами, акцентирующими глобальные проблемы.

Особенностью русского рока является сохранение традиций и привнесение русских особенностей в исполнительские тенденции. Важным элементом являются глубокие и порой филосовские тексты; у него есть и свои национальные особенности, связанные с использованием русского мелоса. Кроме того, русский рок делает акцент на поэзию и подачу текста. Иногда «русский рок» рассматривают как отдельный жанр в музыке или поэзии.

Наблюдая за поведением и психологией школьников выяснилось, что наравне с современными исполнителями большое количество подростков отдают предпочтение питерской рок - группе «КиШ». Этот факт сподвиг к написанию статьи.

«Король и Шут», часто сокращаемые до «КиШ», они же — лучшие сказители мрачных сказок России, способные перещеголять богатством фольклора даже Братьев Гримм. Будучи представителями довольно нишевого и непопулярного жанра, они умудрились вытащить его на свет божий и стать по-настоящему народной группой.

Самая известная фишка группы — это сюжет и скрытый смысл, заложенный в каждой песни КиШа. Не менее знаменита она и своеобразием песенных текстов. Каждая их песня совершенна уникальна и синкретична. В современном контексте песни «Короля и Шута» можно отнести к нескольким жанрам: волшебной сказке, балладе, быличке и рассказу. Однако каждая песня содержит элементы, выходящие за рамки определенного жанра.

Нельзя не отметить, что каждая песня – это полноценная история с завязкой, кульминационным моментом и развязкой. Героями "КиШа" чаще всего являются силы зла любого рода: упыри, вурдалаки, оборотни, колдуны, черти и многие другие. Вставные диалоги обыгрываются различными голосовыми манипуляциями фронтмена группы, что придает комический эффект или же усиливает эффект устрашения.

Сторонний наблюдатель, просматривая творчество «КиШа», назовет его сказкой. Волшебная сказка имеет свою поэтику, свои неповторимые художественные средства, сказочная поэтика определяется характером фантастики. Эти особенности жанра ярко выражены в песне "Тайна старинных часов": коллекционер раритетных часов попадает в дом молодой девушки и ночью заводит старинные часы на ее камине, которые не работали несколько веков, и с каждым ударом этих часов девушка превращалась в старуху, "пока не превратилась в прах".

Фольклорная традиция действительно ясно прослеживается, особенно, если учитывать, что песни создавались на основе рассказанных авторам в детстве страшных сказок и историй.

Другой пример - песня «Кукла колдуна». Расказчик в песне явно является положительным героем на фоне колдуна, который чарами воздействует на молодых девушек, а те, в свою очередь, становятся орудиями его преступлений. Однако снова нет никакой борьбы добра со злом с последующим торжеством первого. Также важным моментом является то, что повествование ведется от первого лица. И даже не столько ведется, сколько главный герой, взаимодействуя со злом, позволяет присутствовать при этом взаимодействии посторонним читателям. Этот факт позволяет усомниться в принадлежности текста к жанру волшебной фольклорной сказки. Такого рода повествование от первого лица позволяет отнести текст к жанру былички – устному рассказу о встрече с фантастическими существами: домовыми, лешими, водяными и пр. Этому жанру характерны повествование очевидца о сверхъестественной ситуации, установка на достоверность описываемых событий, оригинальность сюжета.

По другой версии, «Кукла колдуна» - история о созависимых отношениях. Данная песня является идеальным воплощением треугольника Карпмана. Драматический треугольник Карпмана — это модель созависимых отношений, в которых участвуют трое: Преследователь, Жертва и Спасатель. (наукой не доказана состоятельность этой теории). Итак, следуя сюжету, главный герой песни является спасателем. Его рассказ подается прерывисто, что лишь усиливает ощущение крайнего нервного напряжения. Персонаж предпринимает попытку спасти девушку жертву от некоего колдуна преследователя. При этом все попытки спасателя оборачиваются неудачей. Герой сначала пытается воздействовать на девушку аккуратно - "Темный мрачный коридор (затуманенное сознание жертвы абъюзивных отношений), я на цыпочках, как вор.".

Так же, мы наблюдаем развитие методов воздействия на жертву: главный герой апеллирует к религии - "Крестик на моей груди, на него ты погляди". Однако даже не прямые предостережения никаким образом не способны дать хоть какой-то результат. Песня исполнена глубокого психологизма, и в особенности она ценна тем, что финал у неё крайне неутешительный. К сожалению разорвать злополучный треугольник почти что невозможно и поэтому спасатель спасается бегством, а жертва окончательно подчиняется преследователю.

В репертуаре группы находим песни, которые подаются публике как рассказ. Особенностью этих песен является рассказ одного героя о быте, любви, о своей жизни.

К таковым можно отнести "Стальные кандалы", "Танец злобного гения", "Прыгнуть со скалы", "Забытые ботинки", "Северный флот", "Ели мясо мужики", "Крадущая сны", "Гимн шута" и другие. Эти рассказы в стихах написаны как любовные истории, либо как философские размышления, либо как жуткие истории об изменах, убийствах и сумасшествиях. Часто такие рассказы приобретают форму исповеди. Некоторые поэтические рассказы имеют фантастический вымысел. Например, в песне "Исповедь вампира" повествование идет от лица вампира, который объясняет свои преступления биологическими потребностями и суровой судьбой. Это произведение статично, т.к. нет ни завязки, ни кульминации, ни развязки – это своего рода объяснительная.

Ряд произведений рок-группы содержит явные признаки романтической баллады – лироэпической песни о трагическом событии, например, сочетание реального и фантастического, романтические пейзажи, мотив тайны, мистические элементы. Так в песне «Охотник» рассказывается о нападении оборотня на людей, и каждый эпизод превращения человека в оборотня сопровождается пейзажем. Сначала это гроза и буря, затем предупреждающие об опасности тишина и луна, затем петушиный крик, который, увы, не спас людей от оборотня. Песня «Девушка и Граф» также содержит романтические пейзажи, а в диалоге, в форме которого написана песня, замаскирована характеристика героев и дается явный намек на то, что Граф – это Граф Дракула. Некоторые тексты даже в названии содержат термин «баллада», например: «Баллада о бедном цирюльнике», «Баллада о беглецах и людоеде».

Таким образом, изучив поэтические тексты хоррор-панк-группы "КиШ", мы классифицировали их по жанрам:

  1. сказки;
  2. 2) былички;
  3. 3) рассказы (традиционные и фантастические);
  4. 4) романтическая баллада.

Данная классификация не может считаться окончательной и совершенной: у нее имеется множество нюансов. Однако, в условиях наличия у "КиШа" текстов неопределенных жанров, данная классификация представляется единственно возможной. Подавляющее большинство текстов группы содержит отличительные особенности различных жанров в пределах одного произведения, что позволяет говорить о жанре синкретической песни.

Подростков увлекают скрытый смысл песен, сказочные действия, будоражещее музыкальное сопровождение. Не все могут объяснить завуалированный смысл песен, но действа, которые в них происходят, заставляют задуматься и найти обьяснения своих поступков и сделать правильные выводы.

Посвящая себя сфере образования, каждый педагогический работник должен знать интересы своих воспитанников, быть «подкован» в современных тенденциях, чтобы правильно обьянить смысл того или иного и направить подростков на верный путь.

Интернет - ресурсы и используемая литература:

  1. https://dzen.ru/a/ZHY68PNuLirc0H4c
  2. https://www.bolshoyvopros.ru/questions/3784447-v-chem-smysl-pesni-kukla-kolduna-korol-i-shut-gde-chitat-tekst-pesni.html
  3. https://apni.ru/article/288-kategoriya-zhanra-v-poeticheskikh-tekstakh
  4. https://jourcsu.ru/2023/03/21/10-pesen-gruppy-korol-i-shut-i-ikh-smysl/
  5. https://dzen.ru/a/XdDZECU46F8PqC7_
  6. https://go.zvuk.com/stars/korol-i-shut.htm
  7. https://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница
  8. https://dzen.ru/a/ZHY68PNuLirc0H4c
  9. https://dzen.ru/a/ZHY68PNuLirc0H4c
  10. Аникин, В.П. Коллективность как сущность творческого процесса в фольклоре / В.П. Аникин // Русский фольклор : материалы и исследования. - М.-Л. : Изд-во АН СССР, 1960. - Т. V. -С. 7-24.
  11. Аникин, В. П. Теория фольклора : курс лекций / В.П. Аникин. - М. : КДУ, 2007. - 432 с.
  12. Артеменко Е.Б. Фольклор и литература : проблемы изучения : сб. ст. -Воронеж, 2001. - С. 87-98.
  13. Князев А. Король и Шут. Старая книга / А. Князев. – М: Издательство АСТ: Кладезь, 2018. – 280 с.
  14. Никифорова О.И. Исследования по психологии художественного творчества. – М.: МГУ, 1972. – 155 с
  15. Пропп В.Я. Морфология сказки. Изд. 2-е. – М.: Наука, 1969. – 168 с.
17.05.2025 12:59


Рекомендуем курсы ПК и ПП