СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Жостово. Роспись по металлу .

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока изобразительного искусства

Класс: 5 класс

Тема урока: Жостово. Роспись по металлу.

Тип урока: Урок комплексного использования знаний

Цели урока:

-по содержанию: знать о народном промысле – Жостово, о разнообразии форм подносов, фонов и вариантов построения цветочных композиций, об особенностях жостовской росписи и основных приемах жостовского письма;

-по способу работы: освоить приемы жостовского письма, украшение орнаментом бортов подноса.

Задачи урока:

Воспитывать бережное отношение к народным традициям и

промыслам, эмоционально-ценностное отношение к деятельности,

Продолжить формирование знаний о декоративно-прикладном

искусстве и его применении, об образном языке декоративного

искусства, обеспечить освоение приемов жостовской росписи.

Развивать умение сравнивать и делать выбор, давать эстетическую

оценку произведениям Жостово, развивать фантазию и

воображение, навыки самостоятельного творческого мышления.

Результаты обучения:

Личностные: осознавать необходимость уважительного отношения к культуре народа, произведениям декоративно-прикладного искусства, значимость эмоционально-ценностного отношения к собственной деятельности как основы творчества, развивать фантазию, способность к созданию художественного образа, эстетической оценке произведений жостовских мастеров и работ учащихся.

Метапредметные: учиться высказывать и отстаивать свое мнение, планировать время, работу, и оценивать ее результаты, сравнивать красочную роспись на подносах с красотой цветущих лугов, анализировать собственную художественную деятельность, развивать внимание, навыки самостоятельного творческого мышления.

Предметные: понимать «язык» декоративного искусства, освоить основные мотивы жостовской росписи, разнообразные приемы жостовского письма, формирующего букет: замалевок, тенежка, прокладка, бликовка, чертежка, привязка, уборка.

Оборудование:

Компьютер и электронная доска.

Художественные материалы: гуашь, лист А3, бумага для упражнений, кисти,, тряпочки, баночки с водой, ножницы, клей.

Ход урока:

1. Орг. момент.

Проверка рабочих мест.

2. Актуализация опорных знаний

Ребята на прошлых уроках вы познакомились с разнообразными народными промыслами, их особенностями. А что же такое промысел? (промысел – это когда народ изготавливает разнообразные игрушки своими руками). Молодцы ребята!

Скажите, с каким народным ремеслом уже познакомились?

Учитель. Отчего люди так любят цветы? Ответ вроде бы прост: они красивые.Так. Еще вопрос, чему мы радуемся больше – царственной розе принесенной домой из магазина или скромному одуванчику. Видно, дело не в одной красоте.

Разговор этот я завела не случайно. Образ цветка – один из самых распространённых в народном искусстве.

3. Формирование новых знаний

Вы встречали или нет

фантастический букет?

Мака, роз, пионов краски

В нем собрались вместе,

Расцвели они, как в сказке,

На листе из жести.

Догадаться просто вам –

Это роспись

В нашей огромной стране очень много народных умельцев, которые создают изделия декоративно-прикладного искусства. Недалеко от Москвы в очень живописном месте находится село Жостово. Сегодня мы остановимся здесь и познакомимся с истоками и современным развитием народного промысла Жостово.

Слайд 2

Жо?стовская ро?спись — народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне Жостово Мытищинского района Московской области.

Слайд 3

Это село прославилось не только в нашей стране, но и за рубежом. А знаменито оно тем, что никто лучше местных умельцев не может рисовать цветы на железных подносах. Классический жостовский поднос – это крупные и сочные садовые и полевые цветы в окружении свежей листвы, как будто бы брошенные на подготовленный фон.

Как же возникло это удивительное ремесло?

Слайд 4-5

В конце XYIII - в начале XIX века на Руси получил широкое распространение заморский напиток - чай. Он уверенно вытеснил традиционный русский сбитень, медовуху и разнообразные травянистые настои. Возник целый ритуал - чаепитие. Тульские мастера едва поспевали изготовлять самовары. Непременным участником чаепития стали подносы.

Слайд 6

Тульские мастера принялись за изготовление самоваров. Вместе с самоваром на стол ставился и поднос, который также стал непременным участником русского чаепития.

В 1830 г. производство подносов в окрестных селениях увеличилось. Появились первые металлические подносы, украшенные декоративной цветочной росписью. Железные подносы постепенно вытеснили табакерки и другие "бумажные" поделки из мастерских Троицкой волости.

Слайд 7-11

Основной мотив жостовской росписи - цветочный букет.

Цветы могут располагаться гирляндами по периметру подноса, собираться в букеты из трех или пяти цветов, изображаться в корзинах. Нередко цветы сопровождают изображения фруктов, ягод или птиц.

Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы.

Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному), причем мастер работает сразу над несколькими подносами.

По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение.

По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и др.

Слайд 12

ЭТАПЫ ЖОСТОВСКОЙ РОСПИСИ.

Выполняется роспись в 4 этапа:

Слайд 13-14

1. Замалевка.Разбавленной краской на подготовленную поверхность художник наносит силуэты цветов и листьев в соответствии со своим замыслом. При этом необходимо следить за красотой и выразительностью силуэта цветов, бутонов, листьев и стеблей, за ритмичным расположением красочных пятен, за соотношением масштаба росписи и фона подноса. Замалевок сушится в сушильных шкафах в течение двенадцати часов при определенной температуре

Слайд 15

2. Следующими этапами, «тенежкой» полупрозрачными красками художник наносит цветные тени. Слово «тенёжка»—созвучно слову «тень». У цветов появляется объём, обозначаются теневые места растений.

Слайд 16

3. Прокладка цветом- один из самых ответственных этапов послойного жостовского письма. Форма букета обретает плоть — уточняются многие детали, высветляется и реализуется контрастный или более гармоничный строй всей композиции. операции направленные на подчёркивание объема.

Слайд 17

После этого следует «бликовка», то есть нанесение белильных мазков, уточняющих все объёмы. Наложение бликов выявляет свет и объём. Букет кажется освещенным множеством независимых источников света. Бликовка создает настроение и колорит.

Слайд 18

4. Завершается роспись изящной графикой «чертёжки» и «привязки». Упругие линии «чертёжки» легко обегают по контуру лепестки и листья, выразительно подчёркивая по контрасту их сочную живопись.

Слайд 19- 21

Украшение борта подноса, состоящее из геометрических или растительных узоров. Уборка может быть скромной, а может соперничать с роскошными старинными рамами для картин. Без уборки изделие выглядит незаконченным. С помощью тончайшего мелового порошка поднос затирается ладонями до блеска, а затем натирается парафином, чтобы еще больше блестел.

Слайд 22 Галерея

4. Практическая часть.

Работа проводиться в группах. Ученикам предлагается из за ранее приготовленных листов черного картона.Вырезать форму подноса и выполнить на ней цветочную композицию. цветы сначала рисуются, а затем вырезаются и наклеиваются на поднос.

5. Заключительная засть.

Наше путешествие в село Жостово подошло к концу, мы должны отправляться дальше.

6. Выставка работ

7. Рефлексия

1. Когда и где возникла Жостовская роспись?

2. Во сколько этапов выполняется роспись?

3. Какой вид краски используется при выполнении росписи?

4. Как называется этап, завершающий роспись?

5. Как вы думаете, в чем отличие Жостовской росписи от таких росписей как Гжель, Хохлома.

6. Что интересного и нового вы сегодня узнали?

7. Какие предметы создают Жостовские умельцы?

8. Что особенного в творчестве мастеров из Жостово?

Действительно, много у нас в России талантливых мастеров. Мастера радуют нас своими изделиями, дарят людям красоту. Труд и талант народных умельцев придает величие нашему Российскому государству.

Мы должны гордиться тем, что у нас есть такие мастера, которые поддерживают традиции своих предков, традиции народных промыслов России.

Ребята встанете, пожалуйста.

Вы сегодня очень хорошо работали.

Все работы очень красивы нельзя отделить какою-то работу.

Вы все молодцы.

Теперь приведите свое рабочее место в порядок.

Спасибо. Урок окончен.

Категория: ИЗО
14.12.2015 16:43


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!