СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Значение пластической анатомии для начинающих художников
Изображение человека – одна из главных задач художника. Пластическая анатомия – это наука искусственного разделения целого тела на отдельные части для того, чтобы выяснить их положение, очертание, структуру и функции. В целом художественную анатомию следует рассматривать как пособие, помогающее осмысленному наблюдению, распознаванию и, следовательно, отображению характеристик человеческого тела. Пластическая анатомия поможет художникам в изучении окружающей действительности и станет стимулом к пониманию и интерпретации этого мира в рисунке, станет помощником для изучения натуры и исключения возможных ошибок, которые создадут впечатление незаконченности и неубедительности. Для точного изображения человеческого тела от художника требуется не только внимательное изучение модели, но и тонкое понимание её анатомического устройства и пропорций.
Рис. 1 – Наброски для Сивиллы. Микеланджело. Красный мел на бумаге. Музей изобразительного искусства «Метрополитен».
Рис. 2 – Этюд обнажённого. Микеланджело. Музей Тейлерса, Харлем.
Рисунок 1 Рисунок 2
Актуальность темы определяется необходимостью разработки современной методики преподавания курса пластической анатомии, частичным изменением её содержания и созданием новых учебно-методических пособий. Изучив пластическую анатомию используя теоретический материал, муляжи, схемы, таблицы, дополнив внимательным рассмотрением отдельных частей и всего тела вместе можно понять многое, касающееся особенностей строения человека. Художник будет иметь возможность изображать натуру творчески без рабского копирования, сможет работать от себя и в композиции, создавая образ, показывая разнообразные движения и эмоции.
Рисунок 3 Рисунок 4 Рисунок 5
Рис. 3 – Обнажённая женщина на коленях с ребёнком на руках. Шарль Лебрен. Красный мел и световые блики цинковых белил на бежевой бумаге. Лувр. Париж.
Рис. 4 – Мышцы груди. Леонардо да Винчи. Королевская библиотека. Виндзорский замок.
Рис. 5 – Этюд обнажённого. Микеланджело. Музей Тейлерса, Харлем.
Но, на данном этапе начинающие художники и педагоги столкнулись с проблемой нехватки или отсутствия учебных пособий, а имеющиеся муляжи, таблицы и схемы либо устарели, либо находятся в непригодном состоянии. Также пользуются литературой по пластической анатомии, но изучить полностью пластическую анатомию, пользуясь только теоретическим материалом невозможно, так как нужно уметь её применять на практике в своих работах, нужно показать не только анатомическое построение, но и то, как оно помогает создавать рисунок. Учащийся может добросовестно прослушать курс, а о применении анатомии на практике при построении фигуры никаких сведений не получить. Художник, не знающий анатомического построения (хотя и изучивший анатомию), не может свободно владеть рисунком человеческой фигуры, не может пользоваться моделью. Теоретические знания, какими хорошими бы они не были, не смогут заменить собой опыта в рисовании, приобретаемого путём упорной работы. Главное в теоретических основах предостеречь неопытных художников от основных ошибок, показать последовательность в освоении и изображении человеческого тела, а опыт достигается путём рисования большого количества работ на протяжении всей жизни. Основной путь изучения человеческого организма – это анатомия. Для художественных целей подходит более практический и прямой путь, основанный на решении проблемы точного изображения через изучение описательной и системной анатомии, разбирающей форму и строение частей человеческого тела и классифицирующей их относительно двигательной системы.
Умение рисовать фигуру человека – непременная составляющая классического образования любого художника или скульптора. Без приобретения правильных навыков в изображении человеческого тела не стоит, и мечтать о дальнейшем росте в любой сфере изобразительного искусства и всерьёз задумываться о выборе собственной манеры и стиля. Механизм построения – средство а не цель.
Надо учиться не слепо срисовывать какие-то там выпуклости, бугры, а рисовать форму, строить ее конструкцию, разгадывая содержание. Вспомним слова Михаила Александровича Врубеля: «Вдохновение. все-таки остается только формой, выполнять которую приходится не дрожащими руками истерика, а спокойными ремесленника».
Нужно постоянно задаваться вопросами: Что я рисую? Что образует, лепит данную форму? И проверять себя при этом по тексту и таблицам. Важность пластической анатомии в стремлении современных художников как можно точнее воспроизвести и отобразить видимые формы, соблюсти размеры, пропорции и создать совершенную жизнеподобную фигуру.
Нужно ли художнику изучать анатомию? Ответ может быть только один – конечно, нужно. Как ни странно, всякое искусство основывается на науке. Создавая произведение, мы опираемся на свод фундаментальных и разнообразных знаний.
Упор делается не на внешнем образе фигуры и не на тонкостях светотеневого моделирования формы, а на происхождении этой формы, а также равновесия и движений тела из его устройства, их обусловленности внутренней конструкцией.
Человек был и остается в центре внимания художника, а пластическая анатомия помогает познать, понять секреты красоты его тела, всю сложность этой живой, движущейся и видоизменяющейся формы.
Литература
1. Леонардо да Винчи. Анатомия. Записи и рисунки. – М.: Наука, 1965.
2. Бриджмен Дж. Полное руководство по рисунку с натуры. – М.: АСТ, Астрель,
3. Баммес Г. Образ человека. Учебник и практическое руководство по пластической анатомии для художников. – СПб: Дитон, 2011. / Пер. с нем. изд.: Bammes G. Die Gestalt des Menschen. Lehr- und Handbuch der Kunstleranatomie. – Ravensburger Buchverlag Otto Maier GmbH, 2002.
4. Барчаи Е. Анатомия для художников. – Эксмо-Пресс, 2001. ISBN 5-04-005394-0. Переизд. в 2006, 2010.
5. Павлов Г. М., Павлова В. Н. Пластическая анатомия.– М.: Наука, 1967. Переизд. в 2000.
6. Луиза Гордон. Рисунок. Техника рисования фигуры человека.- Москва, Эксмо, 2001.
7. Профессор М. Ф. Иваницкий, профессор М. Г. Манизер, профессор К. М. Максимов, профессор А. М. Соловьёв, кандидат искусствоведения Е. В. Нестерова, Е. М. Елизарова, Я. О. Шкандрий. – Школа изобразительного искусства. – Москва, Изобразительное искусство, 1989.
8. Чарльз Стивен. Учитесь рисовать человека в движении. – Минск, Попурри, 2002.
9. Кузнецов А. Ю. Атлас анатомии человека для художников. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
10. Смирнов Г. Б., Соловьёв А. М. Начинающему художнику. – Ленинград, Школа изобразительного искусства, 1992.
© 2016, Мирошниченко Юлия Сергеевна 4413