СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Значение пластической анатомии для начинающих художников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Значение пластической анатомии для начинающих художников

Изображение человека – одна из главных задач художника. Пластическая анатомия – это наука искусственного разделения целого тела на отдельные части для того, чтобы выяснить их положение, очертание, структуру и функции. В целом художественную анатомию следует рассматривать как пособие, помогающее осмысленному наблюдению, распознаванию и, следовательно, отображению характеристик человеческого тела. Пластическая анатомия поможет художникам в изучении окружающей действительности и станет стимулом к пониманию и интерпретации этого мира в рисунке, станет помощником для изучения натуры и исключения возможных ошибок, которые создадут впечатление незаконченности и неубедительности. Для точного изображения человеческого тела от художника требуется не только внимательное изучение модели, но и тонкое понимание её анатомического устройства и пропорций.

Рис. 1 – Наброски для Сивиллы. Микеланджело. Красный мел на бумаге. Музей изобразительного искусства «Метрополитен».

Рис. 2 – Этюд обнажённого. Микеланджело. Музей Тейлерса, Харлем.

Рисунок 1 Рисунок 2

Актуальность темы определяется необходимостью разработки современной методики преподавания курса пластической анатомии, частичным изменением её содержания и созданием новых учебно-методических пособий. Изучив пластическую анатомию используя теоретический материал, муляжи, схемы, таблицы, дополнив внимательным рассмотрением отдельных частей и всего тела вместе можно понять многое, касающееся особенностей строения человека. Художник будет иметь возможность изображать натуру творчески без рабского копирования, сможет работать от себя и в композиции, создавая образ, показывая разнообразные движения и эмоции.

Рисунок 3 Рисунок 4 Рисунок 5

Рис. 3 – Обнажённая женщина на коленях с ребёнком на руках. Шарль Лебрен. Красный мел и световые блики цинковых белил на бежевой бумаге. Лувр. Париж.

Рис. 4 – Мышцы груди. Леонардо да Винчи. Королевская библиотека. Виндзорский замок.

Рис. 5 – Этюд обнажённого. Микеланджело. Музей Тейлерса, Харлем.

Но, на данном этапе начинающие художники и педагоги столкнулись с проблемой нехватки или отсутствия учебных пособий, а имеющиеся муляжи, таблицы и схемы либо устарели, либо находятся в непригодном состоянии. Также пользуются литературой по пластической анатомии, но изучить полностью пластическую анатомию, пользуясь только теоретическим материалом невозможно, так как нужно уметь её применять на практике в своих работах, нужно показать не только анатомическое построение, но и то, как оно помогает создавать рисунок. Учащийся может добросовестно прослушать курс, а о применении анатомии на практике при построении фигуры никаких сведений не получить. Художник, не знающий анатомического построения (хотя и изучивший анатомию), не может свободно владеть рисунком человеческой фигуры, не может пользоваться моделью. Теоретические знания, какими хорошими бы они не были, не смогут заменить собой опыта в рисовании, приобретаемого путём упорной работы. Главное в теоретических основах предостеречь неопытных художников от основных ошибок, показать последовательность в освоении и изображении человеческого тела, а опыт достигается путём рисования большого количества работ на протяжении всей жизни. Основной путь изучения человеческого организма – это анатомия. Для художественных целей подходит более практический и прямой путь, основанный на решении проблемы точного изображения через изучение описательной и системной анатомии, разбирающей форму и строение частей человеческого тела и классифицирующей их относительно двигательной системы.

Умение рисовать фигуру человека – непременная составляющая классического образования любого художника или скульптора. Без приобретения правильных навыков в изображении человеческого тела не стоит, и мечтать о дальнейшем росте в любой сфере изобразительного искусства и всерьёз задумываться о выборе собственной манеры и стиля. Механизм построения – средство а не цель.

Надо учиться не слепо срисовывать какие-то там выпуклости, бугры, а рисовать форму, строить ее конструкцию, разгадывая содержание. Вспомним слова Михаила Александровича Врубеля: «Вдохновение. все-таки остается только формой, выполнять которую приходится не дрожащими руками истерика, а спокойными ремесленника».

Нужно постоянно задаваться вопросами: Что я рисую? Что образует, лепит данную форму? И проверять себя при этом по тексту и таблицам. Важность пластической анатомии в стремлении современных художников как можно точнее воспроизвести и отобразить видимые формы, соблюсти размеры, пропорции и создать совершенную жизнеподобную фигуру.

Нужно ли художнику изучать анатомию? Ответ может быть только один – конечно, нужно. Как ни странно, всякое искусство основывается на науке. Создавая произведение, мы опираемся на свод фундаментальных и разнообразных знаний.

Упор делается не на внешнем образе фигуры и не на тонкостях светотеневого моделирования формы, а на происхождении этой формы, а также равновесия и движений тела из его устройства, их обусловленности внутренней конструкцией.

Человек был и остается в центре внимания художника, а пластическая анатомия помогает познать, понять секреты красоты его тела, всю сложность этой живой, движущейся и видоизменяющейся формы.

Литература

1. Леонардо да Винчи. Анатомия. Записи и рисунки. – М.: Наука, 1965.

2. Бриджмен Дж. Полное руководство по рисунку с натуры. – М.: АСТ, Астрель,

3. Баммес Г. Образ человека. Учебник и практическое руководство по пластической анатомии для художников. – СПб: Дитон, 2011. / Пер. с нем. изд.: Bammes G. Die Gestalt des Menschen. Lehr- und Handbuch der Kunstleranatomie. – Ravensburger Buchverlag Otto Maier GmbH, 2002.

4. Барчаи Е. Анатомия для художников. – Эксмо-Пресс, 2001. ISBN 5-04-005394-0. Переизд. в 2006, 2010.

5. Павлов Г. М., Павлова В. Н. Пластическая анатомия.– М.: Наука, 1967. Переизд. в 2000.

6. Луиза Гордон. Рисунок. Техника рисования фигуры человека.- Москва, Эксмо, 2001.

7. Профессор М. Ф. Иваницкий, профессор М. Г. Манизер, профессор К. М. Максимов, профессор А. М. Соловьёв, кандидат искусствоведения Е. В. Нестерова, Е. М. Елизарова, Я. О. Шкандрий. – Школа изобразительного искусства. – Москва, Изобразительное искусство, 1989.

8. Чарльз Стивен. Учитесь рисовать человека в движении. – Минск, Попурри, 2002.

9. Кузнецов А. Ю. Атлас анатомии человека для художников. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

10. Смирнов Г. Б., Соловьёв А. М. Начинающему художнику. – Ленинград, Школа изобразительного искусства, 1992.

23.03.2016 14:27


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!