СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Здравствуйте! Вы попали на сайт учителя русского языка и литературы МБОУ "Тальская СОШ". Сайт находится в разработке и будет пополняться новыми материалами.
Поделюсь информацией, которая может пригодиться не только школьнику, но учителю.
Омонимами (от греч. homos — одинаковый и onyma — имя, название) называются слова, которые произносятся и пишутся одинаково, но имеют разные, не связанные друг с другом лексические значения, например: лавка1 (скамья) — лавка2 (магазин); кормовой1 (находящийся на корме) — кормовой2 (служащий для корма); заставить1 (загородить, занять чем-либо пространство) — заставить2 (принудить).
Омонимы нередко используются в художественной литературе и публицистике как стилистическое средство, усиливающее выразительность речи, создающее возможности для игры слов, построенной на столкновении их различных лексических значений, например:
Слово звучит
Над разбуженным краем:
— Свет добываем!
Свет добываем!
Сёлам, и школам,
И сельсовету.
И всему cвemy!
И всему cвemy!
Возникновение в языке омонимов (полных и частичных, или неполных) обусловлено рядом причин.
1. Омонимы возникают в результате того, что первоначально разные значения одного и того же слова становятся настолько далекими, что в современном языке воспринимаются уже как разные слова, и лишь специальный этимологический анализ помогаетустановить общность этих слов.
К этой группе омонимов относятся такие слова, как месяц - одна двенадцатая часть астрономического года и месяц - небесное светило, луна; мир - согласие, отсутствие войны и мир - вселенная, земной шар; стан - корпус, туловище и стан - лагерь.
2. Иногда омонимы появляются в результате того, что исконное слово совпадает в своем звучании с заимствованным. Например, клуб - масса чего-либо движущегося (пыли, дыма и т.д.) и клуб - общественная организация, объединяющая людей (англ. club); горн - часть шахтной печи или (первоначально) кузнечный очаг и горн - сигнальный рожок (нем. Horn) и др.
3. Нередко одинаково звучат не только русские и заимствованные слова, но в силу определенных фонетических законов в русском языке приобретают одинаковое звучание несколько слов, заимствованных из разных языков. Такое звуковое совпадение наблюдается в словах кран (гол. kraan) - трубка с затвором, служащая для выливания жидкости, и кран - (нем. kгап) - механизм для подъема и передвижения тяжестей; банка (польск. banka) - цилиндрический стеклянный, глиняный или жестяной сосуд, банка (гол. bank) - отмель и банка (нем. bank) - поперечная скамья в лодке; бар - особый тип ресторана (англ. bar), бар - наносная мель (фр. bагге) и бар - спец. единица атмосферного давления (греч. bагоs); бак - металлический закрытый сосуд (фр. bас) и бак - носовая часть верхней палубы корабля (гол. bak) и др.
Совпадение звучания русского и заимствованного слов происходит иногда не сразу. Когда-то по-разному звучавшие слова в процессе исторического развития языка оказываются одинаково звучащими, т.е. омонимами. Такой путь прошли, например, слова лук - огородное растение (древнее заимствование из германских языков) и лук - ручное оружие для метания стрел (восходит к древнерусскому лонк, где сочетания -он- - носовой звук о).
Bыдeляютcя cлeдyющиe типы oмoнимoв:
oмoфoны (фoнeтичecкиe oмoнимы) — oдинaкoвыe пo звyкoвoмy cocтaвy (пpoизнoшeнию), нo paзличныe пo бyквeннoмy cocтaвy (нaпиcaнию) cлoвa: кoд и кoт, гpиб и гpипп, фopт и «фopд», люд и лют, ocвeтить и ocвятить;
oмoгpaфы (гpaфичecкиe, бyквeнныe oмoнимы) — oдинaкoвыe пo бyквeннoмy cocтaвy, нo paзличныe пo пpoизнoшeнию cлoвa: пapить — пapить, poжки — poжки, пoлки — пoлки, aтлac — aтлac;
oмoфopмы (coвпaдaющиe гpaммaтичecкиe фopмы paзныx cлoв или oднoгo cлoвa): лeтняя пopa — пopa exaть; oxoтa (нa вoлкoв) и oxoтa (жeлaниe); cтeклo oкoннoe — cтeклo нa пoл (cyщ. и глaгoл); мopoжeнoe мяco — шoкoлaднoe мopoжeнoe (пpилaг. и cyщ.); нacлaждaтьcя вecнoй — вepнyтьcя вecнoй (cyщ. и нapeчиe); зaдeлaть тeчь — тeчь пo пoлy (cyщ. и глaгoл).
С омонимичными словами не следует смешивать слова-паронимы (гр. para - возле + опуmа - имя), которые различаются значением, но сходны по произношению, грамматической принадлежности, а нередко и по родству корней. Например, абонемент - абонент, будний - будничный, обидный – обидчивый, предоставить - представить и мн. др.
В русском языке встречается явление, которое называется парономазией. Парономазы - созвучные неоднокоренные слова. Например, штапель, штабель; здравица, здравница и др.
Упр. 1. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
1. Драматическое произведение нужно строить так, ЧТО(БЫ) смысл его возвышался над ним (НА)ПОДОБИЕ шпиля.
2. (НА)РЯДУ с картинами на современные темы большое место в творчестве Репина занимает историческая живопись, к которой он периодически возвращается (В)ТЕЧЕНИЕ всей своей жизни.
3. Блок ПРЕДПОЧЁЛ (БЫ), ЧТО(БЫ) «молчаливая, ушедшая в себя душа» поэта, для которой весь мир — «балаган», так и осталась погружённой в туманные грёзы.
4. (И)ТАК, баллада Пушкина исторически достоверна, (ТО)ЕСТЬ по сравнению с балладами Жуковского она более приближена к реальности.
5.(ПО)ВИДИМОМУ, Боттичелли был учеником известного живописца Филиппе Липпи, а ТАК(ЖЕ) флорентийского живописца и скульптора Андреа Верроккио.
Ответ:__________________________________.
© 2020, Федченко Анжела Валерьевна 497